Сирийская армия терпит поражение в провинции Идлиб

В последнюю неделю боевики групп, которые аффилированы с просаудовской «Джабхат ан-нусрой» добились значительного успеха в боях с сирийской армией. На исламистских сайтах это событие уже успели окрестить «Битвой победы». На этот раз эпицентром столкновений стала провинция Идлиб. Эксперты указывают на несколько значимых моментов этого нового наступления боевиков. Во-первых, им удалось захватить ключевой город в провинции Идлиб Джиср аль-Шугур, предварительно захватив плацдарм с юга и оседлав ряд ключевых высот на юге провинции. Это позволило им перерезать две автомагистрали с юга, включая хайвей М4. Таким образом, силы сирийской армии оказались фактически блокированными в треугольнике Фриках-Ариша-Мастамах в Идлибе. На данный момент времени сирийская армия еще может снабжать заблокированные части через узкий коридор между городами Фриках и Кардур, но большинство этого отрезка пути является труднопроходимым. Одновременно ситуацию осложняют вылазки партизанских диверсионных групп, которые обстреливают караваны и устраивают минные ловушки. Ситуацию для окруженных частей серьезно облегчили подошедшие подразделения сирийской армии, переброшенные из столичного округа, которые в значительной степени сумели разблокировать логистические пути материально-технического снабжения заблокированных правительственных сил и стабилизировать их состояние. Но при этом решение главной задачи – возвращение контроля над утраченными во время последнего по времени наступления радикалов территориями — пока не достигнуто.

Во-вторых, на востоке провинции Идлиб исламисты из «Джабхат ан-нусры» захватили военный лагерь Кармид. При этом были разбиты и рассеяны в значительной степени силы сирийской армии, которые пытались контратаковать и вернуть под свой контроль единственную транспортную артерию. Это еще больше осложнило обстановку для правительственных войск. Взятие Кармида позволяет боевикам занять стратегически выгодный плацдарм для развития наступления и рассечение находящихся в блокаде (т.н. «идлибском кармане») сирийских войск путем флангового охвата с южного направления и выхода к населенному пункту Ариша. В случае реализации этой тактической задачи сирийские войска, находящиеся в «идлибском кармане», будут испытывать постоянное вооруженное давление со всех сторон при дефиците боеприпасов, что предопределит во многом их скорую капитуляцию. Пока наступательный порыв боевиков сдерживается большими потерями в силу превосходства правительственной армии в воздухе. Этот фактор может оказаться, в конечном счете, решающим наряду с подходом отрядов ливанской «Хизбаллы», которая сейчас активно перебрасывает в Сирию свои подразделения как из Ливана, так и частично – из Ирака.

Резкое усиление наступательной активности просаудовских боевиков из «Джабхат ан-нусры» и аффилированных с ней террористических групп аналитики связывают с достижением между Эр-Риядом и Анкарой тайного соглашения о поддержке Турцией тыловых баз боевиков непосредственно на турецкой территории и обеспечение их перехода через турецко-сирийскую границу. Это привело численному превосходству исламистов на конкретном участке фронта и позволило маневрировать силами и средствами. Эксперты также указывают на то, что в рамках саудовско-турецкого сотрудничества подразумевается координация усилий в области снабжения отрядов исламистов оружием и боеприпасами, тренировка и оказание поддержки в планировании наступательных операций. Поставки вооружения и тренинг осуществляются саудовцами, Анкара в данном случае только оказывает логистическую поддержку.

В этой ситуации примечательна позиция Вашингтона, который отказывается участвовать в совместных усилиях по поддержке «Джабхат ан-нусры», по-прежнему квалифицируя ее как «террористическую группу». При этом, однако, никаких резких шагов по пресечению такой поддержки со стороны Анкары и Эр-Рияда от Белого дома не последовало. Это обусловлено, прежде всего, стратегическим замыслом американцев, которые стремятся постоянно поддавливать Дамаск «исламистскими руками», не давая ему возможности достигнуть конечного замысла по искоренению основного сегмента сопротивления в лице исламистов. Но одновременно в Ваштнгтоне не заинтересованы в окончательном падении режима Башара Асада, справедливо полагая, что в таком случае Сирия превратиться в еще один оплот радикального исламизма с трудно предсказуемыми последствиями. В частности, ЦРУ США в своем докладе о перспективах реализации такого сценария пришло к выводу, что консолидации антиасадовских сил в случае его ухода с политической арены, не последует. По  оценке, американской разведки наиболее реальным вариантом развития событий будет «ливийский сценарий» с возникновением многочисленных фронтов и противодействием друг другу различных группировок, причем не обязательно сформированных исключительно по конфессиональному признаку. В частности, основной линией противодействия практически однозначно будет противостояние между «идеологически однородными» «Исламским государством» (ИГ) и «Джабхат ан-нусрой». Такой сценарий будет представлять серьезный вызов системе стабильности в регионе. Аналогичной оценке в принципе придерживаются аналитики силовых структур Израиля и Иордании. Анкара, несмотря на все призывы к свержению режима Б.Асада, также в последнее время начинает испытывать все большее беспокойство по поводу перспектив развития ситуации после его ухода. В частности, турецкие исламисты высказывают серьезные опасения по вопросу будущего сосуществования с сирийскими «единомышленниками», которые придерживаются ярко выраженной салафистской идеологии. Эта тема сейчас активно обсуждается в ближнем круге президента Турции Р.Т.Эрдогана и руководстве Партии развития и справедливости» с целью выработки оптимального алгоритма действий, который позволил бы избежать резкого усиления салафисткого сегмента сирийской оппозиции. Учитывается и фактор усиления в самой Турции основных оппонентов правящей партии в лице «светских партий», которые практически однозначно консолидируются в связи с возникновением «салафитской угрозы» в соседней Сирии.

62.75MB | MySQL:102 | 0,489sec