Саудовская Аравия занимает второе место после Ирана по суммарному объему субсидирования ископаемого топлива. Ежегодно страна тратит десятки миллиардов долларов на то, чтобы обеспечить компании и домохозяйства необходимой энергией. Однако уже в этом году бюджет Саудовской Аравии может оказаться дефицитным: на фоне ежегодного прироста населения в почти 1 млн человек в год и реализации обширной социальной программы просели мировые цены на нефть, и дабы не потерять свою долю на рынке углеводородов КСА начало торговать «черным золотом» с дисконтом. На рост бюджетных расходов также несомненно повлияли военная операция в Йемене, непростая ситуация вокруг «Исламского государства» (ИГ). Следовательно, можно предположить, что ведущая нефтяная держава будет вынуждена запустить руку в собственные золотовалютные резервы (гособлигации США, иностранные ценные бумаги, депозитные счета в иностранных банках, драгоценные металлы), которые оценены в менее 1 трлн долл. США.
Если имеется интерес и время оценить деловую обстановку в Саудовской Аравии, то можно обнаружить существенные возможности для экономической активности в этом государстве. По сути вы оказываетесь в Объединенных Арабских Эмиратах 1990-х гг: резиденты относятся к приезжим с благосклонным интересом, отели демонстрируют высокий уровень сервиса, а предложения по бизнесу звучат буквально с каждой стороны: строительство, грузоперевозки, информационные технологии. Осталось добавить к этому говорящих исключительно на арабском языке трудовых мигрантов из Пакистана и Филиппин, и самое главное – что бы ни происходило с мировыми ценами на нефть, стоимость отпускной цены 95-го бензина составляет в российских ценах 8 рублей за литр, и дизеля – 4 рубля за литр. Бензоколонки выпускаются с уже написанными на них краской ценах, а над ценой указание – «Не забудь воздать хвалу Аллаху».
Воистину Саудовская Аравия известна своими королевскими субсидиями – население обеспечено качественными нефтепродуктами, электроэнергией, чистейшей водой и продовольствием. По данным Международного энергетического агентства субсидии на потребление первичных источников энергии составили в Саудовской Аравии 61 млрд долл. США в 2011 году, а в прошедшем 2014 этот показатель мог достичь и 90 млрд долл. США. Из них 75% приходится на потребление нефтепродуктов, 25% — на потребление электроэнергии. Прямые субсидии в стране направлены на продажу населению электроэнергии и продуктов нефтепереработки по заниженным ценам. Примером косвенного субсидирования является политика, гарантирующая высокий доход (в размере 7-15% годовых) энергетическим компаниям.
Являясь неотъемлемой частью экономики Саудовской Аравии субсидии прослеживаются и в не энергетическом секторе. И если их полная отмена на данный момент не возможна, то можно предположить, что в случае сокращения объема субсидирования в первую очередь подорожает опреснение и очистки воды и производство сельскохозяйственной продукции. Данный процесс скорее всего будет происходить плавно, чтобы не нанести урон темпам роста экономики и социально-политической стабильности. Другой возможный вариант развития событий – отказ от субсидий на потребление энергии корпорациям, связанным с сельским хозяйством (где параллельным действием может служить планируемый постепенный отказ от субсидирования производства сельскохозяйственной продукции), перевод производственного цикла в более благоприятные регионы (к примеру, в Латинскую Америку). В крайнем случае возможно постепенное увеличение тарифов на основные источники энергии, однако данный рост не должен негативно сказаться на населении, проживающем за чертой бедности.
Субсидирование широко практикуется и другими государствами, входящими в Организацию стран-экспортеров нефти, и показательным моментом является то, что единственный год, когда за последнее десятилетие субсидии ископаемого топлива в 12 странах уменьшились, был кризисный 2009 год. Следовательно, в период существующих цен на энергоресурсы национальные компании стран, входящих в картель, помимо возможной помощи со стороны государственных резервов будут снижать собственные операционные затраты добычи и переработки. Падение и дальнейшая стагнация мировых цен на «черное золото» тут послужит хорошим стимулом, под который образуется и соответствующий коридор для демонстрации собственных конкурентных преимуществ – в ряде регионов, в частности в Персидском заливе, себестоимость добычи одного барреля нефти является самой низкой в мире. Кроме этого компании перегружены иностранными трудовыми мигрантами, отказаться от услуг которых, не нарушив при этом социальную стабильность среди местного населения, государственная компания может с легкостью. Не стоит также забывать, что эффективная деятельность национальных нефтяных компаний является очевидным государственным приоритетом, который обеспечивается не только возможностью быстро привлечь деньги как для начала нового проекта по разведке месторождения, так и для начала работы в другом государстве, но также тем, что привлекаемый капитал будет привлекаться на условиях, максимально выгодных компании, будет доступен в кратчайшие сроки и будет использован согласно заранее разработанной инвестиционной стратегии. Тут в первую очередь сказывается то, что политическая система КСА определяет значительную оперативность принятия подобных решений, а налоговая политика является относительно жесткой.
Помимо субсидий за последние несколько лет выросли и военные расходы Саудовской Аравии, сегодня они составляют примерно столько же, сколько и субсидии ископаемого топлива, т.е. порядка 10% ВВП. А если добавить к этому щедрость короля Сальмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, выплатившего, к примеру, недавно всему местному работающему населению государственную премию в размере двух месячных зарплат и простившего ряду жителей их долги (итого на 30 млрд долл. США), то можно смело утверждать, что 2015 год гарантированно окажется дефицитным для саудовского бюджета. С другой стороны, шаги, предпринимаемые властями, пользуются поддержкой как со стороны соседних монархий Персидского залива, так и со стороны западных государств, а следовательно можно предположить, что нынешняя ситуация все-таки расценена не как временная и вынужденная и Саудовская Аравия продолжит свою политику торговли «черным золотом» с дисконтом для перелома ценовой политики конкурентов, сохранения собственной доли на мировом рынке нефти и для реализации своих политических амбиций. Альтернативно Саудовская Аравия может выпустить краткосрочные долговые обязательства и за их счет решить собственные проблемы с поиском ликвидности, оставив при этом золотовалютные запасы нетронутыми.
Таблица 1. Резервы (с учетом запасов золота) ряда стран-членов ОПЕК (данные Мирового банка), млрд долл. США.
2013 | |
Алжир | 201, 436 605 684 |
Ангола | 32, 780 375 986 |
Эквадор | 4, 345 840 372 |
Ирак | 77, 747 259 730 |
Кувейт | 32, 410 160 396 |
Ливия | 119, 714 243 055 |
Катар | 42, 082 172 851 |
КСА | 737, 796 506 890 |
ОАЭ | 68, 202 651 336 |
Венесуэла | 20, 275 218 555 |
Таблица 2. Резервы как процент внешнего долга ряда стран-членов ОПЕК (данные Мирового банка)
2013 | |
Алжир | 3850,6 |
Ангола | 136,6 |
Эквадор | 21,4 |
Венесуэла | 17,1 |