Ситуация в зоне Сахеля: апрель 2015 г.

В Мали апрель начался с сообщений о перестрелке между малийскими военными и «вооруженными бандитами» в районе г.Мопти в центральной части страны близ ее северных районов, где уже достаточно давно действуют джихадисты и формирования различных повстанческих группировок.

Как сообщили 1 апреля в Министерстве обороны Мали, в ходе перестрелки недалеко от границы с Буркина-Фасо были убиты трое «вооруженных бандитов», несколько получили ранения. Про естественные для такого боестолкновения возможные потери среди малийских военных Минобороны предпочло промолчать. При этом было признано, что оказались «слегка поврежденными две автомашины, легкие ранения получили двое военнослужащих».

2 апреля представитель ООН признал, что развернутые в Мали «голубые каски» из состава Миссии ООН в этой стране (Minusma) несут ответственность за убийство в конце января трех участников манифестации, проходившей перед зданием штаб-квартиры Миссии в г.Гао.

«Проведенное расследование позволило установить, что военнослужащие одного из полицейских подразделений Миссии прибегли к чрезмерному и неразрешенному использованию силы в отношении участников манифестации, что привело к гибели трех из них и ранению четырех», — уточнил Фархан Хак. Он заверил, что виновные в этом инциденте будут наказаны.

Расследование также показало, что малийские жандармы бежали с  места события, как только участники манифестации прибегли к насилию, и вернулись туда только после восстановления спокойствия.

Участники манифестации 27 января протестовали против ранее подписанного соглашения между командованием Minusma и рядом повстанческих группировок, предусматривавшего, как они утверждали, вывод из города лояльных центральному правительству местных вооруженных формирований. После этого инцидента командование Миссии объявило об аннулировании этого соглашения.

2 апреля Министерство обороны Франции объявило об обнаружении на севере Мали трех тайников одного из джихадистских формирований, из которых были изъяты 15 тысяч патронов для стрелкового оружия различных типов и свыше одной тонны нитрата аммония, используемого для изготовления самодельных взрывных устройств. Эти тайники, по имеющимся данным, были созданы еще до начала французской операции «Серваль» в январе 2013 года, которую затем сменила операция «Бархан».

3 апреля сильный взрыв разрушил один из домов на юго-восточной окраине Бамако. Судя по всему, он был случайным, но, по данным малийской жандармерии, он позволил местным спецслужбам предотвратить широкомасштабный теракт. Был арестован хозяин дома — буркиниец по национальности, и он сразу же начал давать признательные показания. В результате взрыва погиб охранник здания, трое прохожих получили ранения. В уцелевшей части здания были обнаружены несколько детонаторов.

5 апреля ракетному обстрелу с использованием реактивных снарядов подвергся г.Гао на севере Мали. В результате обстрела погибла женщина, три человека, включая 3-летнего ребенка, получили ранения. Все они спали, когда в их дом попал реактивный снаряд. Всего по городу было выпущено три снаряда.

6 апреля французские спецназовцы освободили голландца, находившегося в плену у боевиков «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) с ноября 2011 года. Операция по освобождению заложника проводилась на крайнем севере Мали. В коммюнике Минобороны Франции также сообщалось о пленении нескольких боевиков. Немного позднее источник в Minusma сообщил, что в ходе операции по освобождению голландца были убиты двое джихадистов.

Сразу после освобождения Сджаак Раджк (Sjaak Rijke) был перевезен в расположение голланского контингента в составе Minusma, который вошел в состав Миссии год назад.

25 ноября 2011 года группа вооруженных лиц атаковала ресторан при одной из гостиниц в г.Томбукту, где в тот момент находились несколько европейцев, и попыталась увести их силой. Один из европейцев — выходец из Германии — попытался оказать сопротивление и был убит на месте. В переполохе одному из немцев и жене С.Раджка удалось укрыться от нападавших, в руки похитителей попали С.Раджк (машинист поезда по профессии, проводивший отпуск в Мали), южноафриканец Стефан Малькольм Макгоун и швед Йохан Густафсон.

В августе 2013 года тележурналисты катарского канала «Аль-Джазира» получили возможность встретиться с тремя пленниками АКИМ.

В ноябре 2014 года АКИМ распространила в интернете видеоролик, на котором голландец записал свое видеообращение к властям Нидерландом по случаю 1 тысячи дней, проведенных в плену. На той записи вместе с голландцем присутствовал франко-серб Серж Лазович, позднее получивший свободу в обмен на освобождение четырех джихадистов, находившихся в тюрьмах Мали.

Южноафриканец и швед тем временем остаются в руках боевиков АКИМ. Известно, что их содержат порознь, причем южноафриканца и голландца разделили за 48 часов до освобождения последнего.

А тем временем ряды заложников в Сахеле пополнились — 4 апреля на севере Буркина-Фасо, близ границ Мали и Нигера, был похищен гражданин Румынии, руководивший службой безопасности на шахте по добыче марганца в городке Тамбао.

7 апреля министр внутренней безопасности Буркина-Фасо Огюст Дениз Барри заявил, что американские и французские военные помогают буркинийским силовикам в поисках похищенного румына. «Наши стратегические партнеры — французы и американцы — располагают средствами ведения разведки в глубине территории. Их данные позволяют нам продолжать поиски в зонах,  находящихся вне нашего контроля», — сообщил он.

Судя по всему, буркинийский министр имел ввиду французские и американские беспилотные летательные аппараты, базирующиеся в Нигере. Он также сообщил о поддержании постоянных контактов с коллегами из спецслужб Мали и Нигера. По его оценке, скорее всего похитители увели румына в соседний Нигер.

9 апреля министр иностранных дел Мали Абдулайе Диоп потребовал в Совете Безопасности ООН усилить давление на повстанческие группировки, действующие на севере страны, которые по прежнему отказывались подписать Алжирское мирное соглашение, запросив «разумные сроки» для консультаций с населением, которое они представляют. В этой связи представитель Бамако предложил Совбезу ООН ввести санкции, если тот сочтет эту меру необходимой.

Ранее Алжир, выступавший посредником при подписании мирного соглашения между Бамако и шестью повстанческими группировками, дал последним срок до 15 апреля для того, чтобы подписать соглашение.

10 апреля Совбез ООН со своей стороны потребовал от шести повстанческих группировок, участвовавших в переговорах в Алжире, подписать мирное соглашение. Совбез расценил это соглашение как «взвешенное и полное».

Мирные переговоры между Бамако и повстанцами стартовали в Алжире в июле 2014 года. Они завершились 1 марта 2015 г. подготовкой проекта мирного соглашения, которое подписало правительство Мали. Однако представители шести повстанческих группировок не стали делать того же.

Дальше было только жестче. 11 апреля повстанцы из Северного Мали несмотря на международное давление отвергли приглашение алжирского посредника парафировать мирное соглашение 15 апреля. В распространенном в тот день коммюнике альянс группировок туарегов и арабов «Координация движений Азавада» (КДА) подтвердил, что получил официальное письмо от алжирского посредника об организации 15 апреля в Алжире церемонии парафирования «соглашения о мире и примирении в Мали». Он же сообщил, что не сможет парафировать этот документ «в его нынешнем виде и в назначенную дату».

«КДА, подтверждая свое намерение предоставить все возможности для парафирования Алжирского соглашения, вновь напоминает о своей приверженности к учету предложенных изменений, которые она передала международным посредникам 17 марта в Кидале», — отмечалось в коммюнике.

Фактически оно стало подтверждением того, что у населяющих север Мали туарегов и арабов нашлось больше общего между собой, нежели с теми, кто сидит в Бамако.

17 марта в ходе встречи с делегацией иностранных дипломатов в Кидале повстанцы представили им ряд предложений, которые, как они считали, необходимо включить в текст мирного соглашения. Эти предложения были отвергнуты как Алжиром, так и Бамако.

Среди этих требований значились, в частности, «официальное признание Азавада (название северных районов Мали) в качестве географической, политической и юридической единицы», создание регионального парламента, формирование региональных сил безопасности, в которых местные жители составляли бы 80% от их общей численности.

Уже 18 апреля стало известно о назначении новой даты, когда повстанцы могли бы парафировать Алжирское соглашение. Церемония была назначена на 15 мая в Бамако. Международные посредники во главе с Алжиром пригласили шесть повстанческих «военно-политических» группировок принять в ней участие.

Уже 19 апреля последовал ответ повстанцев, заявивших, что не могут парафировать Алжирское соглашение в существовавшем на тот момент виде. Они предложили всем участникам диалога вновь вернуться за стол переговоров. Это предложение было отвергнуто в Бамако, а также представителями мирового сообщества.

15 апреля боевик-смертник на заминированной автомашине атаковал полевой лагерь Minusma близ населенного пункта Ансонго близ Гао. В результате теракта погибли по меньшей мере 3 человека из числа гражданских лиц, ранения получили 16 человек, в том числе 9 «голубых касок» из Нигера.

Два дня спустя ответственность за этот теракт взяла на себя джихадистская группировка «Аль-Мурабитун» во главе с алжирцем Мохтаром Бельмохтаром.

16 апреля стало известно о новой французской военной операции в зоне Сахеля.  В тот день генштаб французской армии объявил о том, что 7 апреля французские военные выполнили операцию по высадке воздушного десанта в так называемом проходе «Сальвадор» на границе между Ливией и Нигером, в ходе которой  были уничтожены тыловые базы джихадистов.

В ходе операции была высажена рота 2-го парашютно-десантного полка Иностранного легиона. Такая высадка десанта была использована впервые со времени французского вмешательства в Мали в январе 2013 года, когда десант был высажен в районе Томбукту в рамках операции «Серваль».

Операция в проходе «Сальвадор» проводилась в период с 7 по 13 апреля. В ней приняли участие около 140 человек, в том числе 95 парашютистов. Остальные прибыли к месту операции на колесных бронеавтомобилях Sagaie с орудиями калибра 90-мм в составе автоконвоя, доставившего парашютистам необходимые средства боевого и тылового обеспечения с передовой французской базы в Мадаме. Разведывательное обеспечение действий десанта выполнялось с помощью беспилотных летательных аппаратов, действовавших с Ниамея.

По данным французского генштаба, прямых боестолкновнений в ходе операции не фиксировалось. Тем не менее парашютистам удалось обнаружить и уничтожить зарытые в землю резервуары с горючим, схроны с продуктами питания и боеприпасами.

18 апреля в районе Гао нападению подвергся гражданский конвой, осуществлявший снабжение подразделений Minusma. В ходе нападения были убиты водители двух автомашин, остальным удалось сбежать с места инцидента. Нападавшие сожгли груз, предназначавшийся миротворцам.

27 апреля одна из проправительственных вооруженных групп установила контроль над населенным пунктом Менака на севере Мали. Эта акция последовала сразу после того, как КДА заявила о готовности парафировать Алжирское соглашение. Она была явно направлена на то, чтобы вынудить КДА отказаться от этого намерения. Со своей стороны КДА тут же заявила, что Бамако и его союзники нарушили соглашение о прекращении огня.

Как следствие событий в Менаке – уже 29 апреля развернулись бои между правительственной армией и повстанцами в районе населенного пункта Лере в центральной части страны близ границы с Мавританией.

В целом, Алжирскому соглашению изначально была уготована сложная судьба. С учетом того, что в Бамако цепляются за любую возможность, чтобы отстоять свое видение понятия территориальная целостность страны, и не хотят видеть реалий в виде Азавада, Мали обречено на то, что в итоге тем или иным образом будут пересмотрены границы, доставшиеся этой стране в наследство от эпохи колониализма.

52.13MB | MySQL:103 | 0,537sec