Энергетические субсидии в Королевстве Саудовская Аравия

Саудовская Аравия занимает второе место после Ирана по суммарному объему субсидирования ископаемого топлива. Ежегодно страна тратит десятки миллиардов долларов на то, чтобы обеспечить компании и домохозяйства необходимой энергией. Однако уже в этом году бюджет Саудовской Аравии может оказаться дефицитным: на фоне ежегодного прироста населения в почти 1 млн человек в год и реализации обширной социальной программы просели мировые цены на нефть, и дабы не потерять свою долю на рынке углеводородов КСА начало торговать «черным золотом» с дисконтом. На рост бюджетных расходов также несомненно повлияли военная операция в Йемене, непростая ситуация вокруг «Исламского государства» (ИГ). Следовательно, можно предположить, что ведущая нефтяная держава будет вынуждена запустить руку в собственные золотовалютные резервы (гособлигации США, иностранные ценные бумаги, депозитные счета в иностранных банках, драгоценные металлы), которые оценены в менее 1 трлн долл. США.

Если имеется интерес и время оценить деловую обстановку в Саудовской Аравии, то можно обнаружить существенные возможности для экономической активности в этом государстве. По сути вы оказываетесь в Объединенных Арабских Эмиратах 1990-х гг: резиденты относятся к приезжим с благосклонным интересом, отели демонстрируют высокий уровень сервиса, а предложения по бизнесу звучат буквально с каждой стороны: строительство,  грузоперевозки, информационные технологии. Осталось добавить к этому говорящих исключительно на арабском языке трудовых мигрантов из Пакистана и Филиппин, и самое главное – что бы ни происходило с мировыми ценами на нефть, стоимость отпускной цены 95-го бензина составляет в российских ценах 8 рублей за литр, и дизеля – 4 рубля за литр. Бензоколонки выпускаются с уже написанными на них краской ценах, а над ценой указание – «Не забудь воздать хвалу Аллаху».

Воистину Саудовская Аравия известна своими королевскими субсидиями – население обеспечено качественными нефтепродуктами, электроэнергией, чистейшей водой и продовольствием. По данным Международного энергетического агентства субсидии на потребление первичных источников энергии составили в Саудовской Аравии 61 млрд долл. США в 2011 году, а в прошедшем 2014 этот показатель мог достичь и 90 млрд долл. США. Из них 75% приходится на потребление нефтепродуктов, 25% — на потребление электроэнергии. Прямые субсидии в стране направлены на продажу населению электроэнергии и продуктов нефтепереработки по заниженным ценам. Примером косвенного субсидирования является политика, гарантирующая высокий доход (в размере 7-15% годовых) энергетическим компаниям.

Являясь неотъемлемой частью экономики Саудовской Аравии субсидии прослеживаются и в не энергетическом секторе. И если их полная отмена на данный момент не возможна, то можно предположить, что в случае сокращения объема субсидирования в первую очередь подорожает опреснение и очистки воды и производство сельскохозяйственной продукции. Данный процесс скорее всего будет происходить плавно, чтобы не нанести урон темпам роста экономики и социально-политической стабильности. Другой возможный вариант развития событий – отказ от субсидий на потребление энергии корпорациям, связанным с сельским хозяйством (где параллельным действием может служить планируемый постепенный отказ от субсидирования производства сельскохозяйственной продукции), перевод производственного цикла в более благоприятные регионы (к примеру, в Латинскую Америку). В крайнем случае возможно постепенное увеличение тарифов на основные источники энергии, однако данный рост не должен негативно сказаться на  населении, проживающем за чертой бедности.

Субсидирование широко практикуется и другими государствами, входящими в Организацию стран-экспортеров нефти, и показательным моментом является то, что единственный год, когда за последнее десятилетие субсидии ископаемого топлива в 12 странах уменьшились, был кризисный 2009 год. Следовательно, в период существующих цен на энергоресурсы национальные компании стран, входящих в картель, помимо возможной помощи со стороны государственных резервов будут снижать собственные операционные затраты добычи и переработки. Падение и дальнейшая стагнация мировых цен на «черное золото» тут послужит хорошим стимулом, под который образуется и соответствующий коридор для демонстрации собственных конкурентных преимуществ – в ряде регионов, в частности в Персидском заливе, себестоимость добычи одного барреля нефти является самой низкой в мире. Кроме этого компании перегружены иностранными трудовыми мигрантами, отказаться от услуг которых, не нарушив при этом социальную стабильность среди местного населения, государственная компания может с легкостью. Не стоит также забывать, что эффективная деятельность национальных нефтяных компаний является очевидным государственным приоритетом, который обеспечивается не только возможностью быстро привлечь деньги как для начала нового проекта по разведке месторождения, так и для начала работы в другом государстве, но также тем, что привлекаемый капитал будет привлекаться на условиях, максимально выгодных компании, будет доступен в кратчайшие сроки и будет использован согласно заранее разработанной инвестиционной стратегии. Тут в первую очередь сказывается то, что политическая система КСА определяет значительную оперативность принятия подобных решений, а налоговая политика является относительно жесткой.

Помимо субсидий за последние несколько лет выросли и военные расходы Саудовской Аравии, сегодня они составляют примерно столько же, сколько и субсидии ископаемого топлива, т.е. порядка 10% ВВП. А если добавить к этому щедрость короля Сальмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, выплатившего, к примеру, недавно всему местному работающему населению государственную премию в размере двух месячных зарплат и простившего ряду жителей их долги (итого на 30 млрд долл. США), то можно смело утверждать, что 2015 год гарантированно окажется дефицитным для саудовского бюджета. С другой стороны, шаги, предпринимаемые  властями, пользуются поддержкой как со стороны соседних монархий Персидского залива, так и со стороны западных государств, а следовательно можно предположить, что нынешняя ситуация все-таки расценена не как временная и вынужденная и Саудовская Аравия продолжит свою политику торговли «черным золотом» с дисконтом для перелома ценовой политики конкурентов, сохранения собственной доли на мировом рынке нефти и для реализации своих политических амбиций. Альтернативно Саудовская Аравия может выпустить краткосрочные долговые обязательства и за их счет решить собственные проблемы с поиском ликвидности, оставив при этом золотовалютные запасы нетронутыми.

Таблица 1. Резервы (с учетом запасов золота) ряда стран-членов ОПЕК (данные Мирового банка), млрд долл. США.

2013
Алжир 201, 436 605 684
Ангола 32, 780 375 986
Эквадор 4, 345 840 372
Ирак 77, 747 259 730
Кувейт 32, 410 160 396
Ливия 119, 714 243 055
Катар 42, 082 172 851
КСА 737, 796 506 890
ОАЭ 68, 202 651 336
Венесуэла  20, 275 218 555

 

Таблица 2. Резервы как процент внешнего долга ряда стран-членов ОПЕК (данные Мирового банка)

2013
Алжир 3850,6
Ангола 136,6
Эквадор 21,4
Венесуэла 17,1

 

52.22MB | MySQL:103 | 0,586sec