Король Сальман, ставший «Решительным»

Сообщая ныне о начинаниях короля Сальмана бен Абдель Азиза, саудовская пресса все чаще называет его «Сальманом Решительным (Сальман Аль-Хазим)». Для этого есть, конечно же, существенные основания — операция «Буря решимости», начавшаяся по приказу, отданному монархом, как и вновь принятые им решения, связанные с переменами на вершине властной пирамиды. Если сами эти решения все чаще квалифицируются как «исторические», то осуществленные на их основе действия — как «решительные» в силу того, что правящий монарх «решительно» избавился от тех министров в возглавляемом им правительстве, которые оказались далеки от того, чтобы в полной мере «оправдать его надежды», связанные, как подчеркивают саудовские издания, «с улучшением качества услуг, предоставляемых гражданам».

Примером этой «решительности» стал один из последних указов, отстранивший от занимаемой им должности Шувейша ад-Дувейхи, недавнего министра по делам строительства. Министерство, получившее из государственной казны 280 млрд риалов на ведение типового строительства жилья для тех категорий саудовцев, которых относят к «людям с ограниченными доходами», а также переданные под его контроль необходимые земельные участки, не смогло, как об этом сообщали газеты, «достичь положительных результатов». Это обстоятельство и заставило короля «пойти на решительный шаг», выразившийся в отстранении главы этого государственного ведомства.

Министр по делам строительства не единственный пример «решительности» короля Сальмана бен Абдель Азиза. Все те же саудовские издания сообщили о том, что монарх, «не колеблясь, отстранил от  должности министра здравоохранения Ахмада бен Укейля аль-Хатыба». Причина была той же — «невнимание к насущным нуждам граждан». Осуществляя поездку по «северным районам страны», министр отказал в просьбе «одного из граждан», просившего о «переводе отца в современную столичную больницу». Обращение этого «гражданина» к королю с просьбой о вмешательстве сыграло свою роль, — министр здравоохранения лишился занимаемого им поста.

Однако прилагаемый ныне к королю эпитет «решительный» связан не только с обстоятельствами, имеющими коррупционную основу либо местный вариант «ручного управления», впрочем, вытекающий из традиций бедуинской жизни, окрашиваемой в тона религиозных предписаний. Значительно более существенно и то, что «решительность» короля проявляет себя и в сфере обычных для современной Саудовской Аравии межплеменных противоречий, как и того, что и пресса сегодня открыто называет «проявлениями расизма».

28 апреля 2015 г. «Аль-Хайят» опубликовала связанную с этими обстоятельствами статью, название которой гласило «В течение 72 часов король Сальман, используя хирургический скальпель, удалил три расистские опухоли». Впрочем, обсуждение всех этих «трех расистских опухолей» уже давно происходило в социальных сетях.

Первая из «опухолей» имела отношение к угрозам в отношении «жителей Аль-Катыфа», с которыми выступил офицер воинской части, расквартированной в этом шиитском районе Восточной провинции. Инициированный королем специальный приказ министра обороны (и ныне наследника наследника престола) принца Мухаммеда бен Сальмана позволил провести расследование в отношении этого офицера, а затем его дело было передано на рассмотрение военного трибунала. «Решительность» короля позволила, как сообщали журналисты, работающие в Восточной провинции, «восстановить национальное единство саудовского общества», как и подтвердить «незыблемость положений Основного закона правления», 12 статья которого гласит: «Укрепление национального единства — обязанность и долг. Государство налагает запрет на все, что ведет к расколу, смуте и подрыву единства». Не приходится говорить, что в условиях нынешней военной кампании в Йемене и очередного обострения саудовско-иранских противоречий любое обострение ситуации в населенных шиитами-двунадесятниками и исмаилитами районах Саудовской Аравии грозит самыми серьезными последствиями для ее безопасности.

Вторая «расистская опухоль» была связана с административным переводом учительницы начальной школы для девочек в небольшом населенном пункте провинции Мекка в школу, расположенную в другом районе страны. Вновь инициированное королем распоряжение министра образования потребовало провести расследование этого инцидента в силу того, что, тем самым, «был нанесен ущерб интересам сотрудника системы образования», и возместить этот «ущерб», а также вернуть ее на место прежней работы. Возникшая конфликтная ситуация была связана с нежеланием некоторых родителей школы, где работала эта учительница, чтобы их дочерей учила «чужая» — не принадлежащая к той племенной группе, которая населяет этот населенный пункт, а, кроме того, и не принадлежащая к ханбалитскому толку суннитского ислама.

Наконец, третья «опухоль», в качестве которой были расценены «оскорбительные и содержащие расистскую подоплеку заявления» почетного члена спортивного клуба «Ан-Наср» (ранее возглавлявшего этот клуб) принца Мамдуха бен Абдель Рахмана. Член королевской семьи позволил себе «неприличные высказывания» в адрес освещавшего деятельность клуба спортивного обозревателя, не принадлежащего к саудовской ведущей религиозной доктрине. Специальный королевский указ запретил принцу Мамдуху бен Абдель Рахману «принимать участие во всех спортивных мероприятиях, а также публиковаться, выступать или появляться в государственных и частных газетах, на радио и в телевизионных передачах».

За день до появления цитировавшейся статьи в «Аль-Хайят» ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахман fр-Рашид опубликовал на страницах этой газеты статью «Расизм как враг патриотизма», посвященную всем этим трем «расистским опухолям». Ее автор, известный саудовский «либерал», говорил в этой статье, естественно, отдавая дань «Сальману Решительному», о том, что, чаще всего, не становится предметом обсуждения официальной саудовской прессы.

Он подчеркивал, в частности, что саудовское «общество все еще живет представлениями прошлого, определяемыми религиозностью и трайбалистскими предрассудками, легко оскорбляя и унижая “другого”, когда закон, говорящий “это плохо”, сильнее закона, устанавливаемого правительством». По словам А.Р. ар-Рашида, сохранение «закона, говорящего “это плохо”», определяется отсутствием «последовательного и целенаправленного распространения культуры ради искоренения дискриминации по полу, принадлежности к племени, конфессии или гражданству» (в Саудовской Аравии все еще не урегулировано положение детей от смешанных браков саудовок и иностранцев). Для того, чтобы эта «культура» стала достоянием общества, «необходима долговременная программа распространения духа патриотизма и борьбы с расизмом во всех слоях общества, на уровне правительственных учреждений, средств массовой информации и школ» в силу того, что «расизм не является чертой малообразованных членов общества, — он присутствует в образованной и социально успешной среде».

Как считал А.Р.ар-Рашид, речь должна идти не только о, собственно, саудовском обществе, но и о «многочисленных иностранцах — гражданах Бангладеш, Эфиопии и других стран». В отношении этих людей саудовское общество в целом, вне зависимости от существующих в нем трайбалистских, регионалистских и конфессиональных расколов, «выступает как единое целое, проявляя к ним насилие и агрессию».

Печальная констатация! Но в этой констатации присутствовала и доля оптимизма, — «решительно» осуществленное правящим монархом «хирургическое вмешательство», позволившее удалить наиболее вопиющие «расистские опухоли» сегодняшнего дня, включая и поведение «одного из членов королевской семьи», подвигало А.Р.ар-Рашида к выводу о том, что король Сальман бен Абдель Азиз «направит компас общественной морали в необходимом направлении». Только тогда и возникнет ситуация, которую ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» считал единственно возможной, провозглашая принцип — «родина важнее и выше всех различий между ее гражданами».

52.31MB | MySQL:103 | 0,530sec