Военное сотрудничество аравийских монархий: намерения и реальность

В октябре 2002 года страны члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) приняли решение о создании еще одного органа по координации деятельности в оборонной сфере — Высшего военного комитета по обеспечению коллективной безопасности и повышению обороноспособности. Однако, этот шаг вряд ли станет этапным в длящемся уже два десятилетия процессе военной интеграции аравийских монархий.

Начало военного сотрудничества аравийских монархий было положено в 1980-е годы, когда в условиях усиления напряженности военно-политической обстановки в регионе Персидского залива и распространения боевых действий ирано-иракской войны на акваторию Залива (“танкерная война”) страны-члены ССАГПЗ вынуждены были пойти на более тесное взаимное сотрудничество в вопросах обороны.

На основе достигнутых договоренностей в 1983 г. началось создание Объединенных вооруженных сил (ОВС) ССАГПЗ «Щит полуострова», подразделения которых разместили на саудовской территории на военной базе в им. короля Халеда в районе Хафр-эль-Батин вблизи границы с Ираком. ОВС должны были подчиняться генеральному секретарю ССГПЗ, а командование объединенными силами поручалось саудовскому представителю, заместителями которого назначались представители армий других стран-участниц. Каждое государство должно было выделять в ежегодный бюджет ССАГПЗ взнос, покрывавший расходы на свой воинский контингент, преданный в ОВС. Первоначально совместные силы включали в себя только подразделения сухопутных войск, но в дальнейшем намечалось дополнить их формированиями ВВС и ВМС. Предусматривалось также осуществить стандартизацию вооружения и унифицировать систему подготовки военных кадров. В октябре 1983 г. на территории ОАЭ проводятся первые совместные учения подразделений ВС стран-членов ССАГПЗ. В последующем они стали носить регулярный характер.

В 1984 г. была выработана совместная стратегия обороны стран-членов ССАГПЗ, основные положения которой сводились к следующему: опора на собственные силы и отказ от обращения к военной помощи государств, входящих в НАТО и Варшавский договор; оказание коллективной помощи любой стране-члену ССАГПЗ, если она подвергнется агрессии; совместная подготовка военных кадров и создание объединенных ВС ССАГПЗ; координация действий по диверсификации источников приобретения вооружений.

Принятие первых конкретных шагов по развитию военного сотрудничества шло параллельно с выработкой концептуальных положений об основах единой системы безопасности стран-членов ССАГПЗ. При этом Саудовская Аравия выступала за форсирование процессов военной интеграции и создания единых вооруженных сил, скорейшее заключение соглашения о коллективной безопасности. В то же время “малые” государства аравийской «шестерки» выступали против ускорения, а тем более полной интеграции в военной области, т. к. не хотели усиления зависимости от Эр-Рияда.

К середине 80-х годов страны ССАГПЗ выработали концепцию коллективной безопасности, базировавшуюся на таких принципах как: сохранение политико-экономического статус-кво в зоне Залива; уважение сложившегося в регионе баланса сил, существующих режимов и наследованных от предыдущих поколений границ; недопущение чьего-либо диктата и внесения силой каких-либо изменений географического, политического или идеологического характера в сформировавшуюся в регионе реальность; мирное сосуществование всех расположенных здесь государств, невмешательство во внутренние дела друг друга; коллективная ответственность всех стран региона за обеспечение его безопасности.

Данная концепция несла в себе характер универсальности, исходила из балансов интересов и коллективного участия в решении вопросов безопасности всех расположенных в зоне Персидского залива государств, включая Иран и Ирак. Однако реалии жизни и продолжавшаяся ирано-иракская война делали невозможной ее реализацию в тот период.

В декабре 1987 г. на совещании в Эр-Рияде главы государств ССАГПЗ утвердили соглашение о создании системы совместной обороны, которое, однако, носило ограниченный характер и предусматривало лишь обмен разведывательными данными, совместную подготовку полицейских и военнослужащих, унификацию систем связи и командных структур.

Кризис в зоне Персидского залива 1990-1991 гг. отчетливо продемонстрировал военную слабость аравийской «шестерки», неспособность ее членов как в отдельности, так и совместно решать задачи по защите своего суверенитета и территориальной целостности от внешней агрессии со стороны сильного противника. Характерно в этой связи мнение командующий войсками антииракской коалиции в 1990-1991 гг. американского генерала Нормана Шварцкопффа, который особо отметил несостоятельность армий стран ССАГПЗ эффективно использовать состоящую на их вооружении боевую технику, а также преобладание в их составе иностранных наемников.

После войны 1991 года начался сложный процесс пересмотра подходов к вопросам обороны и военного строительства на уровне отдельных стран ССАГПЗ и в рамках организации. Причем у руководства аравийских монархий не вызывало сомнений то, что необходимо иметь боеспособные национальные ВС, оснащенные современными вооружениями и имеющие подготовленные квалифицированные военные кадры, способные овладеть и умело использовать приобретаемое оружие. Значительно возросли военные расходы аравийских монархий, однако численность их армий выросла при этом незначительно.

Но все же главным выводом из уроков кувейтского кризиса для стран ССАГПЗ стало то, что в деле обеспечения национальной безопасности и защиты от внешней агрессии их руководство признало необходимым уделять повышенное внимание вопросам получения гарантированной иностранной военной помощи, в первую очередь от США и других стран Запада, а также дружественных арабских режимов. Фактически это означало отказ от ранее продекларированного организацией намерения опоры на собственные силы в вопросах обороны.

После освобождения Кувейта в марте 1991 г. страны-члены ССАГПЗ, Египет и Сирия подписали Дамасскую декларацию, предусматривавшую, в частности, привлечение египетских и сирийских войск для обеспечения безопасности Кувейта и Саудовской Аравии. Однако вскоре позиция аравийских государств претерпела изменение, и они отказались от постоянного военного присутствия АРЕ и САР, чьи войска вернулись летом 1991 г. на родину. Тем не менее, страны ССАГПЗ продолжают рассчитывать на военную помощь Сирии и Египта в случае агрессии против них и не отказываются от политического сотрудничества в рамках Дамасской декларации.

В то ж время в первой половине 90-х годов большинство стран ССАГПЗ заключили договора или соглашения о военном сотрудничестве и совместной обороне с США, Великобританией, Францией и Италией, а Кувейт в 1993 г. подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией. На основании подписанных документов аравийские монархии закупили за рубежом крупные партии разнообразных вооружений и военного имущества (в основном в США, странах Западной Европы, а Кувейт и ОАЭ — отчасти в России.

Укрепление военно-политических связей с Западом не означало, тем не менее, отказа от продолжения усилий по военной интеграции в рамках ССАГПЗ. В конце 1991 г. была сформирована комиссия по вопросам безопасности во главе с султаном Омана Кабусом. Результатом ее работы стал проект системы коллективной безопасности, предусматривавший формирование в течение 15 лет объединенного военного контингента численностью в 100 тыс. человек, создание объединенных систем управления войсками и ПВО. Однако данный проект не получил одобрения. По общему мнению, столь большой по численности контингент ОВС не по силам странам «шестерки». Ведь малые государства должны были включить в их состав почти все собственные национальные армии, а это подорвало бы их индивидуальную оборону, которой они отдавали предпочтение. Не удалось также согласовать вопрос о местах дислокации объединенных сил и порядке их финансирования.

В декабре 1993 г. после долгих переговоров руководители стран ССАГПЗ утвердили план развития военного сотрудничества и сформировали Высший комитет по контролю за выполнением принятых решений. План был рассчитан на период до 2000 г. Он предусматривал формирование сухопутного контингента ОВС, создание единой системы ПВО, повышение уровня боеспособности национальных армий. Численность сил «Щит полуострова» намечалось довести до 17 тыс. человек с включением в них на постоянной основе подразделений ВВС и ВМС. В 1996 году эта цифра возрастает до 25 тыс., а в 1998 г. уменьшается до 20 тыс. человек. На деле же процесс создания ОВС в 90-е годы в значительной степени пробуксовывал. Планы их наращивания так и не были реализованы. В результате в настоящее время в составе контингента «Щит полуострова» насчитывается всего 5 тыс. человек. Его основу составляет саудовская пехотная бригада. Остальные страны представлены пехотными ротами (ОАЭ — две роты). На вооружении ОВС состоит 30 танков, 190 боевых бронированных машин, 60 артиллерийских орудий. Войска продолжают дислоцироваться на саудовской базе в Хафр-эль-Батине. 31 декабря 2000 г. страны “шестерки” подписали пакт о совместной обороне, базирующийся на принципах общей военной стратегии, разработанной еще в 1984 г. Документ, в частности, предусматривает формирование объединенных сил быстрого реагирования численностью 20-22 тыс. человек (дивизия в 16 тыс. человек, части ВВС и ВМС) для отражения агрессии против любого государства-члена ССАГПЗ. Намечено также создание единого центра связи и современной системы раннего оповещения.

Более динамично, хотя и со значительными трудностями, продвигается реализация проекта создания объединенной системы ПВО стран ССАГПЗ «Щит мира», основу которого составляет саудовская противовоздушная оборона. Негативно на решении этого вопроса сказывается высокая общая стоимость проекта, а также проявляемая малыми странами «шестерки» осторожность в отношении попыток Саудовской Аравии установить свой контроль над их национальными системами ПВО.

В феврале 2001 г. вступила в строй система идентификации и слежения за самолетами, получившая название «Пояс сотрудничества». Ее возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сот самолетов. До настоящего времени она является наиболее крупным совместным оборонным проектом аравийских монархий.

На регулярной основе проводятся совместные учения стран “шестерки”: “Щит полуострова” (сухопутные войска), “Сокол полуострова” (ВВС и ПВО), “Солидарность” (ВМС). С 1999 г. государства ССАГПЗ, а также Иордания и Египет ежегодно участвуют в совместной оборонной инициативе «Игл Резлов», проводимой под руководством министерства обороны США. В ходе проводимых мероприятий отрабатываются вопросы улучшения координации управления, контроля, связи и разведки в деле обнаружения и противодействия химическому и бактериологическому оружию в зоне Персидского залива. Летом 2001 г. проведено совместное командно-штабное учение Центрального командования ВС США и штабов армий государств ССАГПЗ, на котором отрабатывались задачи организации взаимодействия командных структур сторон.

Принимаются меры по принятию единых программ подготовки военных кадров. Решение этой задачи взяли на себя военная академия им. короля Абдель Азиза в Эр-Рияде, военная академия им. шейха Заеда (ОАЭ) и военная академия Кувейта. Для этих учебных заведений уже разработана общая учебная программа, которую первоначально опробовали в Кувейте. Имеется намерение создать единые учебные пособия для подготовки различных категорий военнослужащих.

На ближайшую перспективу страны «шестерки» наметили завершить создание единой системы раннего радиолокационного обнаружения самолетов и баллистических ракет, запустить ( с иностранной помощью) собственный разведывательный спутник, создать училище по подготовке военных летчиков. Не снят с повестки дня и вопрос о создании объединенной системы ПВО.

И все же, несмотря на наличие большого числа договоренностей, соглашений и принятых согласованных решений, дело военной интеграции стран-членов ССАГПЗ идет очень медленно, а многие имеющиеся проектов в этой области далеки от своей практической реализации. До настоящего времени нет заметных подвижек в наращивании численности и боевой мощи ОВС «Щит полуострова». На сегодняшний день страны «шестерки» так и не разработали конкретной всеобъемлющей доктрины обеспечения коллективной безопасности, хотя основные подходы к решению данной проблемы были изложены в отдельных официальных документах ССАГПЗ и выступлениях руководящих деятелей организации. Все еще отсутствуют единые подходы к вопросам финансирования контингентов ОВС и различных военных программ. На решении данной проблемы сказываются и возникшие в последние годы у многих стран аравийской «шестерки» финансовые трудности.

Дальнейшему углублению военной интеграции препятствуют, прежде всего, политические противоречия и отсутствие полного доверия между странами-членами ССАГПЗ, различное понимание каждой из них внешних угроз и источников военной опасности. Все это обусловливает то, что каждое государство заботиться в первую очередь о собственной обороне, отодвигая решение вопросов обеспечения коллективной безопасности на второй план.

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что интеграция аравийских монархий в оборонной сфере по-прежнему будет продвигаться медленными темпами. В значительной степени ее перспективы определят следующие факторы: развитие ситуации вокруг Ирака, действия стран-членов ССАГПЗ в период подготовки, в ходе и после предполагаемой военной операции США и их союзников против режима С. Хусейна, последующее развитие военно-политической обстановки в регионе Персидского залива, на Ближнем и Среднем Востоке в целом, прежде всего, дальнейшие действия США в этом районе мира.

62.88MB | MySQL:102 | 0,471sec