Иерусалимские арабы ориентируются на израильское образование

В столице Израиля действуют учебные заведения, принадлежащие трем различным системам образования. Наименьшую (но весьма престижную,  в первую очередь среди христианского населения) группу составляют учебные заведения, работающие по программам западных государств. Еврейские учебные учреждения (самая крупная группа) работают по израильской программе. Правда, значительная часть еврейских школ, принадлежащих к так называемому «независимому религиозному» направлению, не готовит к экзаменам на израильский аттестат зрелости (в отличие от школ «государственного» и «государственно-религиозного» направления). И, наконец, подавляющее большинство арабских школ Иерусалима работает по учебным программам Палестинской национальной администрации (в прошлом – по программам Иордании). Традиционно исключением были учебные заведения арабского квартала Бейт-Цафафа, большая часть которого находилась под контролем Израиля, а не Иордании до Шестидневной войны 1967 года.

На протяжении почти полувека, прошедшего с момента воссоединения Иерусалима, данная ситуация менялась мало, хотя в последнее десятилетие можно было проследить медленный рост популярности израильской системы образования среди иерусалимских арабов. Но, как следует из опубликованных в конце апреля израильским Министерством просвещения данным, в течение последних четырех лет число арабских школьников из Иерусалима, получающих израильский, а не палестинский аттестат зрелости выросло на 60 %. В нынешнем учебном году таковых оказалось 2200. Несмотря на заметный рост, это немного, всего 5 % от общего числа завершающих среднее образование в Иерусалиме арабов.

Однако опрос общественного мнения, проведенного в текущем учебном году отделом образования Иерусалимского муниципалитета среди родителей-арабов, показал, что более половины из них поддерживают переход от палестинской к израильской программе обучения в арабских школах Иерусалима. Безусловно, данный показатель свидетельствует о далеко зашедшем процессе израилизации иерусалимских арабов. Нет никакого сомнения в том, что арабские родители предпочитают израильскую систему образования потому, что видят будущее своих детей именно в еврейском государстве (а не в палестинском арабском государстве и не за границей).

На сегодняшний момент темпы роста абсолютного числа и удельного веса иерусалимских арабских школьников, обучающихся по израильским программам, ограничивается недостаточным числом арабоязычных школ израильской столицы, работающим по этим программам. Так, в нынешнем учебном году только 6 арабских средних школ Иерусалима работали по израильским программам. В будущем учебном году их число должно достичь 15 (88 арабоязычных учебных классов, которые будут готовить к экзаменам на израильский аттестат зрелости). Рост быстрый, но, тем не менее, отстающий от спроса.

Учитывая данные опроса, Министерство просвещения Израиля и муниципалитет Иерусалима, решили поддержать эту четко проявившую себя тенденцию. Переход большинства арабских школ израильской столицы на израильскую учебную программу представляется в сложившихся условиях достижимой в сравнительно близком будущем задачей. Подобный шаг укладывается в рамки политики, последовательно проводимой мэром Иерусалима Ниром Баркатом (занимает этот пост с 2008 г.) в отношении арабского населения города.  Его политика направлена на приведение уровня и качества жизни в арабских кварталах (в так называемом «Восточном Иерусалиме») в соответствие с израильскими стандартами. Негласно подразумевается, что по мере развития этого процесса будет усиливаться израильская идентичность иерусалимских арабов и ослабляться их связь с ПНА, не говоря уже об идее независимого палестинского арабского государства.

52.28MB | MySQL:103 | 0,446sec