О духовной и политической преемственности лидера «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади

Провозглашение летом прошлого года халифата на территориях Ирака и Сирии, занятых террористической группировкой «Исламское государство», породило массу слухов и спекуляций. Одним из неминуемых следствий данного шага радикальных исламистов стали попытки легитимации Абу Бакра аль-Багдади как лидера всех мусульман мира.  Согласно некоторым хадисам Пророка, наилучшим кандидатом в мировые исламские лидеры является представитель племени курейшитов, к которому принадлежал и сам пророк Мухаммед. Однако соратники Абу Бакра аль-Багдади пошли дальше и провозгласили его прямым потомком Пророка.

Один из ведущих факихов (правоведов) ИГ Турки Бинали в своем письме, призывающем принести клятву верности (бай’а) «халифу» объявил о том, что последним является прямым потомком Пророка Мухаммеда от его дочери Фатимы и четвертого халифа Али. При этом его не смущает, что Али ибн Аби Талиб почитается шиитами в качестве своего первого Имама, являясь для них сакральной фигурой. В то же время Абу Бакр аль-Багдади известен как фанатичный противник и ненавистник шиитов.

Подлинное полное имя Абу Бакра аль-Багдади – Ибрагим бин Авад бин Ибрагим ибн Али ибн Мухаммед бин Бадри ибн Армуш. Происходит лидер ИГ из племени Бу Бадри (того самого, который был сыном Армуша). Основатель племени и его первый шейх Армуш в середине 18 века переехал из Медины в Самарру, взял в жены местную женщину, которая родила ему пятерых детей. Данное иракское племя, насчитывающее около 25 тысяч человек, расселено по всей стране. Его представители живут в Багдаде, Мейсане, Самарре, Васите и Дияле. Интересно, что в данном племени есть не только сунниты, но и шииты в количестве 1500 человек. Ряд западных и арабских аналитиков, внимательно изучив биографии наиболее выдающихся членов этого иракского клана, пришли к выводу о том, что именно эта группа населения страны внедряла в Ираке наиболее радикальные салафитские и ваххабитские взгляды. Поэтому формирование Абу Бакра аль-Багдади как личности происходило не на пустом месте.

Дальним родственником Абу Бакра аль-Багдади является шейх Абдель Азиз аль-Бадри (1929-1969 годы), основатель иракского отделения «Хизб ут-Тахрир» и первый эмир вилаята Ирак этой партии. В начале 1950-х годов Абдель Азиз аль-Бадри посетил Иорданию, где встретился с основателем «Хизб ут-Тахрир» Такиуддином Набхани. Последний поручил ему организовать деятельность этой исламистской партии в Ираке. Однако в 1956 году Абдель Азиз аль-Бадри вышел из «Хизб ут-Тахрир» и примкнул к движению «Братьев-мусульман», став одним из их руководителей в Ираке. Он находился в последовательной оппозиции к королевской семье Хашимитов, республиканскому правительству Ирака и партии Баас. Был ярым противником иракских коммунистов. Шейх Абдель Азиз аль-Бадри 14 раз арестовывался разными иракскими режимами за свою политическую деятельность. Перед смертью его пытал лично Назим аль-Каззаз, «иракский Берия». Назим Каззаз, выходец из шиитской семьи, был первым начальником Службы безопасности после баасистского переворота 1968 года и прославился жестокими расправами над подлинными и мнимыми противниками партии Баас. Интересно, что этот палач, уничтоживший сотни людей по обвинению в заговоре, сам возглавил в 1973 году настоящий заговор против президента Ирака Ахмеда Хасана аль-Бакра и Саддама Хусейна. После провала попытки переворота он был расстрелян.

Несмотря на свою приверженность идеям салафизма, Абдель Азиз аль-Бадри вовсе не был противником шиитов, и поддерживал с ними дружеские отношения. В 1966 году он посетил высшее шиитское духовенство в Кербеле и Неджефе, чтобы побудит аятолл издать фетву, осуждающую казнь Сайида Кутба правительством Насера в Египте. Шейх Абдель Азиз аль-Бадри был исламским интеллектуалом. Его перу принадлежат книги «Позиция ислама по отношению к социализму» (в ней он характеризует социализм как проявление куфра), «Ислам между правителями и учеными (алимами)», в которой он клеймит представителей исламского духовенства за сговор с правительствами, и «Война против капитализма и социализма».

Другим известным салафитским клерикалом и дальним родственником Абу Бакра аль-Багдади был Субхи аль-Бадри ас-Самарраи (1936-2013 годы). Видный теоретик ваххабизма, саудовский муфтий Ахмед бин Баз отзывался о нем как о «непревзойденном знатоке хадисов в Ираке». Поразительное совпадение с биографией «халифа»: в молодости Субхи ас-Самарраи также служил в полиции (1951-1977 годы). Это не помешало ему организовать салафитский кружок и быть в нем проповедником. Отличался особой ненавистью к шиитам, доходившей до гротеска. Так он на полном серьезе рассказывал о случае экзорцизма, когда один суннитский священнослужитель изгонял беса из своего собрата. Материализовавшийся бес, по его словам, оказался вполне реальным шиитом из Кербелы. В одной из своих работ настойчиво проводил мысль о том, что основателем шиизма был Абдулла ибн Саба, еврей, перешедший в ислам для того, чтобы разложить его изнутри (эта гипотеза была разоблачена востоковедами как фальшивка). После прихода к власти партии Баас в 1968 году был вынужден свернуть свою антишиитскую деятельность. В конце 1970-х годов выехал в Саудовскую Аравию. Читал проповеди в знаменитой мечети Масджид аль-Харам, преподавал в Университете Мухаммеда бин Сауда и Университете Короля Абдаллы.

В 1989 году Субхи ас-Самарраи вернулся в Ирак, где начал читать лекции в Исламском Университете Багдада. Позже этот университет закончил и защитил в нем диссертацию Абу Бакр аль-Багдади. В это время, после ирано-иракской войны и подавления шиитского восстания 1991 года, «антирафидитские» взгляды уже не преследовались баасистским правительством. Иракская верхушка во главе с Саддамом Хусейном медленно совершала дрейф от светского социализма к исламизму. Этому способствовало то, что Ирак оказался в окружении враждебных исламских режимов. Шиитский Иран и ваххабитская Саудовская Аравия, пользуясь политикой секуляризации, проводимой партией Баас, начали обвинять режим Саддама Хусейна в куфре (неверии), поощряя религиозную оппозицию  в стране. В качестве противовеса вражеской пропаганде Саддам Хусейн взял курс на реисламизацию. В 1991 году на иракском знамени были начертаны слова «Аллаху акбар». В 1993 году в Ираке началась «кампания по возрождению веры» (хамла иманийа). В стране на государственные средства строились новые мечети, было напечатано 5 миллионов экземпляров Корана. Курс изучения ислама в школе вырос с 2-х до 8 часов в неделю. Баасистов обязали штудировать Коран на партсобраниях. В 1994 году был введен запрет на употребление алкоголя в общественных местах, что вызвало закрытие многих ресторанов и ночных клубов в Багдаде. Однако поощрительная кампания касалась только суннитского, а не шиитского ислама. Многие шиитские алимы и представители высшего духовенства продолжали подвергаться репрессиям. Например, популярный шиитский клерикал аятолла Мухаммед Садык ас-Садр, убитый иракской охранкой в 1999 году. Именно в эти годы началось широкое внедрение ваххабизма в Ираке.

Субхи ас-Самарраи встроился в эту волну, В то же время его заигрывание  с властями привели к отходу от него ряда радикально настроенных салафитов, продолжавших находиться в оппозиции к баасистам. С.ас-Самарраи был членом влиятельной и престижной Ассоциации мусульманских улемов, объединявшей суннитскую религиозную элиту страны. В 2003 году незадолго до падения режима Саддама Хусейна был избран «эмиром салафизма в Ираке». После американской оккупации и прихода шиитов к власти в Багдаде покинул страну и переехал в Сирию. Враждебно отзывался об алавитах: «Эти люди кафиры, а не мусульмане». Умер в 2013 году в госпитале Американского университета в Бейруте.

Третьим видным представителем воинствующего антишиизма в этом племени был Хейсам Сабах Шакер Махмуд аль-Бадри, эмир «Аль-Каиды» в провинции Салахеддин в начале 2000-х годов. Хейсам Сабах аль-Бадри был тесно связан с баасистским подпольем после американской оккупации Ирака, но в 2006 году отверг предложение лидера партии Баас Иззата Ибрагима ад-Дури действовать в коалиции и подчиниться баасистскому командованию. В феврале 2006 года этот лидер джихадистов стал организаторов одного из наиболее громких резонансных терактов в новейшей истории Ирака – взрыва гробницы шиитского Имама Хасана аль-Аскари в Самарре. Именно этот взрыв послужил началом для развязывания крупномасштабной гражданской суннитско-шиитской войны и конфессиональных чисток в Ираке. Взрыв был организован при помощи иностранных джихадистов. В его осуществлении участвовали два иракца, четыре саудовца и один гражданин Туниса. В 2007 году Хейсам Шакер Махмуд аль-Бадри погиб в результате американского авианалета.

Итак, на примере одного клана мы можем проследить эволюцию салафизма в Ираке: от относительно мирного протеста против диктатуры и политического угнетения через разжигание межконфессиональной ненависти к терроризму и этническим чисткам. Интересно, что первые салафиты в Ираке не ставили во главу угла борьбу с шиитами и наоборот пытались вести диалог с имамитским духовенством. Их основными врагами были левые партии и движения. В то же время международная блокада Ирака и последующая американская  оккупация страны крайне повысили градус религиозной нетерпимости. В настоящее время в Ираке не просматривается влиятельных фигур в суннитском мусульманском духовенстве, которые могли бы перенастроить своих единоверцев в духе диалога и умеренности. Одной из последних фигур умеренного ислама был шейх Харис ад-Дари, противник как шиитского правительства Нури аль-Малики, так и «Исламского государства», умерший в Стамбуле в марте с.г. Таким образом, социальная база «Исламского государства» в Ираке продолжает оставаться широкой, а интеллектуальный ответ экстремизму весьма слабым.

52.25MB | MySQL:103 | 0,458sec