О спецлужбе «Исламского государства»

В результате боев сирийской армии с отрядами «Исламского государства» (ИГ) в Алеппо в руки сирийских силовиков попали архивы ряда полевых командиров этой группировки, в том числе и рукописные материалы о структуре спецслужб этой организации. Эксперты полагают, что в данном случае эти наброски сделаны во время неких своеобразных семинаров полевых командиров в Мосуле, которые вел лично главарь ИГ Абу Бакр аль-Багдади. Исходя из этих схем, можно сделать примерный вывод о структуре разведывательной службы ИГ. По крайней мере, согласно первоначальному замыслу.

Итак, на региональном уровне разведслужбу ИГ возглавляет эмир. Он имеет трех заместителей, один из которых является главой секретной службы. Он же осуществляет негласный надзор за деятельностью первых двух заместителей, а также имеет собственных агентов на местах для сбора информации в отношении местных областных эмиров и их замов. Региональный эмир лично отвечает за все вопросы связи, шифрования и акции устрашения на вверенной ему территории. Ему подчиняются следующие структурные единицы: департамент надзора и безопасности, который в основном осуществляет функции контрразведки, в том числе и в формате службы собственной безопасности. Имеет в своем составе, помимо чисто оперативного состава, и группы террора для ликвидации предателей или должностных лиц противника, а также проведения акций по запугиванию мирного населения в той или иной области. Есть даже подразделения снайперов. Одновременно занимается наружным наблюдением, прослушиванием, а также иными формами оперативно-разыскной деятельности; шариатский суд по вопросам безопасности, в функции которого входит разбор дел дисциплинарного характера сотрудников аппарата и разоблаченных агентов противника, также имеет функции надзорного органа за приговорами шариатских судов областного уровня; департамент подготовки и вербовки агентов, который выполняет функции разведки и кураторства сети местных ячеек.

Региональному эмиру также напрямую подчиняется областной эмир, который имеет одного заместителя. В подчинение последнего входят следующие отделения: шариатский суд по вопросам безопасности (функции аналогичны вышестоящему органу регионального уровня), глава секретных баз и тренировочных лагерей как для агентов, так и для членов шариатского суда. Он же отвечает за вопросы контрразведки аппарата разведки; глава секретных тюрем. В его подчинение также входит аппарат следователей и специалистов по проведению допросов задержанных. Тесно взаимодействует на оперативном уровне с членами шариатского суда, которые могут выступать в роли следователей; сотрудник, ответственный за экономические вопросы жизнеобеспечения аппарата безопасности; глава департамента вооружения, отвечающий за вопросы приобретения и хранения оружия и боеприпасов; глава разведки, который руководит оперативным составом и сетями агентуры; глава инженерного департамента, в функции которого входит шифровка, внедрение и использование систем информационной безопасности и средств связи. Отвечает также за приобретение и использование «шпионской техники». В каждой области действуют и представители регионального департамента безопасности, имеющие двойное подчинение: региональному (через главу секретной службы) и областному эмирам. Они также собирают информацию в интересах собственной безопасности местного органа, при этом в ряде случаев докладывая информацию напрямую региональному эмиру. Имеют собственные агентурные сети, отвечают за их финансирование на местном уровне. При этом ряд «менеджеров по информации», которые курируют местные мелкие ячейки, подотчетны помимо областного эмира региональному вице-эмиру, отвечающему за вопросы секретной службы.

Таким образом, мы имеем классическую, несколько утяжеленную схему строительства двухуровневой службы безопасности, которая в некоторых случаях действует параллельно. По своей запутанности и многоуровневости сильно напоминает немецкую РСХА, со схемы которой, видимо, и был во многом списан данный проект. Основной момент в этом алгоритме – слежка всех за всеми, включая заместителей эмира регионального уровня. Из полученных документов также можно сделать вывод о способах рекрутирования агентов в «иговское СД». Первым этапом является обработка посещающих местные отделения подконтрольных Верховному шариатскому суду ИГ молельных комнат «Исламского призыва» для прослушивания лекций об основах мусульманского устройства общества, в рамках которого из каждой деревне отбираются и вербуются обычно два-три осведомителя, не связанных между собой родственными связями. Они должны осуществлять сбор данных по следующим вопросам относительно своего населенного пункта: список самых влиятельных и богатых семей; список самых влиятельных членов в каждой семье; источник их дохода; наличие в населенном пункте каких-либо повстанческих группировок и имена или клички их командиров; политическая ориентация этих командиров; вскрытие фактов, компрометирующих их с точки зрения шариата, с целью дальнейшего шантажа. Кроме того, в обязанности руководителя секретной службы входит и подбор из числа агентов кандидатов для женитьбы на дочерях наиболее влиятельных семей того или иного города для инфильтрации в эти кланы. Особое внимание при сборе информации должно уделяться фигуре имама в том или ином городе: кто его назначил, какого течения ислама придерживается, где учился, характеристика жен и детей; источники дохода и его размер, и т.п. Интересно, что среди направлений разведывательной деятельности в городах указываются чисто экономические объекты, количество мечетей, школ, детских садов, наличие политических и общественных организаций.

При этом из того списка информаторов ИГ, которые попали в руки сирийских силовиков, можно сделать некоторые выводы о качественном составе агентурного аппарата. Он представляет собой лиц, попавших в него в результате запугивания и шантажа (сразу отметим, что это крайне ненадежная категория лиц), добровольцев-энтузиастов, лиц, стремящихся заработать; бывшие офицеры спецслужб и армии. Основная масса агентуры (до 70%) – это люди от 20 до 30 лет, но довольно много среди них и подростков в возрасте от 15 до 17 лет.

Отметим в заключение, что в данном случае мы имеем дело с проектом, а не его полной реализацией. Говорим об этом уверенно, поскольку запустить этот механизм за тот срок активности ИГ, который мы наблюдаем, можно. Но отладить его и создать всепроникающий инструмент безопасности в условиях переменчивой военной ситуации практически нереально.

52.33MB | MySQL:103 | 0,454sec