Документированные заметки о невозможности разрешить суннитско-шиитский конфликт как религиозный. Часть 2

Эти два религиозных направлениях – суннизм и шиизм — можно уподобить образу человека и его отражению в зеркале. И образ, и отражение составлены из одних и тех же элементов, но эти элементы наполнены разными, во многом противоположными смыслами: правая сторона образа оказывается у отражения левой, образ и отражение смотрят в противоположные стороны и т.д. Не говоря уж о том, что и в одном, и в другом направлении есть свои, уникальные элементы. Например, в шиизме большое место занимает учение о Махди – Ведомом Аллахом. Но концепт Махди принимается и суннитами, так он широко используется идеологами и пропагандистами «Исламского государства». Современное шиитское изображение Махди демонстрирует нам, кроме совпадения, и различия.

image001

Знамя у Махди на рисунке белого цвета, хотя во всех хадисах говорится о чёрном знамени, под которым придёт Махди в «конце времён». В руке у шиитского Махди на картинке легендарный меч Зульфикар, который после смерти Пророка Мухаммада перешёл к Имаму Али Ибн-Аби-Талибу. (По наличию изображения Зульфикара с абсолютной точностью можно говорить о шиитском происхождении эмблемы или рисунка – см., напр. А.А.Игнатенко. Документированная реплика относительно шиитского предупреждения турецким властям не вмешиваться в суннитско-шиитский конфликт на Ближнем Востоке // ИБВ, 3 апреля 2015 —  http://www.iimes.ru/?p=24101). И, самое главное, исламский символ веры, или шахада («Нет божества, Кроме Аллаха, и Мухаммад Его Посланник») приводится на знамени в урезанном виде — «Нет божества, Кроме Аллаха», что не может не вызывать, как минимум, протесты суннитов, которые и называются-то так потому, что следуют Сунне Пророка Мухаммада как Посланника Аллаха.

Суннитские религиозные авторитеты либо демонстрируют «антиисламское» содержание шиизма (так поступают всё ваххабитское духовенство Саудовской Аравии), либо пытаются воздействовать на Иран с целью изменить шиитскую теорию и практику. По второй линии идёт «Аль-Азхар», самый авторитетный в мире центр суннитского ислама, в котором, кстати сказать, учатся и шииты. В феврале 2013 года в ходе официального визита в Египет и после встречи с тогдашним президентом М.Мурси «Аль-Азхар» посетил тогдашний иранский президент М.Ахмадинежад. Азхариты предъявили претензию иранским гостям относительно поругания (араб. сабб) Сподвижников Пророка (Праведных Халифов, Супруги Пророка Айши и др.) и потребовали это прекратить —

image002

Конечно же, иранцы ничего не сделали в этом направлении. Как поносили Сподвижников, так и поносят. О чём свидетельствует повторение этого требования, с которым обратился шейх «Аль-Азхара» Ахмад ат-Тайиб к руководителю секции интересов Ирана в Каире в декабре 2014 года, потребовав, чтобы иранские духовные лица издали фетву, запрещающую поносить Сподвижников Пророка, —

image003

Никто такой фетвы не издал. В Египте была начата целенаправленная и широкомасштабная антишиитская кампания, идущая до сих пор и пока приведшая к закрытию финансируемых Ираном 20 центров по распространению шиизма в стране.

Приведённые соображения не исключают какого-то согласия между суннитами и шиитами, но не на религиозной почве, а на почве политической. Тот же визит Ахмадинежада в Каир в феврале 2013 года (см. выше) и переговоры со ставленником «Братьев-мусульман» Мурси – тому пример. Из примеров последнего времени — контакты между «Ансар Аллах» — хоуситами Йемена и палестинским «Исламским джихадом», действующим в секторе Газа (фото декабря 2014 г.).

image004

В политической области у них общие заявленные враги – США и Израиль. С «Исламским джихадом» по части враждебности Израилю и США всё известно и понятно. Что касается менее известных широкой публике хоуситов, то враждебность по отношению к Израилю и США у хоуситов – программная: на прямоугольном белом полотнище, который у хоуситов используется в роли эмблемы и знамени, прописана их политическая программа: «Аллах Велик! Смерть Америке! Смерть Израилю! Позор иудеям! Победа Исламу!» –

image005

image006

Ну, и не последнюю роль, а, может быть, и первую, играет в этом то, что у «Исламского джихада» и «Ансар Аллах» один спонсор – Иран. К тому же шииты применяют принцип такия («благоразумное скрывание своей веры»), и вовсе не исключено, что «Исламский джихад» в настоящее время состоит из обращённых в шиизм суннитов, которые «благоразумно скрывают свою веру».

И в заключение небольшой штрих, имеющий прямое отношение к теме. Представитель «Исламского джихада» снялся на фоне мавзолея аль-Хуси, основателя движения «Ансар Аллах». В настоящее время этого мавзолея не существует. Саудовская авиация разбомбила его в ходе операции «Буря решимости», хотя это явно невоенный объект, —

image007

Саудовцы действовали точь-в-точь как «Исламское государство», уничтожающее мечети-усыпальницы. Да и то сказать, программные установки «Исламского государства» и саудовско-ваххабитского режима в Аравии полностью совпадают (см.: А.А Игнатенко. Документированные заметки об «Исламском государстве». О политико-идеологическом родстве «Исламского государства» и саудовско-ваххабитского режима в Аравии. К постановке вопроса. Часть 1 // ИБВ, 17 ноября, 2014 — http://www.iimes.ru/?p=22563; А.А.Игнатенко. Документированные заметки об «Исламском государстве». О политико-идеологическом родстве «Исламского государства» и саудовско-ваххабитского режима в Аравии. К постановке вопроса. Часть 2 // ИБВ, 18 ноября, 2014 — http://www.iimes.ru/?p=22583).

62.86MB | MySQL:109 | 0,708sec