Ситуация в Судане и Южном Судане: март 2015 г.

В ночь на 1 марта Совместная миссия ООН и Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД) объявила об упразднении 770 должностей гражданского персонала, на которых работали главным образом суданцы. Как представляется, таким образом командование Миссии ответило на растущее давление на нее со стороны Хартума, требующего вывода ЮНАМИД из Дарфура.

ЮНАМИД была развернута в Дарфуре в 2007 г. с задачей защищать гражданское население и обеспечить беспрепятственную доставку гуманитарной помощи в этот регион, где с 2003 года развернулось восстание его жителей против центральных властей и арабской элиты. В составе Миссии около 15 тысяч военных и полицейских. Кроме того, в ее штате до последнего времени было 4110 гражданских должностей.

Понятно, что в соответствующем коммюнике командование ЮНАМИД заверило, что сокращение 770 должностей никак не связано с ухудшением отношений с Хартумом, требующим вывода «голубых касок».

Напряженность в отношениях между ЮНАМИД и Хартумом возникла в октябре 2014 года после того, как ООН потребовала провести расследование обвинений в адрес суданских военных, подозреваемых в актах насилия.

Первый раунд переговоров относительно вывода ЮНАМИД состоялся 19 февраля. Продолжение переговоров планировалось на март.

Уже 6 марта стало известно о разработке «дорожной карты» по подготовке постепенного ухода ЮНАМИД из Дарфура, как это было рекомендовано в специальном докладе генсека ООН Пан Ги Муна. Предполагается, что функции «голубых касок» будут постепенно переданы правительству Судана и небольшой группе наблюдателей ООН, которая будет развернута в этой стране. Тем не менее пока задачами ЮНАМИД остаются защита гражданского населения, обеспечение безопасной доставки гуманитарной помощи и поддержка политического процесса.

17 марта в Хартуме начались переговоры между представителями ООН и правительством Судана относительно подготовки постепенного вывода «голубых касок» из Дарфура. Стороны сформировали рабочую группу, которая должна представить свои предложения в конце апреля.

По данным ООН, со времени начала конфликта в Дарфуре в 2003 г. там погибли по меньшей мере 300 тысяч человек, 2 млн человек стали беженцами. В этой связи президент Судана Омар аль-Башир объявлен в розыск Международным уголовным судом по обвинению в преступлениях против человечности, совершенных в Дарфуре.

6 марта в Хартуме по итогам встречи глав МИД Судана, Египта и Эфиопии было объявлено о достижении соглашения относительно раздела вод Нила и эфиопского проекта строительства плотины «Великое возрождение». Детали этого соглашения будут представлены на утверждение главам трех стран. Ранее Египет высказывался против эфиопского проекта, опасаясь, что его реализация сократит объемы дебита Нила. Каир претендует на то, что ему принадлежат «исторические права» на воды Нила, ссылаясь на соглашения от 1919 и 1959 годов.

9 марта Международный уголовный суд (МУС) проинформировал Совбез ООН о том, что Судан отказался взаимодействовать с МУС в расследовании преступлений, связанных с геноцидом в Дарфуре, в совершении которых обвинялся президент Судана Омар аль-Башир. В этой связи МУС предложил Совбезу «принять все меры, которые тот сочтет необходимыми».

Ранее, в 2009 и 2010 гг., МУС выписал два ордера на арест О.аль-Башира в связи с преступлениями, совершенными в Дарфуре.

12 марта на демарш МУС отреагировал Хартум, заявивший, что «решения МУС никоим образом не касаются правительства Судана». По его оценке, «обращение МУС в Совбез демонстрирует провал намерений этой структуры».

26 марта Хартум объявил о своем решении присоединиться к коалиции во главе с Саудовской Аравией, взявшейся поддержать президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади в его борьбе против повстанцев-хоуситов. О том, каким образом Судан будет поддерживать действия коалиции, не сообщалось.

28 марта повстанцы из Суданского народно-освободительного движения – Север (СНОД-С) объявили, что в результате атаки на гарнизон в г.Хабила (штат Южный Кордофан) уничтожили 54 солдата правительственных войск. Со своей стороны суданские военные поторопились заявить, что отбили атаку.

В Южном Судане март начался с того, что впервые Детский фонд ООН Unicef обвинил в похищении «сотен» детей на северо-востоке страны одну из проправительственных милиций с целью их последующего превращения в детей-солдат. По данным Фонда, эти похищения имели место 15 – 16 февраля. Их совершили бойцы милицейского формирования во главе с Джонсоном Олони. 3 марта командование южносуданской армии признало, что Олони является генералом. Одновременно его вызвали в Джубу для объяснений в связи с обвинениями со стороны Unicef.

Как утверждает Unicef, после начала гражданской войны в Южном Судане 15 декабря 2013 г. стороны конфликта – как правительственные войска, так и повстанцы — привлекли в свои ряды около 12 тысяч детей-солдат.

3 марта в Аддис-Абебе состоялась очередная встреча главных действующих лиц южносуданского конфликта – президента Южного Судана Сальвы Киира и главы повстанцев, бывшего вице-президента Риека Машара. Эта встреча состоялась за 48 часов до истечения срока ультиматума, предъявленного сторонам конфликта странами Восточной Африки – до 5 марта С.Киир и Р.Машар должны были урегулировать противоречия между ними.

До этого стороны конфликта 7 раз подписывали соглашения о прекращении огня, ни одно из которых не заработало.

Согласно календарю ИГАД, 1 апреля в Южном Судане должен стартовать переходный период, правительство национального единства должно быть сформировано к 9 июля.

Также 3 марта Совет Безопасности ООН единогласно принял подготовленную США резолюцию, предусматривающую санкции против противоборствующих в Южном Судане сторон. Речь идет в первую очередь о замораживании авуаров и запрете на поездки тем, кто «угрожает миру, безопасности и стабильности» Южного Судана. Эмбарго на поставки оружия пока не вводилось. Против оружейного эмбарго выступили США, считающие, что эта мера в большей степени наказала бы южносуданские власти, нежели их противников. Комитет по санкциям ООН определит персоналии, против которых будут действовать эти санкции.

Поздно вечером 5 марта представители IИГАД объявили, что несмотря на истечение срока ультиматума, переговоры между сторонами южносуданского конфликта будут продолжены. Тем не менее уже 6 марта премьер-министр Эфиопии был вынужден констатировать провал переговоров. «Последствием этого бездействия станет продолжение ваших страданий, народ Южного Судана, и абсурдная война в вашей стране», — заявил  Хайлемариам Десалень в обращении к южносуданцам. «Я потребовал от С.Киира и Р.Машара иметь храбрость пойти на компромиссы и найти альтернативу, а не цепляться за их позиции. К этому призыву присоединились региональные и мировые лидеры. К сожалению, эти призывы не были услышаны», — сообщил он.

По оценке премьера Эфиопии, теперь процесс примирения, начатый месяц спустя после развязывания конфликта, для его развития должен получить некий новый импульс. Он пообещал выступить с новым мирным планом, который будет разработан совместно с другими африканскими странами.

Как заявили в этой связи дипломаты из западных стран, которые финансировали переговоры в Аддис-Абебе, контакты между сторонами южносуданского конфликта будут продолжены.

6 марта Комиссия Африканского союза по расследованию (преступлений) в Южном Судане призвала лишить какой-либо власти С.Киира и Р.Машара на переходный период, который теоретически должен последовать вслед за прекращением боевых действий. Этим документом предлагалось доверить управление страной «Группе по наблюдению» из трех человек, которые будут действовать по мандатам Африканского союза и ООН с тем, чтобы отлучить от управления страной «безответственный политический класс». Эти предложения должны были быть представлены Совету по делам мира и безопасности Африканского союза еще 29 января. Однако их рассмотрение было отложено из-за опасений, что их публикация сорвет мирные переговоры в Аддис-Абебе. Теперь в столице Эфиопии заговорили, что этот документ может стать основой для будущей работы по установлению мира в Южном Судане.

Уже 16 марта правительство Южного Судана сообщило о новых боях с повстанцами, в ходе которых те понесли «большие потери». По его данным, эпицентр боев находился в районе города Ренк в штате Верхний Нил, где погибли 130 повстанцев и 14 солдат правительственных сил.

17 марта информацию о боях в районе г.Ренк подтвердили повстанцы. Как повсеместно водится в таких случаях, они утверждали, что «большие потери» понесли правительственные силы.

18 марта С.Киир в очередной раз подтвердил, что не видит Р.Машара на посту вице-президента в составе возможного нового правительства страны. Он также резко высказался против возможного существования в Южном Судане двух армий – повстанцы в качестве одного из условий мира требуют, чтобы правительственная армия и отряды повстанцев существовали бок о бок в течение 30-месячного переходного периода.

19 марта представитель делегации повстанцев на переговорах в Аддис-Абебе Лони Нганденг заявил, что конфликт в Южном Судане завершится только после победы одной из сторон. «Даже если мирное соглашение будет подписано, как вы собираетесь убедить в необходимости принять его людей, чьи близкие были убиты?», — заявил этот бывший полковник южносуданской армии, напомнив о массовых расправах по этническому принципу (они совершались как правительственными силами, так и повстанцами). Он исключил возможность отстранения от власти С.Киира и Р.Машара на переходный период и передачи управления страной международной «тройке».

24 марта парламент Южного Судана продлил мандат президента С.Киира до 2018 года, равно как и свои собственные полномочия. Ранее предполагалось, что президентские и парламентские выборы должны быть организованы до 9 июля 2015г. Понятно, что такое решение парламента не оставляет повстанцам другого выбора, кроме как продолжение войны. Оно было названо контрпродуктивным и международными посредниками.

52.25MB | MySQL:103 | 0,453sec