Саммит ССАГЗ в Эр-Рияде: обстоятельства проведения и итоги

5 мая 2015 г. в саудовской столице состоялся «очередной, но проходившей в чрезвычайных обстоятельствах» (военная операция в Йемене – Г.К., Е.М.) саммит Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). В его работе приняли участие главы Бахрейна, Катара, Кувейта и Саудовской Аравии. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) на этом саммите представлял шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, вице-президент страны, председатель ее Совета министров и правитель Дубая, Оман – принц Шихаб бен Тарик Аль Саид в качестве «специального представителя султана Кабуса бен Саида». Почетным гостем саммита стал находившийся с официальным визитом в Саудовской Аравии (после посещения им Катара) президент Франции Франсуа Олланд.

Большая часть текста размещенного на сайте саудовского Министерства иностранных дел пространного сообщения о прибытии в Эр-Рияд делегаций стран-членов ССАГЗ (и это не могло не обратить на себя внимания) была посвящена оманским представителям на саммите. Родившийся в 1956 г. принц Шихаб бен Тарик, племянник султана Кабуса, в течение 1994-2004 гг. главнокомандующий военно-морскими силами страны, а ныне советник правителя и глава Оманского совета научных исследований рассматривается как одна из наиболее вероятных кандидатур на пост будущего главы государства, — в последнее время он все чаще замещает своего дядю, исполняя обязанности султана при решении насущных внешнеполитических вопросов (участие в эр-риядском саммите ССАГЗ – один из примеров).

Присутствие президента Ф.Олланда и его выступление на встрече высших руководителей государств ССАГЗ не определялось лишь совпадением графика его официальных визитов в аравийские монархии (после Эр-Рияда он отправился в ОАЭ), но и обстоятельством принципиального характера – уровнем торгово-экономических и военных связей между Францией и этими монархиями. Франция выступает в качестве одного из экспортеров своего вооружения в страны ССАГЗ (в ходе визита французкого президента в Катар было подписано соглашение о поставках в эту страну истребителей «Рафаль»), участником уже не раз проходивших в зоне Персидского залива совместных военных учений со странами Совета сотрудничества. Наконец, Франция во многом поддерживает позицию Саудовской Аравии (как и ССАГЗ) по вопросам, касающимся иранского ядерного досье. Ожидания принимавшей Ф.Олланда стороны оказались оправданными и в связи с его выступлением на саммите.

Проводя параллель между временем создания ССАГЗ в 1981 г., когда «перед входящими в него странами стояла задача преодоления возможных опасных последствий ирано-иракской войны», и «нынешними опасностями для региона – террористами из группировок ИГИЛ и “Аль-Каида”, а также дестабилизацией положения в некоторых соседних странах, включая Йемен», Ф.Олланд утверждал, что Франция высоко ценит «инициативы стран Совета в связи с Сирией», как и поддерживает решение последнего саммита Лиги арабских государств в Шарм-аш-Шейхе «о создании арабской армии». В этой связи французский президент также подчеркивал, что его страна «поддерживает операцию “Буря решимости”, переросшую в операцию “Возвращение надежды”, в интересах восстановления стабильности в Йемене». Это означает, как он заявлял, что «Франция стоит на стороне государств Совета сотрудничества не только как друг и союзник, но и потому, что защита интересов этих государств – это защита и нас самих». В этой связи Ф. Олланд отмечал, что в ходе его визита в Саудовскую Аравию была «достигнута договоренность с королем Сальманом о том, чтобы поднять существующее соглашение о совместной обороне на самый высокий уровень», а соответствующие переговоры «были проведены и в Катаре».

В своей речи Ф.Олланд касался и иранского вопроса. По его словам, «идущие ныне переговоры по иранскому ядерному досье требуют упорства и бдительности, что характеризует Францию». Определяя позицию своей страны, французский президент говорил: «Мы хотели бы, чтобы соглашение было сильным, длительным и проверяемым. Иран должен взять на себя обязательство не получать ядерное оружие, достигнутое же в Лозанне соглашение – не более чем промежуточное, а путь все еще остается долгим». Глава французского государства утверждал, в том числе, что санкции с Ирана должны «сниматься постепенно», поскольку «нужно быть убежденными в намерениях Тегерана», а будущее соглашение «не должно стать причиной дестабилизации государств региона», как и «эмбарго на поставки оружия в Иран должно оставаться в силе».

Завершая свое выступление на эр-риядском саммите ССАГЗ, Ф.Олланд говорил: «Франция – независимая держава, суверенно решающая, что ей делать и чего не делать. Это означает, что наше партнерство со странами Совета сотрудничества это крепкое стратегическое партнерство. Мы верны нашим друзьям и нашим обязательствам. Франция не будет колебаться, если потребуется предпринять какие-либо действия, даже если эти действия будут носить военный характер, хотя мы всегда и склоняемся к голосу переговоров, голосу разума и мудрости».

Конечно же, этот саммит открывал глава принимавшей его страны – король Сальман бен Абдель Азиз. В своей вступительной речи, приветствуя глав делегаций государств ССАГЗ и французского президента, он специально подчеркивал, что эр-риядская встреча принимает своего «почетного гостя – главу дружественной Французской республики», что, по словам правящего саудовского монарха, «подчеркивает прочность отношений между государствами Совета сотрудничества и Францией». Развивая эту мысль, король Сальман бен Абдель Азиз отмечал: «Мы высоко ценим эффективную роль Франции, содействующей стабильности нашего региона и ее позитивную позицию в отношении региональных проблем. Мы стремимся к укреплению всесторонних связей между нашими странами».

Переходя же, собственно, к повестке дня саммита, саудовский монарх заявлял: «Наша сегодняшняя встреча проходит в сложной обстановке, когда нашему региону бросаются серьезные вызовы, требующие от нас новых усилий, направленных на защиту достижений наших народов и государств». Эти вызовы связаны, как он подчеркивал, с тем, что «арабский регион сталкивается с поползновениями внешних сил, направленными на расширение сфер их влияния, установление гегемонии над регионом, подрыв его безопасности и стабильности, возбуждение конфессиональной розни и создание питательной почвы для экстремизма и терроризма». Король Сальман бен Абдель Азиз не мог не говорить о Йемене, вновь отмечая, что «действия коалиции стали ответом на просьбу законной власти братского Йемена», заявляя одновременно, что «после того, как операция “Буря решимости” достигла своих целей, настало время операции “Возвращение надежды”, призванной подтолкнуть все йеменские стороны к диалогу на основе “инициативы стран Залива” в полном соответствии с резолюцией № 2216 Совета Безопасности».

Саудовский монарх категорически отбрасывал, при этом, все инициативы о проведении внутрийеменского диалога где-либо, кроме саудовской столицы: «Мы подтверждаем, — заявлял он в своем вступительном слове, — что наши государства приветствуют проведение Эр-Риядского совещания всех йеменских сторон, заинтересованных в сохранении безопасности и стабильности Йемена. Это совещание должно в ближайшем будущем пройти под эгидой Совета сотрудничества». Наконец, в связи с положением в Йемене он заявлял о том, что участники антихоуситской коалиции «предпримут все усилия для поддержки гуманитарных операций». Для этого ими будет создан «Центр гуманитарных действий» с местопребыванием в Эр-Рияде. Общая координация деятельности этого Центра будет осуществляться ООН. В рамках заботы о «братском йеменском народе», по словам короля Сальмана бен Абдель Азиза, им были «отданы распоряжения об урегулировании пребывания в королевстве незаконно прибывших йеменских иммигрантов», которые «отныне получат возможность честно зарабатывать себе на достойную жизнь».

В числе «серьезных вызовов» ССАГЗ саудовский монарх называл и «стремление к обладанию оружия массового поражения, включая и ядерное оружие». В этой связи он замечал, что страны Совета сотрудничества «призывают международное сообщество и, в первую очередь, “группу государств 5+1” выполнить их обязательства в этой сфере, содействия введению в действие жестких правил, позволяющих сохранить безопасность и стабильность региона, не допустить его сползания к гонке вооружений, которая лишь подорвет развитие региона и благополучие его народов».

Король Сальман бен Абдель Азиз говорил и о «палестинской проблеме» в ее качестве «осевой проблемы арабской и исламской нации», заявляя, что «настало время для того, чтобы международное сообщество реализовало свою ответственность, активизируя свою роль [в решении этой проблемы] и приняв резолюцию Совета Безопасности о поддержке “арабской мирной инициативы”».

Специальный раздел своего выступления монарх посвятил и «сирийскому кризису». По его словам, этот «кризис затянулся, углубив страдания братского сирийского народа и содействуя расползанию терроризма». Как он замечал, «мы считаем “Заявление Женева-1” основой для достижения мира и стабильности в Сирии», но, при этом, король Сальман бен Абдель Азиз подчеркивал: «Мы подтверждаем, что деятели нынешнего [сирийского] режима не должны играть какую-либо роль в будущей Сирии».

Итогом состоявшего в Эр-Рияде 5 мая 2015 г. саммита ССАГЗ стало его Заключительное коммюнике, открывавшееся словами приветствия в адрес главы принимавшей стороны, президента Ф.Олланда, а также пожелания на успех встречи представителей государств Совета сотрудничества с президентом США Бараком Обамой. Эта встреча должна состояться в текущем месяце в Соединенных Штатах и, по словам авторов Коммюнике, «укрепит тесные отношения с Соединенными Штатами на фоне развивающихся [в регионе] событий». Дальнейший текст документа Эр-Риядского саммита повторил основные положения выступления саудовского монарха.

Высоко оценив итоги операции «Буря решимости» и важность перехода к этапу «Возвращения надежды», Коммюнике потребовало «полного и точного выполнения положений резолюции № 2216 Совета Безопасности», а также приветствовало «проведение в Эр-Рияде 17 мая 2015 г. совещания всех йеменских сторон, поддерживающих законное правительство, безопасность и стабильность Йемена». Оно подчеркивало необходимость «принятия скорейших мер, направленных на ликвидацию опасной гуманитарной ситуации в Йемене», вина за которую возлагалась на «безответственные действия хоуситских формирований, а также на бывшего президента Али Абдаллу Салеха». Принятый в саудовской столице документ приветствовал, в этой связи, «щедрую помощь Саудовской Аравии, составившую 274 млн долларов, как и гуманитарную помощь государств Совета сотрудничества» Йемену, призвав и международное сообщество «оказать гуманитарную помощь» этой стране через предложенный королем Сальманом бен Абдель Азизом эр-риядский «Центр гуманитарных действий».

Заключительное коммюнике заявляло также, что «Саудовская Аравия вместе со странами [антихоуситской] коалиции создаст в определенное время зоны безопасности, где будет распределяться гуманитарная помощь», однако так, чтобы этими «зонами» не могли воспользоваться «хоуситские формирования и их союзники для улучшения своего положения». Если же такая ситуация возникнет, то «эти зоны вновь подвергнутся воздушным налетам». Наряду с этим, цитируемый документ эр-риядского саммита ССАГЗ подчеркивал, что «поддержка будущего развития Йеменской республики будет осуществляться, в том числе, и на основе развития интеграции и партнерства между Советом сотрудничества, с одной стороны, и Йеменом, с другой».

Касаясь «палестинской проблемы», Коммюнике повторило «арабскую мирную инициативу». В свою очередь, «сирийский вопрос» рассматривался в этом документе через призму положений, высказанных правящим саудовским монархом в его выступлении на открытии саммита, включая и тот аспект этого «вопроса», который имеет отношение к «распространению терроризма», опасность которого отмечалась и применительно к нынешней ситуации в Ираке и Ливии.

Отношения с Ираном заняли значительное место в тексте Заключительного коммюнике. Оно, прежде всего, подчеркивало «стремление государств Совета сотрудничества к построению взвешенных отношений с Исламской республикой Иран, способных внести вклад в укрепление безопасности и стабильности региона». Эти отношения должны быть «нормализованы на основе принципов добрососедства, уважения суверенитета, возобновления доверия и обращения к международному праву». Главы делегаций стран ССАГЗ на саммите отметили, что они надеются на то, что «принципиальное рамочное соглашение, достигнутое Ираном и “группой 5+1”, станет окончательным и всеобъемлющим соглашением, обеспечивающим мирный характер иранской ядерной программы». Вместе с тем, они «потребовали, чтобы эта программа отвечала всем международным стандартам, включая и стандарты, связанные с безопасностью ядерных объектов, а также осуществлялась под контролем МАГАТЭ с тем, чтобы не допустить заражения окружающей среды».

Только такая постановка вопроса о будущем соглашении Ирана с «группой 5+1», по мнению авторов Заключительного коммюнике, «внесет вклад в решение насущных проблем отношение государств Совета сотрудничества с Ираном». Это, в первую очередь, «вопрос о безусловном суверенитете Объединенных Арабских Эмиратов на острова Большой и Малый Томб, а также Абу-Муса, как и на их территориальные воды, воздушное пространство над ними, шельф этих островов и их экономический район». Все это – «неотъемлемая часть Объединенных Арабских Эмиратов», что делает «оккупацию этих островов и последующие действия Ирана на их территории незаконными». Заключительное коммюнике потребовало в этой связи от Ирана «ответить на усилия Объединенных Арабских Эмиратов решить проблему трех островов либо на основе прямых двусторонних переговоров, либо через обращение в Международный суд справедливости».

52.31MB | MySQL:103 | 0,399sec