Саудовская Аравия: перемены на вершине политического руководства

Утром 29 апреля 2015 г. Саудовское информационное агентство (СИА) распространило срочное сообщение о новых указах правящего монарха, связанных с переменами на вершине политического руководства. Наиболее существенными в ряду этих перемен стали отставка  (по сообщению СИА, по «его личной просьбе») принца Мукрана бен Абдель Азиза с поста наследника престола и назначение на этот пост принца Мухаммеда бен Наефа (сохранившего за собой пост министра внутренних дел и ставшего одновременно заместителем председателя Совета министров, главой которого является король Сальман бен Абдель Азиз, как и председателем созданного уже после прихода к власти нынешнего монарха Совета по делам политики и безопасности). Пост наследника наследника престола (ранее занимавшийся принцем Мухаммедом бен Наефом) занял принц Мухаммед бен Сальман, сохранивший пост министра обороны и ставший вторым заместителем председателя Совета министров, а также сформированного в эпоху правления Сальмана бен Абдель Азиза Совета по экономике и развитию.

Итак, давно ожидавшиеся перемены на вершине саудовского политического руководства, связанные с приходом нынешнего короля, стали реальностью. Сын одного из прежних наследников престола и (в прошлом) министра внутренних дел принца Наефа бен Абдель Азиза Мухаммед бен Наеф стал наследником престола, а его место наследника наследника престола занял сын правящего монарха Мухаммед бен Сальман. Соответствующие перемены были оформлены указами, апеллировавшими к «положениям исламского шариата», Основному закону правления и Закону о Комитете по принесению клятвы. Движение ко все большему вхождению поколения внуков короля-основателя Ибн Сауда во власть получило дополнительное подтверждение, что, впрочем, не изменило и общей тенденции в рядах саудовского политического истеблишмента, связанной с укреплением в его рядах позиций двух судейритских фракций семьи Аль Сауд, связанных с (ныне покойным) принцем Наефом и правящим монархом Сальманом. Относительно долгий период ожидания отставки принца Мукрана бен Абдель Азиза (сын которого принц Мансур бен Мукран был, как вытекает из текста одного из вновь принятых королевских указов, назначен личным советником в ранге министра правящего монарха) был, очевидно, связан с поиском согласия иных фракций Аль Сауд на осуществленные ныне перемены.

Вместе с тем, преданные гласности новые указы правящего монарха не ограничились только этими переменами. Один из этих указом отправил в отставку («по состоянию здоровью», что действительно отвечает реальности) находившегося на посту министра иностранных дел с 1975 г. принца Сауда аль-Фейсала. Новым главой саудовского внешнеполитического ведомства стал бывший личный советник предшественника короля Сальмана бен Абдель Азиза Абдаллы бен Абдель Азиза, а в дальнейшем посол в Соединенных Штатах «восходящая звезда саудовской дипломатии» Адиль аль-Джубейр. При этом отставка принца С.аль-Фейсала вовсе не означает, что он окончательно покинул сферу руководства внешней политикой, — согласно одному из вновь принятых указов, он останется «государственным министром, членом Совета министров, советником и личным представителем Служителя Двух Благородных Святынь, куратором внешнеполитических дел». Второй раз в саудовской истории (впервые это произошло в годы «внутридинастийной смуты» эпохи начала 1960-х гг.) один из ключевых министерских постов перешел от члена королевской семьи дипломату-выходцу из рядов разночинного «образованного класса». Не приходится сомневаться в том, что уже существующая тенденция к включению в саудовский политический истеблишмент выходцев из рядов этого «класса» обретает более четко выраженные черты. Это доказывают и тексты других королевских указов, — выходцы из рядов «образованного класса» заняли посты министров труда, экономики и планирования, здравоохранения и председателя Комитета по делам радиовещания и телевидения. Ожидаются изменения и на уровне подразделений Министерства образования.

Движение Саудовской Аравии к дальнейшему обновлению политического руководства – итог бросаемых этой стране внутренних и внешних вызовов. Эти вызовы не только многочисленны, но и настоятельно требуют отказа от закостенелой традиции, когда монополия на управление страной сконцентрирована исключительно в руках семьи Аль Сауд и ее союзника – семьи богословов, потомков Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба Аль аш-Шейх. Вступив во второй половине 1990-х гг. в «этап реформ», королевство должно идти и к тому, чтобы национальный «образованный класс» стал реальной силой, оказывающей воздействие на принятие и реализацию политического решения.

Однако поскольку саудовская власть «консервативна», и этот термин уже стал клише политической риторики, постольку инициатива осуществления перемен, включая и перемены на уровне политического руководства, всегда будут оставаться прерогативой государства. Это означает лишь, что новое состояние политической системы страны будет созидаться из элементов традиции, когда союз власти и улемов остается центральным звеном политической системы, в которую медленно вписываются современные центры влияния, представленные «образованным классом».

52.24MB | MySQL:103 | 0,491sec