Ситуация в Судане и Южном Судане: апрель 2015 г.

Основные события месяца в Судане развертывались вокруг назначенных на 13 — 15 апреля всеобщих выборов, в ходе которых суданцы должны были выбрать президента страны, парламент, а также местные власти. Основные оппозиционные партии, также как и в 2010 году, объявили о бойкоте выборов, в результате которых, как ожидалось, сохранит свой пост действующий президент Омар аль-Башир несмотря на то, что половина страны охвачена восстанием повстанцев и охвативший ее острейший социально-экономический кризис.

У О.аль-Башира было 15 конкурентов, большинство из которых мало известны 13,3 млн суданцев, имеющих право голоса. Численность населения Судана оценивается примерно в 38 млн человек. Как заранее объявила Центральная избирательная комиссия (ЦИК), выборы не состоятся в отдельных регионах Дарфура и в ряде районов штата Южный Кордофан из-за отсутствия надлежащих условий безопасности.

В ходе предвыборной кампании О.аль-Башир обещал то, чего он не сделал за предыдущие 26 лет — принести стране «безопасность, политическую и экономическую стабильность». Эта задача представляется невыполнимой за пять лет нового мандата, поскольку страна с 1997 года живет в условиях американского экономического эмбарго, введенного против Хартума в связи с предъявлеными против него обвинениями в нарушениях прав человека и связях с террористами.

Кроме того, в отношении 71-летнего О.аль-Башира — исламиста по убеждениям — еще в 2009 году выписан ордер Международного уголовного суда (МУС), который обвиняет главу Судана в совершении военных преступлений и преступлений против человечности на западе страны в Дарфуре, охваченном восстанием с 2003 года.

За три недели до выборов Судан присоединился к коалиции во главе с Саудовской Аравией, воюющей с шииитскими повстанцами в Йемене. Это, как считают наблюдатели, может привлечь в Судан саудовские инвестиции. На стороне О.аль-Башира армия и спецслужбы, тесные связи с которыми позволили обеспечить его политическое долголетие после приведшего его к власти в 1989 году военного переворота.

Избирательным законодательством предусматривался второй тур выборов в случае, если по итогам первого ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов.

Выборы готовились на фоне конфликтов, которыми охвачена половина из 18 штатов страны, где часть местного населения в той или иной мере выступает против политики центральных властей. Повстанцы не заставили себя ждать.

5 апреля стало известно, что повстанцы из Суданского народно-освободительного движения — Север (СНОД-С) захватили в штате Южный Кордофан грузовик, перевозивший урны для предстоящего голосования. Они тут же пообещали сделать все возможное для того, чтобы сорвать выборы в этом регионе.

Как сообщил представитель повстанцев Арну Лоди, бойцы СНОД-С «устроили засаду и захватили грузовик с урнами для голосования» на автодороге, связывающей столицу штата Южный Кордофан г.Кадугли и г.Диллинг. Представитель суданской армии, понятно, опроверг это сообщение.

По данным Хартума, в последние месяцы резко повысилась активность повстанцев из СНОД-С в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Из-за боев только с начала марта в этих штатах были вынуждены покинуть свои жилища по меньшей мере 20 тысяч человек.

СНОД-С входит в образованный в декабре 2014 года альянс «Призыв Судана», в котором объединились оппозиционные партии и повстанческие движения с целью свержения действующего режима.

9 апреля Европейский союз заявил, что не поддерживают идею проведения в Судане всеобщих выборов, поскольку они «не в состоянии обеспечить достоверный результат голосования». Эту позицию ЕС заранее, еще до выборов, разделили США.

В ответ 10 апреля в МИД Судана были вызваны послы стран Евросоюза в Хартуме. Им была вручена нота, выражавшая сожаление относительно «искажения событий в Судане».

За ходом выборов наблюдали представители Лиги арабских государств (ЛАГ) и Африканского союза.

В целом по стране, в день начала голосования были открыты 7,1 тысяч избирательных участков. В последний момент 13 апреля было объявлено выходным днем.

В парламентских выборах и в выборах в местные органы власти приняли участие в целом 44 политических партии, в том числе пропрезидентская Партия национального конгресса (ПНК).

Выборы прошли в целом в спокойной обстановке. В день начала голосования в Дарфуре в ряде лагерей для временно перемещенных лиц прошли мирные манифестации против голосования. Голос оппозиционных партий, призывавших суданцев выйти на манифестации в первый день голосования, оказался неуслышанным. Силы безопасности воспрепятствовали намерениям сторонников альянса «Призыв Судана» организовать постоянную сидячую забастовку, которая, по их замыслам, должна была иметь место с 13 апреля вплоть до дня объявления итогов голосования.

Кроме того, сам альянс «Призыв Судана» оказался, похоже мертворожденным объединением, поскольку в нем оказались силы, имеющие диаметрально противоположные взгляды на то, как ему добиться заявленных целей. Повстанцы, понятно, считают необходимым использовать путь вооруженной борьбы, в то время как оппозиционные политические партии опасаются насилия, видя в нем путь скатывания к сирийскому сценарию.

Со своей стороны власти отвергли какую-либо критику в свой адрес. Советник президента Ибрагим Гандур назвал выборы «историческими». Представители власти утверждали о «массированном участии» суданцев в голосовании.

14 апреля стало известно, что повстанцы из СНОД-С, как и обещали, в первый день выборов атаковали, в частности, несколько избирательных пунктов в штате Южный Кордофан. Как сообщил представитель ЦИК Аль-Хади Мохаммед Ахмед, речь шла о трех избирательных участках в округе Хабила. Все они были разграблены, данные голосования уничтожены. Еще два избирательных участка были атакованы в округе Аббасия, но там нападения были отбиты суданскими военными. В любом случае эти атаки привели к тому, что власти объявили об отмене выборов в семи округах штата Южный Кордофан.

В ходе выборов проявилась также масса административных накладок. Так, в штате Джазира 152 избирательных участка открылись лишь 15 апреля из-за отсутствия бюллетеней.

15 апреля ЦИК объявил о продлении времени проведения выборов на один день на всех избирательных участках страны. К исходу третьего дня голосования никаких данных о числе проголосовавших не объявлялось.

К этому времени двое из кандидатов в президенты отказались от своих претензий на высший государственный пост, указав на нарушения в ходе выборов. Речь шла о «независимых» кандидатах Омаре Аваде аль-Кариме и Ахмеде Ради.

21 апреля в МИД Судана были вызваны послы США, Великобритании и Норвегии, которые ранее подвергли резкой критике условия, в которых проходили всеобщие выборы в Судане.

Днем ранее эти три страны в совместном заявлении выразили сожаление в связи с «провалом правительства Судана в вопросах организации свободных и справедливых выборов в надлежащих условиях». В совместном заявлении они отметили низкую явку избирателей, связанную с «подавлением свобод и политических прав», а также постоянные конфликты в ряде регионов страны. «Результаты выборов не могут рассматриваться как достоверное выражение воли суданского народа, — утверждалось в заявлении «тройки». — Мы осуждаем акты насилия во время избирательной кампании и продолжаем поддерживать суданцев, которые хотят продвижения вперед процесса мирного политического урегулирования, связанного с проведением реформ и призванного привести страну к стабильности».

Объявив о вызове трех послов, МИД Судана осудило «очевидное вмешательство» этих трех стран во внутренние дела Судана. Отдельное коммюнике МИД Судана сообщило о вызове в МИД страны официального представителя Европейского союза без распространения каких-либо деталей на этот счет.

24 апреля старый — новый президент Судана О.аль-Башир назвал прозвучавшую в адрес его страны в связи с выборами критику последствиями «колониализма». Он утверждал, что эта критика никак не повлияет на итоги голосования, объявление которых ожидалось 27 апреля. На встрече с представителями министерств обороны стран Восточной Африки он назвал прошедшие выборы большим успехом, поскольку Судан организовал их вопреки «несправедливой блокаде, которой он противостоит уже 25 лет».

27 апреля было объявлено то, в чем никто не сомневался. О.аль-Башир был объявлен победителем президентских выборов. По данным ЦИК, за него было отдано 94,5% голосов. Занявший второе место Фадль ас-Сайед Шуэйб получил всего 1,43% голосов. Показатель участия в выборах  составил 46,4%, то есть абсолютное большинство суданцев не проголосовало за старого — нового президента. В парламентских выборах также победила президентская партия ПНК. Она получила в парламенте 323 места из 426.

26 апреля в очередной раз повторилось то, что уже не раз бывало ранее — Хартум обвинил Джубу в поддержке действующих в Дарфуре повстанцев. Это обвинение прозвучало после ожесточченных боев между суданской армией и повстанцами в секторе Дарфура, примыкающем к границе с Южным Суданом. Со стороны повстанцев в боях приняли участие боевики из Движения заа справедливость и равенство (ДСР). В этой связи представитель суданской армии полковник Ас-Саварми Халед Саад заявил, что «правительство Южного Судана продолжает давать убежище и поддерживать террористов». По итогам боев каждая из сторон заявила, что нанесла «тяжелые потери» противнику.

27 апреля вспыхнул очередной конфликт между Хартумом и Миссией ООН — Африканского союза в Дарфуре (ЮНАМИД). Суданцы обвинили миротворцев в убийстве семи гражданских лиц. «Голубые каски» утверждали, что отбили нападение 40 вооруженных людей на патрууль в регионе Касс на юге Дарфура.

О делах в Южном Судане. 9 апреля стало известно, что месяц спустя после провала мирных переговоров в Аддис-Абебе между сторонами южносуданского конфликта, международные посредники готовят новый план урегулирования, предусматривающий очередное соглашение о разделении власти между президентом Южного Судана Сальвой Кииром и главой повстанцев, бывшим вице-президентом Риеком Машаром. Отсутствие согласия сторон по поводу условий такого соглашения стало основной причиной провала переговоров в Аддис-Абебе.

Проект нового соглашения готовили страны Восточной Африки из объединения IGAD, Европейский союз, ООН, Китай, а также тройка США — Великобритания — Норвегия. Этот документ предусматривает, в частности, развертывание между сторонами конфликта сил разъединения из состава Миссии ООН в Южном Судане, а также учреждение международного трибунала, призванного расследовать военные преступления, совершенные за почти полтора года конфликта.

Как представляется, последнее положение обрекает этот документ на провал, поскольку ни одна из сторон южносуданского конфликта не заинтересована в расследовании того, что она натворила за время конфликта. Его жертвами, согласно оценок экспертов, стали десятки тысяч человек, убитых по этническому признаку. Только в период с 28 февраля по 16 марта, когда формально действовали бесчисленные соглашения о прекращении огня, наблюдатели от IGAD зафиксировали по меньшей мере 35 вооруженных инцидентов, инициаторами которых примерно в равной пропорции были правительственные войска и повстанцы.

22 апреля стало известно, что не все так просто и в проправительственном лагере после того, как в районе г.Малакаль развернулись ожесточенные бои между двумя фракциями проправительственных формирований. В этих боях, вспыхнувших по «недоразумению», сошлись формирования личной «гвардии» губернатора провинции Верхний Нил Симона Кана и племенные отряды народности шиллук во главе с «генералом» Джонсоном Олони. Последний возглавлял одно из повстанческих формирований до того, как в середине 2013 года перешел на сторону Джубы.

В этих боях сторонников С.Кана поддержали милицейские формирования динка — народности, к которой принадлежит С.Киир.

Объявивший о боях официальный представитель южносуданской армии Филипп Агюэр признал наличие неких «антагонизмов» между различными племенными формированиями, поддержавшими южносуданскую армию после восстания, поднятого в середине декабря 2013 года бывшим вице-президентом Р.Машаром.

24 апреля Лам Аколь — лидер одной из основных оппозиционных партий Южного Судана — объявил, что фактически находится под домашним арестом. Бывший видный полевой командир в период войны за независимость Южного Судана (1983 – 2005), в ходе которой он успел повоевать и за Хартум, и против него, после разрыва с СНОД основал в 2009 году свою партию — СНОД — Демократическое изменение (СНОД-ДИ).

СНОД-ДИ является единственной реальной оппозиционной партией в Южном Судане, а Л.Аколь был единственным противником действующего президента стран С.Киира на президентских выборах в 2010 г. Л.Аколь осудил обоих лидеров сторон внутрисуданского конфликта после его развязывания в декабре 2013 г. До этого, сразу после президентских выборов, он был вынужден на два года выехать в Судан после того, как Джуба обвинила его в поддержке одной из групп повстанцев. Л.Аколь получил возможность вернуться в Южный Судан лишь в ноябре 2013 г.

Южносуданские власти тут же опровергли заявление Л.Аколя, отметив, что если бы они хотели упрятать его за решетку, они давно бы это сделали.

Л.Аколь является представителем народности шиллук, одной из 60-ти, проживающих в Южном Судане. В связи с внутрисуданским противостоянием, ставшим фактически межэтнической разборкой динка и нуэр, Л.Аколь ранее заявил, ни С.Киир (президент, динка), ни Р.Машар (бывший вице-президент, нуэр) не заинтересованы в мире.

В целом, прошедшие в Судане выборы и победа на них О.аль-Башира никуда не дели, и в обозримом будущем никуда не денут многочисленные проблемы, стоящие перед этой страной. Как будет их решать глава государства? У него два пути: либо укреплять свой авторитарный режим и тем самым еще больше изолировать его, либо пойти на определенный диалог с оппозицией, включая вооруженную.  Какой из них будет выбран — станет понятно в ближайшее время.

52.33MB | MySQL:103 | 0,628sec