Саудовская Аравия: завершение операции «Буря решимости»

21 апреля 2015 г. руководство вооруженных сил коалиции, участвующих в операции «Буря решимости», заявило о сокращении наносимых по хоуситским позициям в Йемене воздушных ударов и начале политико-дипломатической фазы внутрийеменского урегулирования «Возвращение надежды». Сообщая в тот же день о результатах операции, пресс-релиз саудовского Министерства обороны подчеркивал, что «государства-участники операции “Буря решимости” смогли устранить угрозу королевству и соседним странам, уничтожив тяжелое вооружение и баллистические ракеты, захваченные хоуситскими военизированными формированиями и войсками, сохранившими верность экс-президенту Абдалле Салеху, на базах и в лагерях йеменской армии». Все тот же пресс-релиз, распространенный Саудовским информационным агентством, сообщал, что «благодаря успешным действиям наших славных соколов и их братьев из стран коалиции» йеменское воздушное пространство полностью контролируется военно-воздушными силами союзных государств.

Наряду с этим, по приказу правящего монарха короля Сальмана бен Абдель Азиза, начиная с 21 апреля 2015 г., силы саудовской Национальной гвардии примут участие в дальнейших действиях коалиционных вооруженных сил. Приветствуя это начинание короля, министр по делам Национальной гвардии принц Мутаб бен Абдалла заявил о том, что подчиненные ему формирования «вместе со всеми подразделениями национальных вооруженных сил полностью готовы сыграть ту роль, которая возложена на них».

Сообщая о завершении операции, в Саудовской Аравии, конечно же, подчеркивали, что она продемонстрировала «полный успех действий сил коалиции». По словам официального представителя этих сил генерала Асири, совершенные самолетами стран-участниц коалиции 2415 вылетов «обескровили бунтовщиков – хоуситские военизированные формирования и приверженцев свергнутого президента Салеха». Одновременно он отмечал, что союзные силы будут и далее «препятствовать действиям хоуситов на йеменской территории, не допуская оперативных передвижений их военизированных формирований или смены их позиций, как и будут защищать мирных граждан, исключая те насилия, которые до начала операции осуществляли хоуситы». Описывая же, собственно, операцию, Асири отмечал «высокий уровень действий пилотов», а также «точность планирования вылетов», в ходе которых «не было каких-либо потерь за исключением одного самолета, потерпевшего крушение из-за технических неполадок».

Оправдывая переход к фазе «Возвращение надежды», Асири заявлял, что «действия союзных сил не изменятся, изменится лишь цель их усилий – формирования членов коалиции, решая поставленные перед ними, переходят к другой операции, направленной на защиту гражданских лиц в Адене и недопущение каких-либо действий со стороны хоуситов». Это будет означать, по его словам, что «страны коалиции будут и далее осуществлять морскую блокаду, контролируя проход судов через йеменские территориальные воды и, в случае необходимости, обыскивая эти суда в соответствии с положениями резолюции № 2216 Совета Безопасности, запрещающей поставки оружия хоуситам, а также сторонникам свергнутого президента».

Как подчеркивал генерал Асири, «все еще продолжаются связанные с операцией “Буря решимости” наземные операции, в ходе которых вооруженные силы и пограничные войска [Саудовской Аравии] отражают продолжающиеся попытки подорвать безопасность южных границ королевства». Определяя же степень участия Национальной гвардии в боевых операциях, он замечал: «Принятое Служителем Двух Благородных Святынь решение об участии Национальной гвардии в операции “Буря решимости” будет ведущей при решении вопросов, касающихся охраны безопасности и стабильности королевства, как это уже происходит при охране саудовских северных границ. В решении же вопросов, относящихся к операции, Национальная гвардия будет играть вспомогательную роль». С другой стороны, как замечал официальный представитель антихоуситской коалиции, фаза «Возвращение надежды» станет «сочетанием политических, дипломатических и военных шагов, в рамках которых руководство операции “Буря решимости” займется военными аспектами, включая, в том числе, исключение совершения хоуситами террористических акций в отношении жизни и имущества йеменских граждан», как и будет «контролировать то, насколько хоуситы и сторонники свергнутого президенты отказались от совершения военных операций».

Занимающиеся Йеменом коллеги уже писали на страницах сайта Института Ближнего Востока о первых шагах возобновляющегося в этой стране процесса политического диалога. Стоило бы лишь добавить к этому, что связанная с этим процессом саудовская позиция была вновь подчеркнута 23 апреля 2015 г. послом этой страны в Вашингтоне Адилем аль-Джубейром, заметившим, в частности, в ходе состоявшейся в американской столице его очередной пресс-конференции, что, как считают в Эр-Рияде, «если того потребуют обстоятельства, то вероятно использование всех средств в случае, если хоуситы пойдут на новые враждебные действия». По словам саудовского дипломата, хотя «операция “Буря решимости” и решила поставленные перед ней задачи, уничтожив захваченные хоуситами баллистические ракеты и самолеты», тем не менее, «вероятность новых действий со стороны хоуситов сохраняется». Это будет означать, как он заявил, что союзные силы «по мере необходимости могут вновь прибегнуть к силе», зная о реальности, которая заключается в том, что «хоуситы нарушили 16 ранее заключенных с ними  соглашений». Слова А.аль-Джубейра тем более важны, что, как он отмечал, «хоуситы все еще продолжают боевые действия в Таизе», хотя «возможность получения ими внешней помощи прервана», а «коалиция предоставляет военную помощь сражающимся с хоуситами формированиям, прежде всего, на юге Йемена».

Одновременно саудовский дипломат резко критиковал Иран в связи с возникновением внутрийеменского кризиса. В этой связи А.аль-Джубейр подчеркивал: «Иран – часть проблемы Йемена, но не часть ее решения». Это означает, по его словам, что саудовское руководство «не позволит Ирану обрести новое орудие, при опоре на которое ему удастся вызвать новые потрясения в Йемене», как это ранее уже сделал «Тегеран, поддержавший хоуситов и предоставивший им военную помощь». По замечанию саудовского посла в Вашингтоне, для того, чтобы не допустить повторного развития событий в этом направлении, «будет производиться досмотр всех направляющихся в Йемен судов с тем, чтобы быть уверенным, что эти суда не занимаются транспортировкой оружия», что «полностью соответствует резолюции № 2216», поддержанной, как специально подчеркивал А.аль-Джубейр, «и Россией, что с нашей стороны рассматривается как позитивный шаг».

Наконец, отвечая в ходе пресс-конференции на вопросы корреспондентов, А.аль-Джубейр определил и круг тех йеменских сил, которые должны принимать участие в развитии «внутрийеменского национального диалога», поскольку, как он отметил, «Саудовская Аравия осознает, что существует только политическое, но не военное решение». Этот диалог должен быть «всеобъемлющим», что предполагает включение в него «всего Йемена». Он не может быть осуществлен до тех пор, пока к принятию этой идеи «не будут склонены и хоуситы». Тем не менее, из «всего Йемена» есть исключение – экс-президент Али Абдалла Салех: «Он привел Йемен на край бездны, торпедировав переходный этап». Говоря об этом «переходном этапе», А.аль-Джубейр имел в виду процесс внутрийеменского диалога, инициированный «инициативой стран Залива».

52.27MB | MySQL:103 | 0,559sec