Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13 — 19 апреля 2015 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Авиация коалиции арабских государств во главе с Саудовской Аравией продолжает наносить удары по территории Йемена. В самом Йемене не прекращаются вооруженные столкновения между различными враждующими группировками. Вооруженное противостояние сторонников правительства с боевиками антирежимных группировок продолжается в Сирии, Ираке и Ливии. Президентские и парламентские выборы прошли в Судане. Сложной остается обстановка в Афганистане, Египте и на северо-западе Пакистана.

Не снижается интенсивность вооруженного конфликта в Йемене. Авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией продолжает наносить ракетно-бомбовые удары по различным объектам на йеменской территории – как военным, так и гражданским. Только 17 апреля было нанесено свыше 100 авиаударов, в основном по северной провинции Саада — оплоту шиитских повстанцев-хоуситов. Бомбардировкам также подвергались столица Йемена Сана, города Таиз, Аден, южные, западные и центральные провинции страны. Коалиция оказывает непосредственную поддержку с воздуха вооруженным формированиям сторонников президента Йемена А. М. Хади. В целом же складывается впечатление, что саудовцы целенаправленно разрушают инфраструктуру Йемена с тем, чтобы максимально ослабить эту страны, которую Эр-Рияд рассматривает как своего потенциального соперника на Аравийском полуострове. Сообщается, что авиация коалиции уничтожила свыше 1,2 тыс. гражданских объектов и 72 образовательных учреждения в Йемене, ударам с воздуха подвергаются зернохранилища, продовольственные склады, стадионы, административные здания, нефтехранилища, линии электропередач, объекты электроэнергетики, теле- и радиовещания. Ухудшается гуманитарная ситуация в Йемене. По данным Минздрава страны, «госпитали, больницы и родильные дома в скором времени будут не в состоянии обслуживать население из-за воздушной и морской блокады».

Саудовский король Сальман 18 апреля объявил о выделении Йемену 274 млн долларов в качестве гуманитарной помощи.

Боевые действия между силами хоуситов и поддерживающих их армейских частей с войсками и ополченцами, верными А. М. Хади, велись главным образом в городах Таиз и Аден, в провинции Маариб в центре страны и в провинции Лахдж на юге. Сообщается о переходе целого ряда воинских частей, ранее поддерживавших бывшего президента страны А. А. Салеха, на сторону А. М. Хади. Регулярные перестрелки ведутся на йеменско-саудовской границе.

Тем временем свои позиции усиливают местные сторонники «Аль-Каиды», захватившие на минувшей неделе нефтяной терминал в городе Аль-Шихр в восточной провинции Хадрамаут, аэродром в Мукалле и несколько военных объектов и складов.

14 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию N 2216, предусматривающую расширение санкций в отношении шиитских мятежников в Йемене и запрет на поставки им оружия и военного оборудования. Документ поддержали 14 стран-членов Совбеза, Россия воздержалась. Резолюция также осуждает «односторонние действия хоуситов» и предусматривает внесение в санкционные списки СБ лидера мятежников А. М. аль-Хоуси и Ахмеда Салеха – сына бывшего президента Йемена. От хоуситов потребовали прекратить насилие, вывести свои отряды из Саны и других районов, сложить трофейное оружие, а также освободить находящихся под домашним арестом министров. Документ подтверждает о легитимность президента А. М. Хади, выражает поддержку переговорному процессу и призывает все йеменские стороны принять участие в конференции, которую предлагается провести в Эр-Рияде под эгидой ССАГПЗ. Высший революционный комитет хоуситов подверг критике резолюцию Совбеза. Хоуситы заявили, что любому мирному диалогу должно предшествовать «немедленное и безусловное прекращение агрессии против йеменского народа».

Иран 14 апреля предложил план по мирному урегулированию в Йемене, состоящий из четырех пунктов: установление режима прекращения огня, отправку гуманитарной помощи нуждающимся, запуск процесса внутрийеменского диалога и создание правительства национального согласия. Правительство А. М. Хади 18 апреля отвергло инициативу Тегерана.

Бывший президент Йемена А. А. Салех заявил 17 апреля, что не покинет страну.

В Судане в период с 13 по 16 апреля прошли президентские и парламентские выборы, исход которых был фактически заранее предопределен, так как ведущие оппозиционные партии страны их бойкотировали, заявив, что власти устроили гонения на своих оппонентов, на СМИ и общественные организации. По мнению оппозиции, это создало неприемлемую обстановку для волеизъявления граждан. В числе партий, отказавшихся участвовать в голосовании, такие влиятельные организации как партия «Аль-Умма» во главе с С. аль-Махди, Партия народного конгресса во главе с Х. ат-Тураби и ДеЮнионистско-демократическая партия, возглавляемая М. О. аль-Миргани.

На пост президента Судана формально претендовали 15 кандидатов, однако бесспорным фаворитом был нынешний глава государства О. аль-Башир, находящийся у власти с 1989 года. О. аль-Башир провел безальтернативную избирательную кампанию, пообещав улучшить экономическое положение страны и сохранить политическую стабильность. По его мнению, смена курса может привести к насилию и анархии, как это произошло в Ливии и Йемене. Что касается Национальной ассамблеи (парламента из 450 депутатов), то здесь безусловным лидером была правящая пропрезидентская партия Национальный конгресс. По причине низкой явки избирателей власти приняли решение продлить срок голосования на один день – до 16 апреля. По данным Национальной избирательной комиссии, только 10 процентов из 13 миллионов зарегистрированных избирателей приняли участие в выборах. Западные страны и организации отказались посылать своих наблюдателей на суданские выборы, а в Евросоюзе заявили, что «предстоящее голосование не может привести к достоверным результатам и быть легитимным по всей стране». В то же время в Судан прибыли наблюдатели из Лиги арабских государства, ряда африканских и азиатских организаций, Китая и России (2 человека). Официальное объявление итогов голосования ожидается 27 апреля.

На минувшей неделе США с визитом посетил премьер-министр Ирака Х. аль-Абади. Главной темой его переговоров в Вашингтоне стало получение дополнительной американской помощи в противостоянии с экстремистской группировкой «Исламское государство» (ИГ). В частности, Вашингтон принял решение предоставить Багдаду дополнительную гуманитарную помощь в размере почти 205 млн долларов для обустройства иракских граждан, вынужденных покинуть места своего постоянного проживания в связи с действиями ИГ. С президентом США Б. Обамой и главой Пентагона Э. Картером Х. аль-Абади обсудил «дальнейшие шаги в кампании противодействия» ИГ. Обама также заверил Х. аль-Абади в том, что США выполнят свои обязательства «по поставкам оборудования, обучению (персонала-авт.), оказанию помощи и консультациям». В то же время официально не было объявлено о новых поставках американского оружия Ираку.

Комментируя участие Ирана в противодействии ИГ в Ираке, Б. Обама признал, что Вашингтон не отказывает Тегерану в праве иметь «важные отношения» с Багдадом. Однако «любое иностранное содействие, направленное на то, чтобы нанести поражение «Исламскому государству» должно идти через иракское правительство». По мнению президента США, именно таким образом обеспечивается уважение суверенитета Ирака. В ответ глава МИД Ирана М. Д. Зариф заявил 18 апреля, что деятельность Тегерана против ИГ в Ираке согласована с иракскими властями.

Тем временем в Ираке правительственные войска при поддержке авиации международной коалиции во главе с США вели ожесточенные бои с боевиками ИГ вблизи города и нефтеперерабатывающего завода Байджи на севере страны и в районе административного центра западной провинции Анбар города Рамади. 19 апреля от боевиков ИГ освобожден НПЗ «Байджи».

Иран не пойдет на заключение всеобъемлющего соглашения по своей ядерной программе с мировыми державами, если одновременно не будут сняты все введенные в отношении него санкции, заявил 15 апреля президент ИРИ Х. Роухани. Говоря о законопроекте, позволяющему Конгрессу США оценивать окончательную договоренность по иранской ядерной проблеме, Х. Роухани отметил, что «Иран ведет переговоры о заключении окончательного соглашения с «шестеркой» ведущих держав мира, а не с Конгрессом США».

13 апреля президент России В. Путин подписал указ о снятии запрета на поставки в Иран ЗРК С-300, что вызвало негативную реакцию в Израиле и США, но позитивно встречено в Тегеране. Глава Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси заявил 16 апреля, что возможные поставки Россией С-300 Ирану не помешают США в случае необходимости нанести удар по ядерным объектам ИРИ. М. Демпси добавил, что «если дипломатия потерпит неудачу, то военные варианты действий, которые не дадут Ирану возможность обладать ядерным оружием, остаются неизменными». Иран должен быть готов к отражению любой военной атаки, не дожидаясь угроз в свой адрес, заявил 19 апреля верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи.

Глава МИД ИРИ М. Д. Зариф считает, что «шестерка» ведущих держав и Иран начинают самый трудный этап переговоров по иранской ядерной программе, который «может пойти по пути сотрудничества или конфронтации».

19 апреля в Иран с официальным визитом прибыл президент Афганистана А. Г. Ахмадзай. По итогам первого дня его пребывания в Тегеране две страны подписали соглашения по борьбе с терроризмом и наркотрафиком.

Днем ранее, 18 апреля парламент Афганистана утвердил все 16 предложенных А. Г. Ахмадзаем кандидатур министров правительства национального единства, которые он внес на рассмотрение депутатов в конце марта. Вакантным остается пост министра обороны страны.

15 апреля Пакистан произвел успешный испытательный пуск баллистической ракеты средней дальности «Гхаури», способной нести как обычные, так и ядерные боеголовки на расстояние до 1,3 тыс. км.

На прошедшей неделе в Алжире и Марокко под эгидой Миссии ООН по поддержке в Ливии проходили переговоры представителей конфликтующих ливийских политических сил с целью поиска мирного урегулирования кризиса в стране. 19 апреля участники диалога взяли паузу для окончательного согласования текста мирного политического соглашения. В то же время Ливии в районе Триполи и Бенгази не прекращаются бои правительственных войск с вооруженными формированиями исламистов.

16 апреля в Москве побывал глава международно признанного правительства Ливии А. ат-Тани. На переговорах с главой МИД РФ С. Лавровым он попросил Россию оказать поддержку восстановлению ливийских государственных институтов и безопасности в стране. Наилучшим способом урегулировать кризисную ситуацию в Ливии могло бы стать проведение новых парламентских выборов, заявил в Москве А. ат-Тани. Он отметил, что считает межливийский диалог необходимым, однако указал на неготовность к нему своих оппонентов.

Президент США Б. Обама 18 апреля призвал аравийские монархии использовать свое влияние на противоборствующие группировки в Ливии, чтобы помочь этой стране «выбраться из хаоса».

На минувшей неделе на территории Турции началась реализация программы подготовки бойцов «умеренной» сирийской оппозиции, разработанной военными специалистами США и Турции. В 2015 г. обучение пройдут 500-600 человек, которые входили в оппозиционные группировки, действовавшие на севере Сирии. В самой Сирии продолжаются боевые действия правительственных войск с вооруженными формированиями противников режима президента САР Б. Асада. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои велись на северо-западе страны в провинции Идлиб и на юге в провинции Дераа.

Приложение

 

 

О президенте Афганистана Ашрафе Гани Ахмадзае

 

 

Ашраф Гани Ахмадзай родился 12 февраля 1949 г. в провинции Логар к югу от Кабула. Выходец из влиятельной семьи пуштунов племени ахмадзай. Рано начал интересоваться политикой.

В 1967 г. окончил кабульский лицей «Хабибиа», а в 1973 г. – Американский университет в Бейруте. С 1974 г. работал преподавателем в Кабульском университете. После того как выиграл государственную стипендию на двухлетнее обучение за рубежом в 1977 г. поступил в Колумбийский университет в США, где получил степень доктора наук в области антропологии. С 1983 г. работал преподавателем в США в Калифорнийском университете в Беркли, в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе и в Орхусском университете в Дании. С 1991 г. работал во Всемирном банке. Первоначально специализировался на проектах в странах Восточной Азии. В 2000-2001 гг. являлся спецпредставителем миссии Всемирного банка, курировавшей кредитную программу по реабилитации российских угольных шахт. Неоднократно участвовал в миссиях банка в Индии и Китае. Преподавал программу по обучению руководителей в бизнес-школах Гарварда и Стэнфорда.

В октябре 2001 г. А. Г. Ахмадзай был назначен советником специального представителя ООН в Афганистане А. Ибрахими. После свержения режима талибов в конце 2001 г. вернулся в Афганистан. Участвовал в разработке, согласовании и принятии Боннского соглашения по формированию новых афганских государственных органов власти. В декабре 2001 г. назначается на должность старшего советника президента Х. Карзая по финансовым вопросам. Несколько месяцев являлся руководителем Управления ООН по координации гуманитарной помощи Афганистану. С июня 2002 г. по декабрь 2004 г. исполнял обязанности министра финансов в переходном правительстве во главе с Х. Карзаем. В этот период А. Г. Ахмадзай начал денежно-финансовую реформу в стране и добился некоторых успехов в этой области, однако затем его реформаторская деятельность столкнулась с критикой части афганских политических кругов. В 2003 г. Ассоциацией трейдеров развивающихся рынков Emerging Markets А. Г. Ахмадзай был признан лучшим министром финансов в Азии.

После президентских выборов 2004 г. А. Г.Ахамадзая не включили в состав нового правительства, и он был назначен ректором Кабульского государственного университета. В 2006 г. ушел в отставку с этой должности и стал одним из критиков правительства Х. Карзая, особенно в вопросах борьбы с коррупцией. Тем не менее, в 2006 г. кандидатура А. Г. Ахмадзая была официально выдвинута Афганистаном на должность преемника К. Аннана на посту Генсека ООН. Однако он проиграл выборы нынешнему главе международной организации Пан Ги Муну.

Участвовал в президентских выборах 2009 г., но набрал лишь около 3% голосов избирателей. С 2011 г. по 2013 г. являлся председателем Переходного координационного совета, занимавшегося проблемами восстановления полного суверенитета Афганистана.

А. Г. Ахмадзай считается одним из основных разработчиков плана «афганизации» сферы безопасности в правительстве Х. Карзая. Во время своего второго президентского мандата Х. Карзай назначил его руководителем программы передачи ответственности за безопасность от Международных сил содействия безопасности в руки афганских силовых структур.

В 2014 г. Ахмадзай вновь баллотировался на пост президента Афганистана и был избран главой государства во втором туре голосования, прошедшем в июне. Победа А. Г. Ахмадзая была достигнута в трудной борьбе с главным соперником — бывшим главой афганского МИДа А. Абдуллой, который отказывался признавать итоги выборов. Сами выборы 2014 г. получили название «скандальных». Был произведен повторный пересчет избирательных бюллетеней второго тура. После длительных переговоров два политика все же договорились о создании правительства национального единства. Его возглавил А. Абдулла, а А. Г. Ахмадзай 29 сентября 2014 г. принял присягу в качестве главы государства.

А. Г. Ахмадзай считается сторонником модернизации Афганистана. Основополагающей задачей своей политики он провозгласил достижение мира в стране. С этой целью он пригласил исламистов из движения «Талибан» и «Исламской партии Афганистана» за стол переговоров с правительством. В качестве главных приоритетов деятельности на посту президента он назвал также борьбу с коррупцией и грамотное управление работой правительства, высказался за «сближение светской и религиозной власти».

Первые месяцы пребывания А. Г. Ахмадзая на посту президента показали, что ощутимого улучшения ситуации в стране не происходит. На высоком уровне сохраняется террористическая и боевая активность движения «Талибан» и других вооруженных группировок противников режима. В то же время заявления главы государства о возможности переговоров с талибами, и даже их интеграции в афганское общество остаются только словами. 12 января 2015 г. было объявлено о формировании нового афганского правительства национального единства, однако лишь 18 апреля депутаты парламента одобрили большинство кандидатов на министерские посты, предложенные президентом. По оценке экспертов, А. Г. Ахмадзай «до сих пор не может толком выстроить работу своей администрации с учётом всех договорённостей с главой исполнительной власти Абдуллой».

Тем не менее, президент по-прежнему полон оптимизма относительно будущего своей страны. Так, выступая недавно перед американскими конгрессменами, А. Г. Ахмадзай обещал, что Афганистан станет не только самодостаточным государством, но и «платформой мира, стабильности и процветания» для всего региона. При этом он подчеркнул, что будущее Афганистана зависит от партнерства с США. В ответ некоторые конгрессмены, комментируя речь А. Г. Ахмадзая, пожелали ему большего реализма.

В сфере внешней политики А. Г. Ахмадзай выступает «за налаживание добрососедских отношений со странами региона и развитие сотрудничества с международным сообществом», призывает зарубежные государства не вмешиваться в афганские дела. При этом особое внимание президент уделяет дальнейшему развитию многоплановых отношений с США. Уже на второй день своего нахождения во власти – 30 сентября 2014 г. — он подписал в Кабуле договор по вопросам безопасности с Соединенными Штатами, который предоставил право части американского военного контингента оставаться на территории Афганистана после вывода основных сил в конце 2014 г. При этом А. Г. Ахмадзай подчеркнул, что Афганистан «сможет сохранить свой суверенитет благодаря гарантиям безопасности, которые нам дает такой шаг (подписание договора-авт.)».

Свою приверженность линии на всемерное укрепление и развитие отношений с Америкой А. Г. Ахмадзай отчетливо продемонстрировал в ходе визита в Вашингтон в марте 2015 г. Президент «не устаёт выражать от лица афганского народа благодарность США». Однако «насколько в реальности эти благодарности разделяют афганцы и, если разделяет не вполне и не все, как скоро им надоест такое усердие Гани в адрес США». В Вашингтоне А. Г. Ахмадзай дал окончательное согласие на продление американского военного присутствия в Афганистане на нынешнем уровне (9,8 тыс. человек) до конца текущего года. По словам президента, большинство жителей страны нуждаются в продлении присутствия американских войск и считают, «что США крайне необходимы для их будущего».

До поездки в Вашингтон А. Г. Ахмадзай посетил с визитами Саудовскую Аравию и Китай, подтвердив тем самым заложенный еще прежним руководством Афганистана курс на долговременное разностороннее сотрудничество с этими странами.

В послании президенту России В. Путину (апрель 2015 г.) А. Г. Ахмадзай заявил о намерении «вывести отношения между Афганистаном и Россией на самый высокий уровень».

Многие политические наблюдатели считают А. Г. Ахмадзая «нетипичным для Афганистана политиком-интеллектуаллом». Его называют «технократом» среди местной политической элиты. При этом сам А. Г. Ахмадзай выступает в роли знатока экономики, ссылаясь на многолетний опыт работы во Всемирном банке.

А. Г. Ахмадзай входит в консультативные советы Комиссии ООН по расширению юридических прав малоимущих слоев населения, Института Брукингса по глобальной безопасности, Атлантического Совета, Американской ассоциации юристов. Основатель и председатель Института государственной эффективности. Является почетным доктором Университета Скрэнтона в США и Университета Гуэлфа в Канаде. В 2013 г. занял второе место в рейтинге 100 лучших мыслителей мира (World Thinkers 2013) британского издания Prospect.

А. Г. Ахмадзай женат, его супруга Рула — ливанская христианка. У него двое детей — дочь Мириам и сын Тарик.

52.3MB | MySQL:103 | 0,595sec