Ситуация в Сомали: апрель 2015 г.

Апрель в Сомали и сопредельных странах начался с трагедии. 2 апреля на рассвете боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали и захватили университетский кампус в г.Гарисса на востоке Кении, находящийся в 150 км от границы с Сомали. При этом они убили двух охранников городка. Сотни студентов и преподавателей оказались заложниками боевиков. Студенческий городок был немедленно блокирован силовиками.

Движение «Аш-Шабаб» немедленно взяло на себя ответственность за нападение. «Кения находится в состоянии войны с Сомали. Наши люди находятся внутри университета и ведут бой. Их задача – убить всех тех, кто против движения «Аш-Шабаб»», — заявил представитель джихадистов Шейх Али Мохамуд Раж. Он же сообщил, что боевики оставили в заложниках только немусульман, отпустив на свободу единоверцев. Последних набралось человек 50.

Уже к полудню было известно про как минимум 15 погибших. К вечеру число погибших – главным образом студентов — достигло 148, в том числе 6 силовиков, до 80 человек получили ранения. К этому времени кенийские силовики взяли штурмом студенческих городок, при этом погибли 4 боевика, приведшие в действие «пояса-смертников». Точное число атаковавших университет осталось неизвестным. В ходе операции по освобождению заложников были спасены примерно 600 студентов.

Примечательно, что слухи о предстоящей атаке на университет начали распространяться еще за неделю до нападения, однако к ним не отнеслись серьезно, поскольку это было уже не в первый раз.

Боевики движения «Аш-Шабаб» начали регулярно атаковать Кению сразу после того, как в октябре 2011 года она ввела свои войска в Сомали. Их очередная атака призвана была нанести очередной удар по туристической отрасли, запугать население и посеять раздор между кенийцами – мусульманами и немусульманами.

3 апреля президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд выразил соболезнования народу Кении и призвал к укреплению сотрудничестве в сфере безопасности между двумя странами.

Уже 4 апреля движение «Аш-Шабаб» пригрозило Кении «долгой и тяжелой войной», а также «новым пролитием крови». «Если это будет угодно Аллаху, ничто нас не остановит в нашем стремлении отомстить за смерти наших братьев. Мы будем воевать до тех пор, пока ваше правительство не перестанет проводить политику репрессий, до тех пор, пока все территории мусульман не будут освобождены от кенийской оккупации», — утверждалось, в частности, в коммюнике движения. В нем также отмечалась целенаправленность убийства немусульман при захвате университетского кампуса в Гариссе. Джихадисты назвали и свои очередные цели в Кении – «школы, университеты, места работы и жилые кварталы».

4 апреля кенийские власти объявили награду в 200 тысяч евро за «голову» кенийца сомалийского происхождения 50-летнего Мохаммеда Мохамуда, подозреваемого в том, что именно он был разработчиком атаки на университет в Гариссе. Бывший школьный учитель известен также под боевыми псевдонимами «Кано», «Далиадин» («человек с длинными руками») и «Гамадер» («двурукий»). Он родился в Эфиопии, выходец из могущественного сомалийского клана огаден. Затем его семья перебралась в Гариссу. Он уже разыскивался в Кении в связи с его возможной причастностью к серии нападений, совершенных боевиками движения «Аш-Шабаб» на северо-востоке страны в 2014 года. До присоединения к исламистам работал учителем и был даже руководителем коранической школы в Гариссе. В предшествовавшем движению «Аш-Шабаб» Высшем исламском совете Сомали (ВИСС) он возглавлял формирование «Джагта-Калас» («Те, кто бьют сильно»). Вне зависимости от названий организации (ВИСС, «Аш-Шабаб») входил в их радикальные крылья.

В ответ на атаку в Гариссе 6 апреля самолеты ВВС Кении нанесли авиаудары по двум лагерям движения «Аш-Шабаб» в регионе Гедо на территории Сомали. По данным кенийских военных, оба лагеря «были уничтожены». При этом утверждалось, что удары по этим лагерям были спланированы еще до нападения на Гариссу.

8 апреля в Найроби было объявлено о намерении кенийских властей заморозить банковские счета «лиц и организаций», заподозренных в связях с «террористической деятельностью2. С этой целью впервые был составлен соответствующий список.

Известно, что между Сомали и Кенией, где проживает большая сомалийская община, осуществляются значительные по объемам финансовые трансферты. Они реализуются не через банковскую систему, а через возможности зависимых от банков частных компаний по переводу средств. Поэтому действия кенийских властей могут нарушить их работу.

Уже позднее стало известно, что в «черный2 список попали 85 физических лиц и организаций, включая все основные компании по переводу средств в Сомали, работающие в неформальной системе переводов «хаваля». Объемы переводов, осуществляемых последними, составляют около 1,1 млрд евро в год. Им было предоставлено 24 часа для того, чтобы представить в Министерство финансов аргументы, подтверждающие их непричастность к финансированию терроризма. В итоге авуары всех 85 фигурантов списка были заморожены, что привело к приостановке работы компаний по переводу средств в Сомали.

9 апреля правительство Сомали объявило список из 11-ти руководителей движения «Аш-Шабаб», за «головы2 которых были назначены денежные выплаты от 100 до 250 тысяч долларов. Возглавляет список «эмир» движения Ахмед Умар Дириа (боевой псевдоним – Абу Убайда), который сменил на этом посту в сентябре прошлого года убитого американцами Ахмеда Абди Годана. Он оценен в 250 тысяч долларов. За ним следует его заместитель Махад Варсам Карате, занимающий пост главы разведывательной организации движения «Амният». Его «стоимость» — 150 тысяч долларов. Девять других руководителей движения оценены в 100 тысяч долларов каждый.

Ряд видных фигур движения, дистанцировавшихся от него в связи с разногласиями с бывшим «эмиром» организации, не попали в список. Это, в частности, Мухтар Робоу и Фуад Мохаммед Халаф (Стронголь). Тем не мене они остаются в американском «черном» списке, где их «головы» оценены в 5 млн долларов каждая.

12 апреля последовал новый ультиматум от правительства Кении, потребовавшего от Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в трехмесячный срок удалить из страны, и в частности, из лагеря Дадааб, сотни тысяч сомалийских беженцев. В противном случае власти пригрозили, что сами займутся выдворением сомалийцев.

По данным ООН, в Кении находятся около 450 тысяч беженцев из Сомали. Большинство из них проживает в самом большом в мире лагере для беженцев Дадааб. Как заявил в этой связи вице-президент Кении Уильям Рато, «мы должны обеспечить безопасность страны, чего бы нам это не стоило». «После Гариссы Кения будет меняться также, как изменились США после терактов 11 сентября (2011 г.)», — отметил он.

14 апреля продолжилась серия терактов, совершенных боевиками движения «Аш-Шабаб» против правительственных учреждений в Могадишо. В тот день исламисты по уже не раз отработанной схеме взорвали грузовик со взрывчаткой у здания Министерства образования, а затем захватили его. В ходе атаки погибли по меньшей мере 15 человек, в том числе один полицейский и 6 боевиков, 20 человек получили ранения. Движение «Аш-Шабаб» немедленно взяло на себя ответственность за эту атаку. Несколько часов спустя представитель полиции заявил о восстановлении контроля над зданием. В ходе операции по освобождению здания все боевики были убиты.

Ранее, в 2014 г., боевики движения «Аш-Шабаб» аналогичным образом по два раза атаковали здание парламента и виллу «Сомали», где находятся канцелярия президента и кабинет премьер-министра. Их целями были также три отеля, где проживали иностранные делегации или проводились заседания кабинета министров.

19 апреля на юге Сомали в провинции Нижний Шабель боевики движения «Аш-Шабаб» из засады атаковали автоколонну миротворцев, перемещавшуюся между полевыми лагерями Amisom в Лего и Балидогле. В результате атаки погибли трое солдат из Бурунди. Представитель «Аш-Шабаб» сообщил о пяти убитых миротворцах и уничтожении нескольких автомашин.

20 апреля в г.Гарове – столице автономного региона Пунтленд — в результате подрыва на мини-микроавтобуса погибли 6 сотрудников ООН – 5 сомалийцев и 1 иностранец, 4 получили ранения. 4 из погибших работали на Детский фонд ООН. Ответственность за этот теракт взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

К завершению апреля стало очевидно, что в руководстве движения «Аш-Шабаб» произошел очередной раскол, на сей раз – по вопросу оставаться ли движению в лоне «Аль-Каиды» или присоединиться к «Исламскому государству» (ИГ)? По оценке представителя одной из сомалийских спецслужб Мохаммеда Ибрагима, «в связи с поражениями, которые исламисты понесли в Сомали, есть большая вероятность того, что они присоединятся к ИГ с тем, чтобы получить дополнительные денежные средства и поддержать моральный дух боевиков».

Как сообщил премьер-министр Сомали Омар Абдирашид Али Шармарке, «как ИГ, так и «Аль-Каида» призывают движение «Аш-Шабаб» «работать»  только с каждым из них». Он отметил, что недавние успехи «Аль-Каиды» в Йемене могут убедить руководство «Аш-Шабаб» остаться в подчинении этой организации. Еще одно возможное следствие этого – резкое повышение активности «Аш-Шабаб» в Сомали и соседних странах.

В любом случае известно, что в конце апреля в провинции Нижний Шабель состоялось совещание полевых командиров «Аш-Шабаб» относительно будущей подчиненности движения, однако никаких решений на этот счет не было принято. По имеющимся данным, главарь «Аш-Шабаб» Абу Убайда остается приверженным «Аль-Каиде», в то время как главарь «разведки» движения Махад Варсам Карате выступает за переход под знамена ИГ.

Очевидно, что если «Аш-Шабаб» перейдет в подчинение в ИГ, это также неминуемо приведет к активизации движения в Сомали, поскольку оно получит такие средства, которые ему не в состоянии до последнего времени была предоставить «Аль-Каида».

52.3MB | MySQL:103 | 0,540sec