Некоторые фрагменты из опубликованной переписки Усамы бен Ладена

Американские спецслужбы опубликовали документы, захваченные при ликвидации Усамы бен Ладена. В частности, в письме, адресованном У бен Ладену одним из его сторонников в марте 2008 года, речь, в частности, идет об Абдуле Маджиде аз-Зиндани, действия которого вызывают у «Аль-Каиды» явное недовольство. В то же время автор послания отмечает, что этот человек «инструктировал или готовил большое количество моджахедов, вступивших здесь на арену джихада, особенно новообращенных в ислам русских, которые приехали из России и некоторое время посещали университет «Аль-Иман», а затем отправились со своими семьями на поле джихада». Здесь требуется ряд комментариев. Для начала напомним, кто такой Абдул Маджид аз-Зиндани. Это один из основоположников «джихадизма» в Йемене, стоявший в начале попыток создания т.н. «Зеленого интернационала» совместно с суданцем Х.ат-Тураби и тем же У.бен Ладеном и у истоков структурного оформления йеменской исламистской партии «Ислах». В настоящее время фактически отстранен от активной политической жизни, что во многом обусловлено и победой во внутрипартийной борьбе между «умеренными» и «ястребами». А.М.аз-Зиндани, естественно, относится к последним. Но в тот период времени он был в фаворе, и обладал серьезным авторитетом. Безусловна его связь с аль-каидовцами, которые были направлены в Чечню в начале «второй чеченской кампании» и скорее всего — в период окончания первой. В этом отношении имеются твердые «документальные данные». Это позволяет предположить, что речь в данном случае шла о схемах финансирования и отчетах о потраченных финансах. То есть А.М.аз-Зиндани играл серьезную роль в разжигании джихадизма на Северном Кавказе и какое-то время курировал сбор финансов в йеменских мечетях «на чеченский джихад». Затем он исчез из оперативного пространства и отошел от этой деятельности. Как теперь выясняется «из-за недовольства У.бен Ладена», а скорее всего — человека номер два в иерархии «Аль-Каиды» — египтянина А.аз-Завахири, который курировал северокавказское направление. И в данном случае это выглядит абсолютно логично, поскольку еще в период «правления» У.бен Ладена начиналась подковерная борьба за власть между египетским и условно «аравийским» крылом. Аз-Зиндани относился ко второму.

Кстати, после этого линии связи с аль-каидовцами в Чечне основательно взяли под контроль именно уроженцы Египта. Упоминание же о том, что причиной недовольства стала апатичная позиция А.М.аз-Зиндани в вербовке «русских» через возможности исламского университета «Аль-Иман», то это выглядит не очень убедительным. Первое — в «Аль-Имане» практически не обучались «русские». Туда в основном стремились уроженцы Центральной  Азии и прежде всего таджики. И говорить, что их число зашкаливало, нельзя. За время существования независимых стран СНГ количество таджиков, обучавшихся в йеменском «Аль-Имане» не превысило трех десятков человек. Гораздо более массовым был поток врачей и медсестер из стран Центральной Азии, которых вербовали посредники для работы в йеменских больницах. Второе — в период активной фазы чеченских событий появлялась оперативная информация о подготовке чеченских боевиков в тренировочных лагерях в Йемене, но подтверждений этому потом получено не было. Собственно, как среди боевиков на Северном Кавказе не было отмечено лиц, которые окончили «Аль-Иман» или вообще учились в Йемене. Члены НВФ и их семьи обычно предпочитали исламские университеты Египта, Сирии или КСА. Это также подтверждает, что массового присутствия боевиков из северокавказского региона в этой стране не было. Да и уроженцы Йемена также на Северном Кавказе не воевали. Недовольство У.бен Ладена могло вызвать и то, что А.М.аз-Зиндани официально примкнул и принимал активное участие в деятельности партии «Ислах», на тот период времени являвшаяся верным союзником Эр-Рияда, но при этом явно исповедовала идеологию «Братьев-мусульман». Что потом окончательно оформилось в период «анисалеховской революции», когда «Ислах» перешел в орбиту Катара, который позиционирует себя как основного спонсора «Братьев-мусульман».  А именно последних в КСА полагают, как одну из основных угроз своей национальной безопасности. Отсюда аккуратное дистанцирование А.М.з-Зиндани от ярко акцентированной салафитской «Аль-Каиды», что, в общем-то, было типично для большинства инициаторов создания «Зеленого интернационала». Достаточно вспомнить того же Х.ат-Тураби из Судана, который также вовсю водил дружбу с У.бен Ладеном и даже предоставлял аль-каидовцам суданскую территорию для организации своих тренировочных лагерей и заводов по производству химического оружия. Идея «всемирного халифата» объективно уступила свое место решению узконациональных задач. Таким образом, А.М.аз-Зиндани не мог организовать подготовку «русских» в «Аль-Имане» просто по причине их массового отсутствия в Йемене. Если же под «русскими» в данном контексте У.бен Ладен понимал всех уроженцев стран бывшего СССР, то, повторим, таджики действительно там обучались. Но в Чечне их также не наблюдалось, да и в самом Таджикистане о подполье «Аль-Каиды» и его активности убедительных сведений нет.

Что же касается данных архива У.бен Ладена об организации диверсий на газопроводе и атаке американского посольства в Москве, то надо отметить следующее. Газопроводы (правда, периферийные) несколько раз подрывались неустановленными лицами, но эти аварии быстро нейтрализовывались. Посольство США, конечно, можно было бы атаковать, но напомним, что после «11 сентября» Эр-Рияд принял решение об отказе атак американских целей, дабы не провоцировать обострение и так непростых отношений между КСА и США. И этот запрет сработал в полной мере, что заставляет еще раз задуматься о связи саудовской элиты и руководством «Аль-Каиды». «Аль-Каида» отметилась в России организацией и финансированием таких резонансных терактов как в Москве («Норд-Ост»), Беслан и подрыв гражданских авиалайнеров. Она же принесла на Северный Кавказ и практику использования террористов-смертников, о чем в опубликованных документах У.бен Ладена не упоминается. Из этого можно сделать вывод. что они планировались уже не им (он уже был фактически под «домашним арестом» пакистанских спецслужб в пригороде Исламабада), а боевым крылом во главе с А.аз-Завахири в «зоне племен» на афгано-пакистанской границе.

52.38MB | MySQL:106 | 0,602sec