Ситуация в Ливии: апрель 2015 г.

В  апреле продолжилась ожесточеная вооруженная и политическая борьба между международно признанными правительством и парламентом Ливии в Тобруке и их исламисткими визави в Триполи. На нее наложился очевидный раскол, происшедший в стане контролирующего Триполи происламистского альянса «Рассвет Ливии», связаннный, по всей видимости, с разными подходами его участников к возможному альянсу с правительством в Тобруке в связи с появлением в Ливии третьей  силы – «Исламского государства» (ИГ).

1 апреля бывший парламент — Всеобщий национальный конгресс (ВНК) — отправил в отставку главу ливийского «правительства» Омара аль-Хасси. Последний немедленно отверг решение ВНК.

Считается, что решение ВНК об отставке «премьера» открывало дорогу формированию правительства национального единства, о чем пытались договориться представители Триполи и Тобрука на переговорах в Марокко и Алжире.

В апреле силы регулярной армии, подчиняющиеся Тобруку, продолжили начатое 20 марта наступление на Триполи. 3 апреля пришли сообщения о том, что в ходе боев близ ливийской столицы между правительственными силами и формированиями «Рассвета Ливии» погибли по меньшей мере 4 человека. Боестолкновения имели место в районе Аль-Азизия в 35 км к югу от столицы.

11 апреля стало известно об ожесточенных боях между правительственными войсками и формированияями «Рассвета Ливии» на западе страны. Одним из эпицентров боев вновь стал район Аль-Азизия. На востоке страны в районе Бенгази правительственным войскам противостояли исламистские формирования, не входящие в «Рассвет Ливии». Там за сутки боев стороны потеряли 10 человек убитыми и свыше 40 ранеными.

13 апреля генерал Х.Хафтар побывал с визитом в Иордании, где его принял король Абдаллла II. Как заявил ирданский монарх по итогам переговоров, «Иордания находится на строне Ливии (читай — правительства в Тобруке –авт.) в ее усилиях по восстановлению безопасности и в борьбе против джихадистов». К этому времени как то забылось, что Иордания сделала немало для свержения режима М.Каддафи, поддерживая «повстанцев»…

15 апреля в Москве с визитом побывал глава правительства Ливии в Тобруке Абдалла ат-Тани. В ходе встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым он обратился к России за содействием в вопросе отмены эмбарго на поставки оружия в Ливию для правительственных сил.

По его оценке, «западные страны участвовали в свержении режима М.Каддафи», но они также «уничтожили потенциал ливийской армии и сил безопасности, а также оставили народ без государственных институтов». Премьер считает, что западные страны «должны нести полную ответственность за царящий в Ливии хаос».

15 апреля самолеты ВВС Ливии нанесли удар по одному из военных лагерей коалиции «Рассвет Ливии» близ Триполи. Эта атака немедленно была осуждена со стороны ООН в лице Б.Леона.

Целью атаки был лагерь в Таджуре, в 10 км к востоку от столицы. «Правительство» в Триполи утверждало, что при этом никто не пострадал. Атака была совершена в момент, когда в Марокко возобновились переговоры между сторонами ливийского конфликта.

18 апреля стало известно, что в ходе боев в районе Таджуры погибли по меньшей мере 22 человека, в том числе 15 солдат правительственных войск, 4 боевика «Рассвета Ливии» и 3 гражданских лица. В общей сложности 24 человека получили ранения. Представитель «Рассвета Ливии» подтвердил сам факт боев, но он приввел более высокие данные о потерях противника. По его версии, в боях погибли 32 солдата правительственной армии. Правительственные войска действовали при поддержке авиации.

Тем временем ИГ наращивало усилия по демонстрации силы в Ливии. Первый удар ИГ нанесло в Мисурате, где 2 апреля боевики атаковали один из блок-постов, прикрывавших въезды в город. В результате атаки погибли 7 боевиков «Рассвет Ливии».

Затем снова в Мисурате совершил теракт террорист-смертник, использовавший заминированную автомашину. Он атаковал блок-пост альянса «Рассвет Ливии» на въезде в город, находящийся в 200 км к востку от Триполи. В результате теракта погибли по меньшей мере 4 человека, свыше 20 получили ранения. ИГ немедленно взяло на себя ответственность за этот теракт, уточнив, что его совершил гражданин Судана.

12 апреля боевики ИГ атаковали ливийскую охрану посольства Южной Кореи в Триполи. В результате нападения двое охранников погибли на месте, один получил ранения. В ноччь с 12 на 13 апреля сработало взрывное устройство у посольства Марокко в Триполи. По счастливой случайности никто не пострадал. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ.

14 апреля МИД Южной Кореи объявил об эвакуации из Ливии своих дипломатов в соседний Тунис.

16 апреля стало известно о фактическом вмешательстве Франции в дела в Ливии.  В тот день генштаб французской армии объявил о том, что 7 апреля французские военные выполнили операцию по высадке воздушного десантна в так называемом проходе «Сальвадор» на границе между Ливией и Нигером, в ходе которой  были уничтожены тыловые базы джихадистов.

В ходе операции была высажена рота 2-го парашютно-десантного полка Иностранного легиона. Такая высадка десанта была использована впервые со времени французского вмешательства в Мали в январе 2013 года, когда десант был высажен в районе Томбукту в рамках операции «Серваль».

Операция в проходе «Сальвадор» проводилась в период с 7 по 13 апреля. В ней приняли участие около 140 человек, в том числе 95 парашютистов. Остальные прибыли к месту операции в составе автоконвоя, доставившего парашютистам необходимые средства боевого и тылового обеспечения с передовой французской базы в Мадаме. Разведывательное обеспечение действий десанта выполнялось с помощью беспилотных летательных аппаратов, действовавших из Ниамея.

По данным французского генштаба, прямых боестолкновнений в ходе операции не фиксировалось. Тем не менее парашютисам удалось обнаружить и уничтожить зарытые в землю резервуары с горючим, схроны с продуктами питания и боеприпасами.

19 апреля ИГ распространило видеоролик продолжительностью 29 минут с записью казни в Ливии 30 человек, представленных как «христиане из Эфиопии». 12 из них были обезглавлены, остальные — расстреляны. Комментатор этой расправы говорил на английском языке.

24 апреля боевые самолеты «Рассвета Ливии» нанесли удары с воздуха по позициям ИГ близ города Сирт (450 км к востоку от Триполи). Одной из целей ударов был дворцовый комплекс «Уагадугу», где в свое время М.Каддафи устраивал международные конференции. В настоящее время, по имеющимся данным, в этой комплексе находится командный пункт ливийской ветви ИГ.

За день до этого в районе Сирта завязались ожесточенные бои между 166-м пехотным батальоном «Рассвета Ливии» и боевиками ИГ.

29 апреля ливийское правительство в Тобруке сообщило, что арестованные, заподозренные в причастности к убийству пяти ливийских и двух тунисских журналистов, признали свою вину в этом преступлении, ответственность за которое ранее взяло на себя ИГ. Всего в совершении этого преступления обвинялись 5 человек — двое ливийцев и трое египтян. Все они арестованы. Тем не менее ливийские спецслужбы пока не получили тел убитых журналистов, поскольку их похоронили на окраине г.Дерна, контролируемого формированиями ИГ.

Команда ливийского телеканала «Барка» пропала 8 месяцев назад. 8 января ИГ объявило о казни двух тунисских журналистов, пропаших в Ливии 8 сентября прпошлого года.

В апреле соседний с Ливией Алжир продолжил посреднические усилия по урегулированию внутриливийского конфликта. 10 апреля алжирский министр-делегат по делам Магриба и Африки Абделькадер Мессахель сообщил, что 13 апреля в Алжире возобновится диалог между сторонами ливийского конфликта при участии эмиссара ООН в Ливии Бернардино Леона.

Первый раунд переговоров между сторонами внутриливийского конфликта прошел в Алжире 10 — 11 марта. Его итогом стала выработка письменного заявления, требовавшего «немедленного прекращения боевых действий с тем, чтобы продолжить диалог в благоприятных условиях». Участники переговоров, представлявшие шесть политических партий, заявили о намерениии «достичь консенсуса относительно формирования правительства национального единства», которое должно прийти на смену двум существующим в Ливии правительствам и парламентам.

10 апреля Евросоюз предупредил участников внутриливийского диалога, что «те, кто продолжит подрывать переговоры» между двумя парламентами относительно создания правительства национального единства, «будут идентифицированы мировым сообществом и ответят за это».

Со своей стороны США и 5 европейских стран призвали 12 апреля стороны внутриливийского конфликта к «немедленному» и «безусловному» прекращению огня.

13 апреля, как и планировалось, внутриливийский диалог в Алжире возобновился. «Я благодарен Алжиру за поддержку, координацию и интенсивное сотрудничество, без которых мирный процесс не смог бы прийти к этой стадии, на которой, как мы полагаем, мы близки к политическому решению», — заявил Б.Леон. Он подчеркнул, что те ливийцы, которые «отказываются от демократии и являются сторонниками экстремизма, радикализма и терроризма, сами исключили себя из этого процесса».

Уже 14 апреля, по итогам двухдневной встречи в Алжире, Б.Леон назвал ее «большим успехом». По его словам, «ливийские стороны смогли выработать совместную позицию по большинству пунктов проекта мирного сооглашения, подготовленного ООН». Им, в частности, предусматривалось формирование правительства «составленного из независимых персоналий, которые должны иметь только ливийское гражданство». Состав и прерогативы такого правительства подлежали дальнейшему обсуждению.

16 апреля в марокканском Схирате возобновились переговоры между сторонами ливийского конфликта. На следующий день по итогам переговоров было объявлено, что делегации двух ливийских парламентов передали ООН их замечания относительно подготовленного ООН проекта соглашения, призванного привести к формированию правительства национального единства.

Согласно подготовленной ООН «дорожной карте», стороны конфликта должны договориться о «формировании Президентского совета, в состав которого войдут независимые политические фигуры, правительства национального единствва и парламента, представляющего всех ливийцев».

Таким образом, не оправдались ожидания Б.Леона, ожидавшего от нового раунда переговоров в Схирате окончательного соглашения о правительстве, в том числе об его персональном составе.

Тем не менее офицциальный представитель Миссии ООН в поддержку Ливии (Manul) Самир Гаттас сообщил, что несмотря на спорные моменты, у сторон есть общие позиции, что позволяет ООН работать над устранением разногласий.

29 апреля Б.Леон заявил в Совете Безопасности ООН, что ожидает ответы сторон ливийского конфликта на «дорожную карту» ООН до 3 мая.

В течение апреля неспокойно было на всем пространстве ливийского приграничья, что отразило сложную обстановку внутри страны. 1 апреля Минобороны Туниса сообщило, что в тот день боевой самолет с ливийскими опознавательными знаками нарушил воздушное пространство этой страны. Поднятые навстречу ему самолеты ВВС Туниса вынудили самолет-нарушитель вернуться в воздушное пространство Ливии, утверждалось в сообщении.

Первоначально ничего не было ясно относительно реальной принадлежности самолета-нарушителя, поскольку боевые самолеты  имеются как в составе ВВС регулярной ливийской армии, находящейся в подчинении у Тобрука, так и у коалиции «Рассвет Ливии». Лишь день спустя было уточнено, что речь шла об истребителе МиГ-23 регулярных ВВС, подчиняющихся генералу Халифе Хафтару.

7 апреля парламент Ливии в Тобруке заявил, что располагает «новыми элементами» относительно убийства в 2012 году в Бенгази посла США. Одновременно было объявлено о начале нового расследования того инцидента, в ходе которого погибли 4 американцев. По данным одного из парламентариев, речь идет о новых данных относительно «настоящих заказчиков и исполнителей этой атаки».

Комиссию по расследованию инцидента в Бенгази возглавил заместитель главы комиссии по безопасности и обороне парламента Тарек Сакар аль-Джеруши. Он пообщал, что новое расследование пройдет в тесной координации с ФБР США.

До сих пор убийство американского посла приписывалось джихадистской группировке «Ансар аш-шариа», признанной террористической США и ООН.

В 2014 году американский спецназ захватил ливийца Ахмеда Абу Хатталу, обвинявшегося в причастности к этой атаке. В настоящее время им занимаются американские следователи.

23 апреля саммит Еввросоюза, экстренно собранный после трагедии в Средиземном море, в результате которой погибли свыше 700 незаконных иммигрантов, заявил о готовности провести вооруженные операции против базирующихся на ливийском побережье перевозчиков нелегалов при условии, если эти акции получат «зеленый свет» от ООН и одобрение ливийских властей. Последнее условие сразу же сделало невозможным проведение подобных операций, поскольку согласие от любого из двух ливийских правительств означало бы политическую смерть для него.

В целом, создается впечатление, что переговоры между сторонами ливиййского конфликта имеют мало шансов на успех из-за внутренних противоречий, имеющихся в каждом из лагерей, где есть умеренные и радикалы. Это чревато тем, что гражданская война в Ливии будет продолжаться. Шансы на ее продолжение только растут в связи с тем, что Египет и ОАЭ поддерживают правительство в Тобруке, в то время как Турция и Катар подозреваются в поддержке «правительства» в Триполи.

52.12MB | MySQL:103 | 0,507sec