Конгресс США о стратегии администрации президента Б.Обамы по противодействию «Исламскому государству»

Последнее время у Палаты представителей Конгресса США возникает все больше вопросов касательно политики администрации президента Барака Обамы по отношению к группировке «Исламское государство» (ИГ). В связи с этим было созвано специальное слушание, на которое были приглашены специальный представитель анти-ИГ коалиции из Государственного департамента США Джон Аллен и два представителя из Министерства обороны Майкл Фантини и Грег Олсен.

Основной вопрос, по мнению председателя Эдварда Ройса, заключается в возможности применения военной силы, о чем администрация неоднократно просила Конгресс. Однако подобное решение невозможно принять без предварительного взвешивания всех аргументов «за» и «против». В то же время следует учитывать общественное мнение и проблему финансирования какой-либо военной операции против террористов.

«Цели ИГ совершенно очевидны: разрушить всех и вся на своем пути, создать халифат и распространить его влияние на соседние территории. Созданная коалиция ведет активную борьбу с данной группировкой, но успехи весьма скудны. Мирное население по-прежнему гибнет, террористы из ИГ продолжают захватывать новые территории, иракская армия и курды все еще остро нуждаются в обмундировании и оружии, усиливается раскол между суннитами и шиитами в регионе. Многие из этих вещей неизвестны обычным людям, многие не понимают всей сложности ситуации, и это нужно исправить», — заявил Эдвард Ройс.

Он также сделал акцент на внутриполитической проблеме Ирака и влиянии Ирана на иракские политические институты, что неразрывно связано  с вопросом стабильности в регионе.

«Любое промедление ведет к уменьшению доверия к действиям США среди американских союзников по коалиции, а также дает ИГ больше возможностей для экспансии», — добавил Э.Ройс.

Специальный представитель анти-ИГ коалиции из Государственного департамента США Джон Аллен начал свое выступление с подведения итогов действий коалиции на текущий момент: было нанесено более 3000 авиаударов по позициям боевиков ИГ, в результате которых были уничтожены некоторые из ключевых командиров группировки, инфраструктура и тренировочные лагеря террористов. В целом, с момента начала кампании   против ИГ группировка потеряла до четверти захваченных территорий в Ираке. Однако, по словам Джона Аллена, в случае Сирии говорить об успехах куда сложнее. США продолжают работать совместно с региональными партнерами, обучать и всячески поддерживать умеренную сирийскую оппозицию, которая в свою очередь достигла относительных успехов в борьбе с ИГ, а благодаря авиаударам коалиции свобода перемещения и военные возможности ИГ стали носить ограниченный характер. В Ираке авиация коалиции помогает иракской армии проводить операции по ликвидации террористов ИГ. В то же время коалиция помогает с обучением иракских солдат и бойцов курдской пешмерга в 4 военных лагерях.

Специальный представитель анти-ИГ коалиции считает, что в настоящий момент необходимо обеспечить освобожденные от ИГ территории надежным контролем, поскольку военные должны двигаться дальше, а оставлять местность без контроля полиции или специальных сил нельзя. Более того, население данных областей нуждается в защите и помощи, а во многих случаях речь идет и о восстановлении разрушенного жилья и базовой инфраструктуры.

«Для успешной стабилизации ситуации необходимо, чтобы во время военных операций соблюдались принципы честности, равной ответственности перед законом. Мы восхищаемся иракскими лидерами, которые призвали к защите мирного населения, недопущению случаев вандализма и насилия. Этот призыв также включал необходимость защиты школ, больниц, библиотек и музеев. Мы считаем, что подобные меры положили начало процессу объединения Ирака и выстраиванию доверительных отношений между различными сообществами внутри страны», — заявил Дж.Аллен.

«Безусловно, подобные меры могут быть успешно реализованы лишь в случае тесного сотрудничества между правительством, военными и гражданским обществом. Мы также знаем, что меры по стабилизации требуют значительных ресурсов. Мы, как коалиция, продолжим всячески помогать Ираку, хотя у нас нет необходимых ресурсов для удовлетворения всех нужд Ирака. В то же время мы уверены, что сами по себе деньги, будь они выделены США, правительством Ирака или какой-либо организацией, не способны решить имеющиеся проблемы без предварительного планирования и выстраивания приоритетов»,  — добавил он.

В настоящее время партнеры США по коалиции прилагают все усилия для того, чтобы остановить рекрутирование террористами ИГ граждан соседних государств за счет ужесточения пограничного контроля, обмена информацией между службами безопасности и проведение реформ в правовой сфере.  По мнению Дж.Аллена, необходимо продолжать работу в данной сфере, что поможет отследить наемников на пути в Сирию и Ирак, а обмен информацией между спецслужбами поможет перекрыть пути финансирования ИГ. Если говорить о финансировании, то в последнее время коалиции удалось заблокировать часть банковских счетов ИГ, перекрыть поток частного финансирования и ограничить возможности ИГ получать доход от продажи нефти.

Наиболее важной задачей на данный момент является противодействие информационной пропаганде ИГ. В феврале президент США Барак Обама объявил о создании специального центра, отслеживающего информационное поле на предмет пропагандистской деятельности ИГ. При этом важно отметить, что данная деятельность должна продолжаться и после уничтожения ИГ.

США совместно со своими партнерами по коалиции также поддерживают инициативы ООН по снабжению продуктами и предметами первой необходимости населения в пострадавших от террористов зонах.

Дж.Аллен подчеркнул, что единственный способ помочь населению Сирии и Ирака – ослабить, а затем уничтожить ИГ как в военном, так и в идеологическом плане. Безусловно, это займет несколько лет.  Президент Б.Обама обратился в Конгресс с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ, что, по его мнению, является единственным адекватным ответом на агрессию со стороны данной группировки.

«Мир должен увидеть, что мы едины в стремлении одержать победу над ИГ. США особенно сильны как государство, когда администрация и Конгресс едины в таких вопросах, как применение военной силы. Более того, борьба с ИГ будет более эффективной, если администрация согласует свою тактику с Конгрессом», — подытожил Дж.Аллен.

Представитель из Министерства обороны Майкл Фантини подтвердил слова Дж.Аллена касательно того, что американская стратегия противодействия ИГ  представляет собой комплекс различных мер, реализуемых непосредственно правительством США при поддержке их союзников по коалиции. По его словам, перед США стоит несколько важных задач: во-первых, ликвидировать районы контролируемые террористами, во-вторых, способствовать укреплению позиций правительства Ирака и сил иракской армии, в-третьих, обучить и предоставить необходимые ресурсы  умеренной сирийской оппозиции.

«Коалиции удалось остановить продвижение ИГ, лишив его преимущества на поле боя. Благодаря авиаударам удалось уничтожить ряд военных командиров ИГ, склады и транспортные средства. Были нарушены линии продовольственных и оружейных поставок, перекрыты финансовые потоки. В целом, позиции ИГ в Ираке значительно ослабли», — заявил М.Фантини.

«Однако США остро нуждаются в союзниках в лице региональных государств, поэтому Вашингтон заинтересован в укреплении позиций иракского правительства и армии, а также в поддержке бойцов курдской пешмерга. В Сирии же необходимо сначала создать ту силу, на которую можно опираться. В связи с этим Вашингтон прилагает все усилия для того, чтобы подготовить умеренную сирийскую оппозицию для борьбы с ИГ и для дальнейшего управления страной. Программа поддержки и тренировки умеренной оппозиции в Сирии была, в частности, поддержана такими региональными державами как Саудовская Аравия, Катар и Турция», — добавил он.

Одним из наиболее острых вопросов, возникших у конгрессменов, был насколько большим должно быть вмешательство США в дела региона, и каким образом должно соотноситься участие США и региональных государств в операциях против ИГ.  По словам приглашенных докладчиков, основную роль в операциях должны играть страны региона, а задача США – помочь и обучить региональные силы. Дж.Аллен отметил, что действия США должны носить вспомогательный характер, но само американское вмешательство необходимо в любом случае. При этом ряд конгрессменов высказали мнение, что администрация скорее заинтересована в том, чтобы сохранить целостность Ирака, нежели чем в уничтожении террористов ИГ. Более того, некоторые даже отметили, что Ирак – это искусственно созданное государство, где слишком много внутренних противоречий, и поэтому не стоит пытаться сохранить его целостность.

Еще одним важным вопросом является взаимоотношения между суннитами, шиитами и курдами в Ираке. По мнению конгрессменов, ситуация усложняется с каждым днем, учитывая, что боевики-шииты уничтожают суннитов на территориях, отвоеванных у ИГ, что в свою очередь делает ИГ в глазах суннитов единственным их защитником. Иракские власти неоднократно призывали к поддержанию порядка и отказу от насилия, однако это не помогло. Более того, по словам представителей Министерства обороны США, часть суннитов считает, что ИГ может быть отличной альтернативой нынешнему правительству Ирака.

Если говорить о влиянии Ирана на Ирак, то Дж.Аллен заявил, что не видит в этом никакой угрозы, т.к. Ирак и Иран – это слишком разные страны, и Тегеран не сможет оказать влияние и привлечь на свою сторону значительное число иракцев.

Заключительный вопрос касался бюджета, необходимого для ведения военных операций против ИГ в ближайшие 2-3 года. Конгрессмены, в частности, И.Рос-Лейтинен, поинтересовались, хватит ли, по мнению представителей Министерства обороны, у США финансовых средств для войны в Ираке. Генерал Грег Олсен ответил, что в настоящее время выделенных средств вполне хватает на проведение всех запланированных операций, и в ближайшее время значительного увеличения бюджета нее потребуется.

52.2MB | MySQL:103 | 0,553sec