Ситуация в Алжире: апрель 2015 г.

Апрель в Алжире проходил под знаком борьбы против коррупции, неформальной торговли и незаконных переводов валюты. Все это было признано необходимым с тем, чтобы противостоять сокращению валютных доходов, последовавших вслед за падением цен на нефть на мировом рынке. Ранее Алжир, равно как и другие нефтедобывающие страны, был вынужден пересмотреть свой бюджет в сторону сокращения расходов.

Первоначально объем алжирского импорта в 2015 году оценивался в 65 млрд долларов. Однако премьер-министр страны Абдельмалек Селлаль в начале месяца заявил о необходимости резко сократить объем импорта. Ранее, в 4-м квартале 2014 года, правительство Алжира уже было вынуждено израсходовать 7 млрд долларов из своих валютных запасов.

По оценке премьера, принятый дополнительный закон о бюджете «включает в себя решения и меры, нацеленные на совершенствование управляемости внешней торговлей через борьбу против коррупции и уклонения от уплаты налогов с конечной целью прекратить царящую в этой сфере анархию».

В 2012 году из 760 тысяч зарегистрированных в Алжире предприятий 300 тысяч занимались импортными операциями.

В 2014 году дефицит торгового баланса сократился на 53,4% с 9,9 млрд долларов до 4,63 млрд долларов.

Китай в 2014 году сохранил за собой роль первого поставщика товаров в Алжир с общим объемом поставок в 7,44 млрд долларов. За ним следовали  Франция (5,89 млрд), Испания (4,6 млрд), Италия (4,54 млрд) и Германия (3,44 млрд).

Рост импортных операций повлек за собой увеличение случаев злоупотреблений, из-за которых госказначейство недосчиталось миллиардов долларов. Самыми громкими из уже открытых уголовных дел стали связанные с государственной нефте- газодобывающей компанией СОНАТРАК, группой «Халифа банк», строительством автотрассы Запад — Восток. Стоимость последней за время строительства выросла в два раза, а откаты, согласно оценкам, составили 1 млрд долларов.

Как утверждают осведомленные алжирские эксперты, «дела, получившие юридическое развитие, представляют собой лишь верхушку айсберга». Один из главных источников утечки валюты из страны – «сверхоплата» импортной продукции по договоренности между импортером и экспортером. Переводы государственных валютных средств за почти каждую конкретную сделку намного превосходят реальную стоимость товара. Разница оседает на частных счетах. Согласно алжирской таможне, только в сфере импорта медикаментов в 2014 году были через суд оштрафованы 12 иностранных компаний и алжирских импортеров за завышенные цены контрактов.

Еще одна проблема Алжира — неформальная торговля, объем которой оценивается в 37 млрд евро ежегодно, и от которой государство не имеет ничего. Чтобы вовлечь эти средства в легальный оборот, алжирские власти предусматривают фискальную амнистию. Однако эксперты скептически относятся к такой мере. «Неформальная экономика будет только расти по сравнению с официальной, и в среднесрочной перспективе превратится в угрозу для государства», — предупредил, в частности, алжирский экономист Мохаммед Хамадуш.

17 апреля стало известно, что алжирское правосудие намерено в «ближайшие недели» заняться тремя досье о коррупции, к которым были причастны иностранные компании. Общий ущерб, нанесенный их действиями государственной казне, оценивался в несколько миллиардов долларов, потраченных на откаты и взятки. Согласно наблюдениям экспертов, эти процессы никоим образом не свидетельствовали о намерении режима бороться против коррупции. По их оценкам, они были нацелены на то, чтобы избавиться от этих «мешающих дел». В качестве подтверждения этого тезиса они указывали на то, что эти дела никак не затронули причастных к ним некоторых министров и «политических протеже».

Первое из досье касалось уже упоминавшегося строительства автодороги Запад — Восток протяженностью 1200 км. По этому делу обвиняются 16 персоналий и 7 зарубежных компаний в «коррупции, отмывании денег и проматывании государственных средств».

Строительство автодороги началось в 2006 году и должно было завершиться 4 года спустя. Дорога до сих пор не построена. Первоначально ее стоимость оценивалась в 6 млрд долларов. Сейчас, по официальным данным, ее стоимость оценивается в более чем 11 млрд долларов.

Среди обвиненных в коррупции зарубежных компаний значатся китайская Citic CRCC, японская Cojaal, канадская Sm Inc, испанская Isolux Carsan, итальянская Piearotti, швейцарская Garaventas и португальская Coba.

Второе досье касается алжирской госкомпании СОНАТРАК, итальянской группы Saipem и германской Funkwerk. По этому делу обвиняются бывший генеральный директор СОНАТРАК Мохаммед Мезиан, двое из его сыновей, 8 исполнительных директоров компании.

Третье досье под названием СОНАТРАК-2 касается, в частности, бывшего министра энергетики и шахт Алжира Шакиба Хелиля, в отношении которого выписан международный ордер на арест.

26 апреля снова появился повод поговорить о борьбе с коррупцией, на сей раз — не о той, о которой так много утверждали алжирские власти, а о реальной. В тот день команда сатирической передачи частного телеканала «Эль-Джазаира» объявила о приостановке выпуска своих программ вследствие «невыносимого давления» со стороны властей после публикации сюжета,  касавшегося коррупции.

17 апреля этот телеканал выступил с сюжетом о коррупции в высших эшелонах алжирской власти, представив появившуюся во Франции книгу, автор которой назвал имена алжирских политиков и их детей, которые за последнее время приобрели недвижимость в Париже. Несколько дней спустя телеканал получил предупреждение от надзорного органа относительно «повторяющихся ошибок» в его передачах.

Заметным событием месяца стал завершившийся 1 апреля 3-дневный государственный визит в Алжир президента ЮАР Джакоба Зумы. В совместном заявлении по итогам визита две страны выразили их озабоченность в связи «с распространением террористических групп» на африканском континенте. Они заявили, что поддерживают усилия Африканского союза по борьбе с такими террористическими группами, как «Аш-Шабаб», «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), «Боко Харам».

Стоит напомнить, что еще в 2010 году две страны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии. В январе 2015 года они договорились о совместной разработке сверхзвукового беспилотного летательного аппарата, который, как предполагается, впервые поднимется в воздух в 2016 году в Алжире.

Из других внешнеполитических событий следует отметить визит в Вашингтон главы МИД Алжира Рамтана Ламамры. По итогам встречи с ним госсекретарь США Джон Керри приветствовал действия Алжира в вопросах обеспечения региональной безопасности, и в частности, в Мали и Ливии. Он отметил высокий уровень сотрудничества двух стран «в сфере обеспечения безопасности, являющейся краеугольным камнем двусторонних отношений». Госсекретарь приветствовал намерение Алжира принять летом этого года международную встречу по вопросам «дерадикализации» джихадистских группировок.

Встреча двух министров состоялась в рамках ежегодного «стратегического» диалога между Вашингтоном и Алжиром.

В апреле Алжир продолжил посреднические усилия по урегулированию внутриливийского конфликта. 10 апреля алжирский министр-делегат по делам Магриба и Африки Абделькадер Мессахель сообщил, что 13 апреля в Алжире возобновится диалог между сторонами ливийского конфликта при участии эмиссара ООН в Ливии Бернардино Леона.

Первый раунд переговоров между сторонами внутриливийского конфликта прошел в Алжире 10 — 11 марта. Его итогом стала выработка письменного заявления, требовавшего «немедленного прекращения боевых действий с тем, чтобы продолжить диалог в благоприятных условиях». Участники переговоров, представлявшие шесть политических партий, заявили о намерениии «достичь консенсуса относительно формирования правительства национального единства», которое должно прийти на смену двум существующим в Ливии правительствам и парламентам.

13 апреля, как и планировалось, внутриливийский диалог в Алжире возобновился. «Я благодарен Алжиру за поддержку, координацию и интенсивное сотрудничество, без которых мирный процесс не смог бы прийти к этой стадии, на которой, как мы полагаем, мы близки к политическому решению», — заявил Б.Леон. Он подчеркнул, что те ливийцы, которые «отказываются от демократии и являются сторонниками экстремизма, радикализма и терроризма, сами исключили себя из этого процесса».

Уже 14 апреля, по итогам двухдневной встречи в Алжире, Б.Леон назвал ее «большим успехом». По его словам, «ливийские стороны смогли выработать совместную позицию по большинству пунктов проекта мирного сооглашения, подготовленного ООН». Им, в частности, предусматривалось формирование правительства «составленного из независимых персоналий, которые должны иметь только ливийское гражданство». Состав и прерогативы такого правительства подлежали дальнейшему обсуждению.

5 апреля Алжир эвакуировал 160 своих граждан из Йемена в связи с резким обострением обстановки в этой стране, к тому времени уже неделю подвергавшейся бомбардировкам самолетов коалиции во главе с Саудовской Аравией. Эвакуацию выполнили алжирские самолеты из аэропорта Саны с промежуточной посадкой в Каире. Вместе с алжирцами были эвакуированы 40 туниссцев, 15 мавританцев, 8 ливийцев, 3 марокканца и палестинец.

Алжир, располагающий одной из самых современных и мощных армий в регионе, отказался участвовать в саудовской коалиции под предлогом того, что такие операции вне национальной территории запрещены конституцией страны. Ранее он также отказался от участия в боевых действиях против джихадистских группировок на территории Мали и Ливии.

С учетом нестабильности в Ливии, похоже, поток незаконных иммигрантов из африканских стран, стремящихся прорваться в Европу, перенацелился на Алжир. 5 апреля Минобороны Алжира сообщило о перехвате в двух инцидентах на южной границе страны. В двух конвоях, следовавших через границу, были перехвачены в общей сложности 496 нелегалов.

9 апреля Минобороны Алжира отрапортовало об уничтожении 4 вооруженных исламистов в 40 км к востоку от Алжира. При убитых были обнаружены 2 автомата Калашникова, 1 карабин Симонова, 1 пистолет-пулемет «Беретта», а также компоненты взрывных устройств со взрывчаткой.

9 апреля, впервые после декабря 2012 года, с аудиообращением к своим сторонникам выступил главарь АКИМ Абдельмалек Друкдель. В этом обращении не упоминались ни Алжир, где он скрывается последние 10 лет, ни Сахель, где как и в Алжире, действуют формирования АКИМ. Оно посвящалось «победам» «Аль-Каиды» в Сирии, и в частности, новой коалиции джихадистов «Джейш аль-Фатх», в которую вошла сирийская фракция «Аль-Каиды»  «Джабхат ан-нусра» во главе с Абу Мухаммедом аль-Джулани. 28 марта формирования этой коалиции захватили сирийский город Идлиб.

Судя по всему, это обращение было адресовано тем боевикам АКИМ, которые в последнее время стали посматривать в сторону «Исламского государства» (ИГ). Примерно 50 из них летом прошлого года покинули ряды АКИМ и соорганизовались в структуре, подчиненной ИГ.

17 апреля джихадистская группировка «Аль-Мурабитун» во главе с алжирцем Мохтаром Бельмохтаром взяла на себя ответственность за совершенный двумя днями ранее теракт с использованием боевика-смертника против базы контингента миротворцев из Нигера на севере Мали. В результате этого теракта погибли три человека, включая террориста, 16 человек получили ранения, в том числе 9 «голубых касок» из Нигера.

В третьей декаде апреля разразился дипломатический скандал между Алжиром и Мавританией. Он начался 23 апреля с выдворения из Мавритании алжирского дипломата в связи с публикацией в мавританской прессе статьи о наркотрафике из Марокко. Одновременно под подпиской о невыезде оказался директор интернет-издания «Аль-Баян» Мулай Брахим ульд Мулай, обвиненный в распространении «лжи и фальшивых измышлений».

Первый секретарь посольства Алжира в Нуакшоте Белькасем Шеруати подозревался в том, что он стоял за появлением статьи,  в которой утверждалось, что Мавритания обратилась с жалобой в ООН по поводу наводнения ее территории наркотиками марокканского происхождения.

Ответ последовал через четыре дня — мавританский дипломат, находившийся на посту в Алжире и занимавшийся вопросами безопасности, был объявлен персоной нон-грата.

Месяц завершился очередной новостью с антитеррористического «фронта». 28 апреля Минобороны Алжира объявило об уничтожении шессти вооруженных исламистов в Кабилии, в 140 км к востоку от Алжира.

В апреле тульское КБ приборостроения (КБП) приступило к выполнению второй части контракта с Алжиром по модернизации ранее поставленных в эту страну боевых машин пехоты БМП-1. В ходе реализации первой части контракта были модернизированы свыше 400 БМП-1. Теперь предстоит модернизировать еще около 360 машин. Работу предполагается выполнить за три года. Модернизация БМП-1 осуществляется на одном из алжирских ремонтных предприятий с привлечением росийских специалистов.

Модернизация алжирских БМП-1 осуществляется за счет установки на них боевого отделения «Бережок», в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка 2А42, 4 пусковых установки противотанкового ракетного комплекса «Корнет», 30-мм автоматический гранатомет АГС-30, 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ.

В целом, с  учетом общего роста напряженности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, нельзя исключать, что из-за множества разногласий между Рабатом и Алжиром может обостриться ситуация на мароккано-алжирской границе. Подобное развитие обстановки, по большому счету, выгодно определенным силам в регионе, поскольку оно позволит отодвинуть в сторону накопившиеся проблемы в обеих странах.

52.33MB | MySQL:103 | 0,566sec