Судан: выборы без интриги

В Судане завершились всеобщие выборы, в настоящее время идет подсчет голосов. В этих выборах мало интриги: с учетом бойкота процесса волеизъявления со стороны подавляющей части легальных политических партий мало кто из обозревателей сомневался в том, что большинство мест в новом составе парламента получит правящая Партия национального конгресса (ПНК), а многолетний и несменяемый 71-летний президент Омар аль-Башир вновь будет переизбран на этот пост. Напомним, что выборы бойкотировали практически все традиционные для Судана «политические тяжеловесы». Это, прежде всего, партия «Аль-Умма» (махдисты) во главе со своим харизматичным лидером Садиком аль-Махди, значительная часть Юнионистко-демократическая партия (раскололась на неравные части, большинство вместе с лидером Ю.Маргани поддержали выборы), коммунисты, насеристы и т.д. Среди отказавшихся участвовать также и признанный лидер исламистов и один из основателей «Зеленого интернационала» Х.ат-Тураби и его Партия народного конгресса. Причина бойкота довольно традиционная — отказ О.аль-Башира делиться властными полномочиями и пускать представителей других политических партий в структуры исполнительной власти. Стороны безуспешно пытались договориться о компромиссе, но они достигли лишь промежуточных результатов. Лидер махдистов С.аль-Махди смог вернуться на родину из вынужденной эмиграции в Египте, но дальше этого дело не пошло.

Результат такой промежуточной договоренности налицо: крайне низкая явка избирателей, что даже вынудило власти продлить на один день сроки голосования. По данным Национальной избирательной комиссии (НИК) только 10 процентов из 13 миллионов зарегистрированных избирателей приняли участие в выборах. К этому числу необходимо добавить очень незначительное количество избирателей, которые в силу традиционных правил охвата электоральным пространством кочевников, регистрируют себя сами в любой точке страны в связи с сезонными миграциями. Такие также присутствуют, но, опять же, добавим, что их число ситуацию не меняет. Запредельно низкая явка, пожалуй, является главным итогом выборов и показывает крайнюю апатию суданского электората. Это может трактоваться Хартумом двояко: низкую политическую активность населения можно расценивать, как уверенность в правильности курса руководства страны и предопределенность итогов голосования, а можно — как назревшую необходимость осознания демократизации общества с активизацией механизма многопартийности, что, кстати, является составной традиционной частью политической культуры Судана. Заметим, что, хотя нынешний режим и пришел к власти в результате военного переворота, политические партии запрещены не были, свергнутый премьер-министр С.аль-Махди остался в достаточно активном политическом круговороте, как и лидеры остальных политических партий. Особо отметим, что мы сейчас ведем речь о структурированной политической оппозиции, а не о повстанцах Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила.

Возвращаясь к мотивировке избирателей, которые проигнорировали голосование, рискнем предположить, что в суданском варианте мы имеем дело все-таки с глухо растущим недовольством населения. Те же сторонники «Аль-Уммы» и ЮДП объединяют значительное число избирателей, которые концентрируются в широко развитом торговом секторе суданской экономики. Падение их популярности, ставшее одной из причин военного переворота, имело под собой и чисто экономическую основу: экспорт нефти, а значит и финансовые потоки, серьезно потеснили этот сектор экономики в прошлом, но сейчас в условиях падения этих доходов «торговый сектор» вновь отвоевывает утраченные позиции, а значит автоматически усиливает позиции тех же махдистов. Требование оппозиции о создании правительства национального единства, таким образом, являются отражением реальности в экономике, которая испытывает далеко не самые лучшие времена. Общий настрой населения в этой связи можно расценить, как предоставление правящим властям «последнего шанса» на улучшение их жизни. Именно этим обстоятельством можно объяснить, наряду с пассивностью, и отсутствие каких-либо массовых протестных проявлений, за исключением нескольких лагерей для беженцев в Дарфуре, что объясняется сильным присутствием в них сторонников сепаратистских движений этого региона.

Причин такого поведения несколько. Первая — это опасение значительной части населения повторения «сирийского» или «йеменского» сценариев развития ситуации, на что особенно напирали правительственные пропагандисты в последние месяцы. Вторая и основная — надежда на скорую экономическую помощь со стороны КСА, о чем было заявлено президентом О.аль-Баширом на днях. Напомним, что (из заявления суданского лидера) по итогам переговоров в прошлом месяце с саудовским королем Сальманом в самом скором времени будет снято эмбарго с банковской сферы страны в обмен на просаудовскую позицию Хартума в связи с ситуацией в Йемене и разрывом партнерских отношений с Тегераном. На прошлой неделе явно с учетом предстоящих выборов появились сообщения о том что Саудовская Аравия уже перевела транш в 4 млрд долларов Центральному банку Судана в рамках поддержки курса национальной валюты. Позже эти сообщения были официально опровергнуты послом КСА в Хартуме. Вообще, какой-либо видимой подвижки в саудовско-суданских отношениях ожидать сложно, в Эр-Рияде очень инерционны в своих действиях на суданском направлении. Пока прорыв во взаимоотношениях фокусируется в основном вокруг темы создания аналога российской Торгово-промышленной палаты с целью определения «наиболее прорывных направлений» в двусторонних экономических отношениях. Заседание этого комитета запланировано на май с.г., и до этого ожидать каких-то реальных шагов со стороны Эр-Рияда не стоит.

Но О.аль-Башир, помимо обещаний о прорыве в экономической сфере, получил в результате своих переговоров более важное для него в этот момент обещание. Это направление делегации наблюдателей Лиги арабских государств (ЛАГ) на прошедшие выборы, что обеспечивает некую легитимность голосования. В условиях практически полного бойкота выборов и непризнания их итогов со стороны США и стран Запада этот факт является, пожалуй, самым главным достижением суданских властей и гарантирует признание переизбрания О.аль-Башира хотя бы со стороны ведущих арабских государств, и КСА в первую очередь. Эта тема была основной для него, поскольку в условиях вердикта Международного уголовного суда (МУС) полное международное непризнание его в качестве легитимно избранного президента было бы первым шагом к уходу в политическое (а возможно и физическое) небытие. Или, по крайней мере, к началу серьезных катаклизмов внутри правящей верхушки.

Таким образом, нынешние выборы ничего не изменят в нынешней политической ситуации. Дальнейшие шаги Хартума и развитие внутриполитической ситуации будут обусловлены, главным образом, прогрессом в вопросе улучшения экономической ситуации и действиями аравийских монархий на этом направлении.

62.82MB | MySQL:102 | 0,466sec