Израиль: министерские реалии и развитие российско-израильских торгово-экономических отношений Часть 2

Как было отмечено нестыковки на уровне министерств, связаны в основном с непониманием российской стороной, ментальности и «специфики» работы израильских министерств и ведомств.

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере.

В Израиле отсутствует понятие «перспективный план» работы правительства. На заседаниях правительства, приниматься решения лишь по текущим моментам или вопросам (законам), инициируемых главой правительства. Все «министерские» планы работ в основном формируются из текущих коалиционных соглашений. Так в зависимости от коалиционных партнеров возникают вопросы либо строительства поселений на территориях, либо новостроек для религиозных, реформа правовой системы или реформа в общеобразовательной школе и т.д. При этом возможности коалиционных партнеров, продвигать какие-то пункты своей предвыборной программы реализуются лишь при получении ими соответствующего министерского портфеля и необходимых бюджетов. Поэтому неудивительно, когда во время одного правительства приоритетом Минстроя становятся города развития на периферии, а при следующем — строительство за «зеленой чертой». Подобное происходит практически во всех министерствах.

При этом конкуренция (идеологий партий) приводит к тому, что коалиционные партнеры, контролирующие различные министерства, из идеологических соображений или пожеланий своего электората, могут намеренно саботировать работу других ведомств. Так министр экологии, может затягивать утверждение генплана строительства, какого-либо населенного пункта, только по причине идеологических разногласий с политикой нынешнего министра строительства.

Поэтому, порой решения или пожелания одного министерства, никак не учитываются другим министерствами и фактически каждый проводит свою независимую политику, ограниченную рамками своих бюджетных средств. Хотя на уровне отделов и подразделений между министерствами порой существует неплохой, рабочий контакт. Большая часть «технических» межведомственных комиссий также создана именно из руководителей подразделений различных министерств.

При этом как сказано в первой части статьи, каждого министра в основном интересует его политический статус, возможность «отблагодарить» свой электорат и пристроить на доходные должности своих членов ЦК партии или «кабланей колот» (партийных подрядчиков, ответственных за «поставку» голосов избирателей на праймериз).

К примеру, коалиционные партнеры  34-го правительства, разобрали в основном все министерства с большими возможностями по решению индивидуальных проблем их электората и партийных активистов. Поэтому кандидаты от Ликуда на министерские посты «торговались» с премьер-министром лишь за министерства со статусом.  Особенно сильный торг шел у премьер-министра с первой пятёркой своего партийного списка. В результате чего Г.Эрдан (2-й номер в партии), требующий для себя два сразу два «сильных» министерства (МВД и внутренней безопасности) так и не вошел в правительство.

Поэтому неудивительно, что Ю.Штайниц согласился взять Министерство инфраструктуры (неперспективное в электоральном плане), только вместе с должностью главы комиссии по атомной энергетики, а бывший министр инфраструктуры С.Шалом, требовавших для себя МИД, согласился стать министром МВД, только с добавкой должности вице-премьера и член кабинета безопасности. Министр транспорта И.Кац, согласился в третий раз остаться на этой должности, только с добавкой еще одного министерского портфеля по делам разведки. А З.Элькин, отлично отработавший прошлую каденцию в качестве председателя фракции в дополнения к «безликому и нищему» по мнению большинства кандидатов, Министерству алии и абсорбции, в виде награды за особые заслуги перед премьер-министром, получил еще пост министра по стратегическим угрозам!!! А что обозначает должность О.Акуниса — министр без портфеля в министерстве связи, пока не знает никто.

Хотя возможно, что раздача двойных портфелей, среди своих сподвижников, связана с тем, что в дальнейшем Б.Нетаньяху планирует расширить коалицию, за счет привлечения партии Авода, после ее «развода» с партией «Ха-Тнуа» (Ц.Ливни). В этом случаи премьер-министр сможет «избавиться» от партии «Байт Йехуди» (Н.Беннета) и у него будет 8-10 свободных министерских портфелей, включая МИД, чтобы заинтересовать лидера Аводы Х.Герцога в продвижении мирного процесса.

Однако это в дальнейшем, а сегодня возникает естественно риторический вопрос, а как, собираются работать министры, отвечающие за столь разные направления работы своих ведомств? На наш взгляд ни как, ведь их задача  несколько иная. С одной стороны, практически половина вновь назначенных министров, уже имели опыт работы в министерствах, с другой стороны, только у половины министров есть высшее образование, пятеро закончили только колледж, еще пять имеют религиозное образование, а у троих лишь средняя школа. При этом, все собираются претворить в жизнь свои идеологические установки и совершенно несовместимые с реальностью обещания электорату.

Естественно, когда у министров такой подход к своей работе, не стоит  удивляться и их подходу, к решению совместных задач.

Рассмотрим к примеру международную деятельность.

Вот уже более десяти лет действует соглашение между правительствами России и Израиля о торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривающее взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемой нации.  Развитие российско-израильские торгово-экономические отношения определяется Смешанной комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству, во главе которой (как правило?) стоят заместители глав правительства. Так протокол 11-го заседания данной комиссии, состоявшейся 28 октября 2014 года подписали, со стороны России А.В.Дворкович, заместитель председателя правительства РФ и с израильской А.Либерман глава МИД Израиля.

С 2003 года являясь сопредседателем Смешанной межправительственной комиссии А.Либерман был основным ее лоббистом, продвигая совместные решения во многих израильских министерствах. Именно благодаря его усилиям, в ходе различных пленарных заседаний данной комиссии принимали участие представители практически всех израильским министерств. Но по сути, итоговые постановления данной комиссии для тех же израильских министерств и ведомств не имеют никакой законодательной силы и носят лишь рекламно-ознакомительный характер. В тоже время для российских министерств данные постановления, относятся к рангу постановлений правительства, а значит имеют законную силу и обязаны к исполнению.

Ведь не случайно, если проанализировать все отчёты данной комиссии, то можно увидеть, что практически все успехи, о которых рапортуют ее участники, связаны с конкретными бизнес-проектами, за которыми с российской стороны, чаще всего стоят руководители регионов и их бизнес-представители, а с израильской стороной лишь бизнесмены различного уровня. Стоит отметить, что на правительственном уровне между Россией и Израилем подписано ряд межправительственных соглашений, направленных на развитие двусторонних бизнес-связей. Естественно, в разработке этих документов принимали активное участие израильские министерства и ведомства, но вся эта работа касалась в основном вопросов правового поля.

В тоже время практически нет проектов, которые были осуществлены на уровне двух профильных министерств, если конечно не считать «успехом» проведение  выставок и ярмарок «достижений».

Так еще в 2011 году выступая на пленарном заседание Смешанной российско-израильской комиссии, первый заместитель председателя Правительства России В.А.Зубков, в частности, сказал: «В сфере энергетики считаем перспективным двустороннее сотрудничество по следующим направлениям: разработка газовых месторождений на шельфе Израиля, сотрудничество в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, поставка российского электроэнергетического оборудования для электростанций в Израиле, совместная разведка и разработка нефтяных месторождений в России».

Отмечалось, что «Газпром» также был заинтересован в сотрудничестве с Министерством национальной инфраструктуры Израиля в изучении проектов по участию российской компании в развитии внутренней газовой инфраструктуры в Израиле, а также возможностей сотрудничества по дистрибуции и экспорту израильского газа в третьи страны.

Однако попытки «Газпрома» пролоббировать свое вхождение в израильские энергетические проекты на уровне правительства не увенчались успехом.  Она из причин провала в том, что в самих профильных министерствах Израиля, никто не вел никакую работы с руководством подразделений, в результате чего министры не имели никакой информацию о целесообразности данного сотрудничества и возможности его технического обеспечения. Руководители технических подразделений «Газпрома» ни разу не побывали в профильных отделах Минэнерго Израиля и не поинтересовались технической и бюрократической схемой проработки данных проектов.

Возможно именно ментальность и диаметрально противоположная реальность в работе российских министерств, не позволило руководству «Газпрома» и его лоббистам из числа членов правительства РФ понять, почему же после стольких рукопожатий на самом верху и заявлений о дружбе и желаний работать вместе, российские компании, так и не вошли в израильские энергетические проекты. Именно разность в подходе в работе структур, не позволяет руководству российских энергетических гигантов направить в Израиль, свои технические группы на уровне руководителей подразделений, для предварительной проработки вопроса. Все считают (и по российским понятиям, это видимо верно), что если после рукопожатий министров вопрос не сдвинулся с мертвой точке, что тогда сможет добиться какой-то начальник отдела, который  и к своему министру может попасть на прием лишь случайно.

Проблема еще в том, что если в министерство приезжает другой, а тем более зарубежный министр или заместитель министра и вдруг захочет провести техническое обсуждение вопроса со специалистами, то все эти встречи будут проходить только в присутствии собственного министра, и половину того, что есть на самом деле эти спецы не скажут. Принимать политических деятелей начальники отделов, без санкции руководства, не могут. А вот только когда приезжает техническая группа, она напрямую работает, со своими коллегами и получает более чем достоверную информацию.

При этом в России явно не понимают административную структуру Израиля. Ведь здесь нет ни регионов, ни их глав, и вся полнота власти на местах находиться в руках мэров городов и поселений (поселков). При этом в большинстве своем частный бизнес не подконтролен министерствам, и уж тем более мэрам городов. При этом министерство зачастую старается избегать рекомендовать какого-либо конкретного бизнесмена для совместного проекта.

Хотя в большинстве своем министры, а особенно их политическое окружение, а также многочисленные родственники и доверенные лица, очень заинтересованы в лоббировании бизнес-проектов. Это порой позволяет создать серьёзную лоббистскую группу и решать проблемы продвижения проектов, подконтрольных министерству.

Исходя из вышеизложенного надеемся, что данные разъяснения помогут в выработке рекомендаций по продвижению совместных с Россией проектов в Израиле.

52.25MB | MySQL:103 | 0,751sec