Что стоит за отказом саудовского короля Сальмана участвовать в саммите США-ССАГПЗ

Как сообщают СМИ, решение короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда не приезжать в США на встречу членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) не является свидетельством охлаждения отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом. По крайней мере, это следует из заявления министра иностранных дел КСА Аделя аль-Джубейра. «Предположения, что данное решение было принято с целью оскорбить или отражает какие-либо проблемы в отношениях, совершенно необоснованны», — указал он. А.Аль-Джубейр также подчеркнул, что отказ короля от поездки в США не имеет никакого отношения и к самочувствию монарха. Но, собственно, министр иностранных дел на то и дипломат, чтобы давать убедительные объяснения тем или иным деликатным ситуациям в международных отношениях. Американский Госдеп тоже постарался соблюсти правила приличия, объявив о том, что «уровень представительства КСА на предстоящей встрече вполне удовлетворителен». Эксперты, которые специализируются на тематике Ближнего Востока, придерживаются несколько иного мнения.

Нынешняя встреча руководства стран-членов ССАПГЗ с американским президентом Бараком Обамой и его ближайшим кругом посвящена обсуждению ряда ключевых вопросов: соглашение по иранской ядерной программе и перспективы региональной безопасности в связи с этим; ситуация в Йемене и пути выхода из кризиса; ситуация в Сирии, а также сохранение баланса сил в регионе. По всем этим вопросам у сторон имеются серьезные разногласия. И этот момент объясняет низкий уровень представительства ряда аравийских монархий на этой встрече. На высшем уровне представлены только Катар и Кувейт, султан Омана Кабус болен, а глава ОАЭ Мухаммед бен Нахайан не появляется на публике с 2014 года после инсульта. Вместо саудовского короля Сальмана в США приехал его племянник – наследный принц Мухаммед бен Наеф, который в принципе курирует в КСА «американское досье». Но согласно всем канонам дипломатического протокола на встрече с американским президентом должен был быть сам король. Общий настрой аравийских монархий в данном случае очевиден: глубокое недовольство политикой США на Ближнем Востоке, прежде всего, в отношении сирийских событий и диалога с Ираном. Отметим, что накануне этой встречи саудовская пресса выпустила целый залп пропагандистских материалов в отношении позиции Белого дома на ближневосточном направлении, в которых в частности присутствовали и тезисы типа: «это не союзники, а собаки». Очень сомнительно, что саудовская «свободная» пресса действовала в данном случае самостоятельно, без оглядки на королевский дворец. Попытка госсекретаря Дж.Керри смягчить противоречия накануне встречи в Кемп-Дэвиде, для чего он специально прилетал в Эр-Рияд, по нашим данным, окончилась провалом. И отсутствие на встрече короля или его сына-министра обороны, являющегося основным наследником и главной фигурой в определении стратегии королевства в тех же Йемене и Сирии, очень ясный сигнал американцам о «серьезном недовольстве» в саудовской верхушке. Собственно, вряд ли король или наследник трона будут летать за океан, для того, чтобы им «выкручивали руки». А это означает, что подобное недовольство имеется и у остальных аравийских монархий, кроме, пожалуй, Омана, который вполне себе удовлетворен итогами переговоров «шестерки» с Ираном; Кувейта, который вообще особняком держится от принятия принципиальных решений и участия в той или иной мере в событиях в Сирии и Йемене; Катара, который старается участвовать во всех саммитах и встречах, дабы иметь возможность влиять на принимаемые решения.

Решение о не приезде короля Салмана в Кемп-Дэвид последовало через неделю после того, как Эр-Рияд и Париж выпустили совместное заявление по итогам визита президента Франции Ф.Оланда в КСА, в котором констатировалось «общая озабоченность» о негативных последствиях возможности заключения ядерной сделки с Ираном. Кстати, этот дипломатический ход не помог французскому лидеру успешно пролоббировать контракт на покупку КСА нескольких французских военных фрегатов, эта тема так и осталась «подвешенной». Два дня спустя госсекретарь США Д.Керри также посетил саудовскую столицу, где пытался убедить короля Салмана в способности США обеспечить своим союзникам надлежащую защиту. По оценке ряда обозревателей, это удалось сделать не в полной мере.

Такая же сдержанная реакция наблюдалась и в ОАЭ. Позже стало ясно, что американцы отвергли требования КСА и ОАЭ по продаже им ряда образцов современного вооружения, а также расширения сети своих баз на территории этих государств. Такой сценарий не отвечает нынешней стратегии США по ограничению своего непосредственного участия в локальных конфликтах и сокращению числа своих военнослужащих в подобного рода зонах. В свою очередь, эта стратегия расценивается в Эр-Рияде как намеренное препятствование проведению саудовской политики по достижению превосходства над традиционными конкурентами в регионе в лице Турции и Ирана. Собственно, не случайно практически синхронно с визитом Д.Керри в Эр-Рияд оттуда донеслись заявления «о необходимости создания собственного, ядерного щита» в случае, если иранцы достигнут компромисса с «шестеркой». Это тоже в принципе ясный ответ США на их предложение о создании под американской эгидой системы региональной ПРО. В данном случае надо отдать должное аравийским монарххиям: они прекрасно отдают себе отчет в том, что никакая ПРО не даст стопроцентной гарантии, а вот наличие на своей территории ядерного оружия очень даже запросто. Сомнительно, что такие шаги Эр-Рияда найдут горячий отклик в Белом доме, который категорически выступает против расползания ядерных арсеналов по очень неспокойному региону.

Отсутствие короля Сальмана, по оценке экспертов, таким образом является жестким посланием Вашингтону о том, что между Вашингтоном и рядом аравийских монархий существуют серьезные разногласия по вопросу достижения стабильности в регионе Ближнего Востока. Особое внимание при этом акцентируется на том, что нынешняя политика США имеет цель воссоздать баланс сил и противовесов в регионе, который был серьезно нарушен крушением режима С.Хусейна. Такая стратегия подразумевает пропорциональное усиление Ирана, или, по крайней мере, лимитирование границ его влияния уже существующими. Это категорически не устраивает Эр-Рияд, который стремится к безусловному доминированию в регионе, и особенно в Сирии, Йемене и Ираке. Собственно, и официальная причина отсутствия короля на предстоящей встрече (серьезная работа над йеменским досье) негласно указывает на приоритет собственной внешнеполитической концепции над планами американцев. Нынешняя эскалация напряжения в Сирии, где просаудовские силы при поддержке и материально-техническом снабжении Саудовской Аравии и Турции явно пытаются сконцентрировать под своим началом все основные вооруженные отряды оппозиции, явное тому доказательство. Остается догадываться, сколько стоит эта стратегия, но зато теперь понятен ее тайный смысл. Это отход от прожектов американцев по созданию «национального оппозиционного движения» в рамках консолидации всех политических сил Сирии (в том числе и светских), оппозиционно настроенных к режиму,  с явным усилением именно исламистского сегмента сопротивления.   Эр-Рияд стремится поставить во главе угла будущего политического устройства лояльные себе силы, а в них, без сомнения, будет много персонажей, с которыми американцы не захотят даже садиться за один стол. Вопрос только в том, сможет ли Саудовская Аравия довести до логического конца задуманное как в Йемене, так и в Сирии. В последнем случае по мере приближения момента крушения режима Б.Асада пропорционально будет нарастать и кардинальное противоречие между Эр-Риядом – с одной стороны, и Дохой и Анкарой — с другой. У этих, на настоящее время – союзников, слишком большие противоречия в глобальных интересах и идеологических основах поддерживаемых ими сил: «Братья-мусульмане» — у Катара и Турции, и салафиты близкие к «Аль-Каиде» — у Саудовской Аравии. И это в какой-то степени гарантирует Ближний Восток от доминирования какой-то одной силы или коалиции.

52.3MB | MySQL:103 | 0,519sec