Оценка ситуации в Ираке американскими военными аналитиками

Как мы уже сообщали, освобождение Тикрита — родины бывшего диктатора Ирака С.Хусейна породило для иракских властей и военных множество вопросов. Битва за Тикрит была первой крупной наступательной операцией против исламистов из «Исламского государства» (ИГ), которая собрала в один фронт полный спектр антиисламистских сил, начиная с малочисленной суннитской племенной милиции, шиитского ополчения, и заканчивая иранскими инструкторами, а также бойцами ливанской «Хизбаллы». Как показало дальнейшее развитие событий, единый антиисламистский фронт был возможен исключительно только на этапе взятия самого города и рассеивания сил ИГ. После этого альянс в силу жестко выраженных межконфессиональных разногласий начал рассыпаться. Более того, по оценке ряда экспертов, в случае, если бы военные действия не были перенесены в провинцию Анбар и севернее «столицы» ИГ Мосула, то вполне был бы вероятен вариант боевых столкновений уже между недавними союзниками. Собственно, и этими опасениями вызван жесткий прессинг Багдада с требованием немедленно вывести из провинции Анбар отряды шиитской милиции под угрозой прекращения воздушных ударов со стороны международной коалиции по позициям ИГ.

Военные эксперты из Пентагона в этой связи дали свой анализ операции по освобождению Тикрита. Они обращают, прежде всего, внимание на то, что наступление, которое первые две недели осуществлялось практически ударными темпами, резко замедлилось при входе в городские пригороды. Дается следующее объяснение: сторонники ИГ под угрозой серьезных потерь от авиации международной коалиции добровольно отдали инициативу наступающим на открытой местности войскам, сосредоточив свои основные оборонительные силы в городских кварталах. При этом действия авиации в этом случае объективно сдерживались рисками массовых жертв среди мирного населения. Действия исключительно сухопутных сил армии Ирака и шиитской милиции без авиационной поддержки были малоубедительны и неэффективны. Только применение вновь авиации смогло ситуацию в корне изменить. Эксперты объясняют это несколькими причинами.

  1. Иракская армия так и не избавилась от синдрома сокрушительных поражений от ИГ год назад. Ее моральное состояние остается крайне неудовлетворительным. Такая ситуация усугубляется плохим уровнем тренировки и выучки иракских военнослужащих. Шиитская милиция пока берет своим количеством, но и там существуют свои «подводные камни». К ним аналитики относят проблематичность ведения шиитами боевых действий в чисто суннитских районах Ирака. По этой причине американцы категорически потребовали от иракского правительства вывести шиитские подразделения из провинции Анбар. Кроме того, отмечается, что существуют разногласия между рядом шиитских лидеров как непосредственно внутри Ирака, так и между иранскими и иракскими религиозными авторитетами.
  2. Поддержка ВВС США операции в Тикрите объективно, по оценке командования иракской армии, позволила шиитской милиции получить лидирующие роли в среде наступающих и дало им перевес над преимущественно суннитскими подразделениями, особенно в финальной части операции по взятию Тикрита. В этой связи в командовании иракских вооруженных сил негласно звучат голоса о необходимости выхода американцев из непосредственно боевых действий, даже в случае «дистанционности» их участия. Одновременно под нажимом суннитской верхушки в армии и соглашательской позиции американцев в этой связи ряд наиболее подготовленных отрядов шиитской милиции в предстоящих боях в провинции Анбар участвовать не будут. По достоверным данным, часть из этих подразделений уже переброшена в настоящее время в Сирию в район Идлиба.
  3. Операция в Тикрите со всей очевидностью проявила, что иракские вооруженные силы абсолютно не тренированы к условиям городского боя. Боевики ИГ показали себя на порядок лучше подготовленными, особенно в формате сдерживания наступления путем использования различного рода минных ловушек. В данном случае явно прослеживается чеченский опыт ведения городских боев, что логично с учетом значительного количества ветеранов двух чеченских кампаний в рядах ИГ. В ситуации крайнего замедления движения атакующих они стали легкой мишенью для ракетных и артиллерийских ударов противника. Это обстоятельство было усугублено откровенной слабостью артиллерии самой иракской армии, особенно проявившейся в условиях городского боя. Эксперты также указывают на необходимость более интенсивной тренировки иракских военнослужащих в вопросах разминирования и инженерной разведки. Крайне слабы тактические схемы иракского генерального штаба. При этом высказывается однозначное мнение о том, что без поддержки авиации освободить город было бы невозможно.

Все это практически ставит под сомнение успешные боевые действия исключительно силами иракской армии по освобождению таких крупных населенных пунктов как Мосул, Рамади и Фаллуджа. Что мы, собственно, сейчас наблюдаем на примере боев за два последних города. Особенно на фоне разногласий между полевыми командирами суннитского племенного ополчения и командованием армии в Багдаде. Если первые стремятся окончательно зачистить от ИГ провинцию Салахэддин и ряд районов (Хавиджа и Бейжи) в Киркуке, то генштаб иракской армии настаивает на начале наступления на севере по долине реки Тигр через Рамади и Фаллуджу с созданием плацдарма для наступления на Мосул. Последняя точка зрения победила, и 8 апреля с.г. совет племенных вождей ряда племен провинции Анбар дал старт началу наступления вверенных им подразделений именно на Фаллуджу и Рамади. При этом вожди потребовали от Багдада выдать жалование и оружие 10 000 бойцам племенной милиции. Такая ситуация ставит Багдад перед очень трудным выбором: без вооружения племенной суннитской милиции невозможно зачистить провинцию Анбар, а также Фаллуджу и Рамади. Вооружение суннитов же в перспективе грозит возникновением уже новой, в отличие от ИГ, вполне легальной оппозиционной силы, которая без сомнения потребует от Багдада своего «места под солнцем». Второе противоречие традиционно для Ирака — курды. Наступление на Мосул невозможно или крайне затруднительно без поддержки курдских отрядов пешмерга, занимающих сейчас идеальные позиции с северного и восточного флангов от города. Кроме того, без них будет фактически невозможно в достаточно эффективной степени перерезать логистические каналы материально-технического снабжения ИГ из Сирии, включающие в себя и переброску подкреплений. При этом очевидно, что после снижения угрозы со стороны ИГ, возникнет новый клубок проблем, связанный не только с излишним, по оценке Багдада, «государственным обособлением» курдов, но и их претензиями на нефтеносный Киркук, который и шииты, и сунниты считают своим. В любом случае американские эксперты сходятся во мнении о том, что окончательная победа над ИГ не будет быстрой, а также будет сопровождаться периодическими вспышками межконфессиональной розни уже между нынешними союзниками в лице шиитов, суннитских племен и курдов.

52.11MB | MySQL:103 | 0,653sec