Размышления о докладе ФБР о борьбе с терроризмом

Как сообщили СМИ, тотальная слежка за американцами не принесла пока конкретных крупных результатов в борьбе с терроризмом. Такое признание содержится в новом докладе генерального инспектора ФБР США Майкла Горовица о применении на практике так называемого «Акта о патриотизме» в США, 215-й раздел которого как раз и санкционирует тотальный сбор информации о телефонных звонках и электронных контактах людей, в том числе и не находящихся под прямым подозрением. «Опрошенные нами агенты не смогли указать никаких крупных сдвигов в расследованиях вследствие использования данных, полученных на основании запросов по 215-му разделу», — констатировал Горовиц. Он, впрочем, сделал оговорку, что агенты ФБР называли эти материалы «полезными» с точки зрения поиска вспомогательной информации и формирования новых следственных версий.

Сразу скажем, что массовое прослушивание и не могло дать никаких результатов по определению. В данном случае американское разведсобщество, усилиями прежде всего Агентства национальной безопасности (АНБ), вообще использовало классическую схему увеличения своего бюджета (остается только догадываться, на какую конкретно «круглую сумму»), спекулируя на панике властей по вопросу резонансных терактов «11 сентября». При этом, как всегда, «телегу поставили впереди лошади», то есть оперативно-технические мероприятия сделали головными в ущерб, естественно, классическим оперативным, под которыми мы подразумевает, прежде всего, агентурную разведку. Такой выбор был предопределен глубоко ошибочной стратегией спецслужб США, сделавшим основной упор на развитие «технических игрушек». И они действительно достигли в данном аспекте впечатляющих успехов по сравнению с другими странами. При этом агентурная разведка захирела в силу двух основных условий: тяжелых человеческих затрат на ее проведение и дефицит лиц, способных ее грамотно осуществлять. Конечно, легче поставить весь телефонный и электронный трафик страны под тотальный поисковый колпак (за счет провайдеров и телефонных компаний, разумеется) и с помощью «ключевых слов» отслеживать террористов. Но, напомним, что это многомиллиардный ежедневный трафик, в котором надо угадать террористическую угрозу по одному-двум словам. И это еще хорошо, если на английском языке. По последним данным, 40% американцев предпочитает использовать в бытовом общении язык своей исторической родины. И это обстоятельство ставит на повестку дня проблему переводчиков с иностранных языков и диалектов. Но даже и без этого, возникает простой вопрос, который никто из властей США не удосужился задать своим силовикам, когда вся «эта тотальная слежка» только затевалась. Где взять такое количество оперработников, которые будут отрабатывать те сигналы, которые массовым потоком идут из АНБ. То есть тех, кто конкретно будет «формировать новые следственные версии», как выразился генеральный инспектор ФБР. И это мы пока рассматриваем внутренний фронт борьбы непосредственно в США, не беря в расчет работу АНБ за рубежом, по своим объемам сравнимую «с внутренним фронтом», как минимум. Для тех, кто сталкивался лично с работой оперативных подразделений этот вопрос звучит риторически, поскольку огромные массивы информации просто сбрасываются в архив без всякого, даже поверхностного, изучения. Действительно, представьте себе на минуту, что значит отработать сигнал. Предположим, что в разговоре двух неизвестных лиц прозвучали какие-то «условные слова». После этого оперработник должен установить абонентов, выяснить их род деятельности и проживания; установить за ними наблюдение «на земле», дабы понять, а реально ли их увлечение исламизмом или это была шутка; попутно отрабатывать их абонентов по телефонному справочнику, что увеличивает их количество в геометрической прогрессии, и после годичного (не меньше — по науке контрразведки) изучения сделать какие-то выводы. Повторим, речь идет о многомиллиардном количестве сигналов. По данным того же Сноудена, их на сегодняшний момент более 800 млрд. И это примерно на 14 тысяч специальных агентов ФБР, которые, как можно догадаться, озабочены не только терроризмом, но еще и наркотиками, и шпионажем, а также организованной преступностью и коррупцией среди высших чиновников. Выводы об эффективности такой модели предлагаем сделать самим.

Но вот что действительно важно, так это наличие прекрасных и универсальных технических средств в рамках агентурной разработки. То есть алгоритм действия совершенно иной. Сначала через агентуру выявляется подозрительный персонаж, которого начинают всесторонне проверять, и вот в данном контексте этот важный компонент разработки начинает работать в высшей степени эффективно. Но даже при самых универсальных и продвинутых средствах технического контроля без агентуры оперработник будет похож на полуслепого. Роль агентуры в данном случае пояснять спорные или непонятные моменты, которые возникают в рамках разработки, а также давать «подсветки» на тех или иных абонентов подозреваемого, что резко снижает затраты на их изучение. Таким образом, вновь воспользуемся случаем, чтобы метнуть «большой булыжник» в тех, кто всячески проповедует приоритет техники над человеком. Понять что-то про другого человека можно только при помощи другого человека. Так что, если Сенат США, который задумался над дальнейшими ассигнованиями на эту авантюру, наконец поймет этот факт, то за его здоровье выпьют очень приличное количество вконец осатаневших от вала технической информации агентов ФБР.

На что действительно стоило бы обратить внимание Сенату США (и не только ему), так это на совершенно безобразное состояние борьбы с исламистскими сайтами. Вот здесь совместные усилия американских властей, которые отлично могут выкручивать руки непослушным союзникам, когда это надо и не надо, и того же АНБ действительно могли бы сделать очень принципиальную для борьбы с этим злом вещь. Каждый сайт имеет своего провайдера и страну прописки, и возможность «зарубить» ему возможность свободно распространять свои пропагандистские материалы является ключевым моментом. Вся суть проводимых исламистами пропагандистских усилий сводится к доказательству тезиса о своем всемогуществе, что позволяет им привлекать в свои ряды новых джихадистов. Что мешает регулярно мониторить интернет, и в случае появления таких сайтов жестко прессинговать власти того или иного государства на предмет их закрытия, организовывать хакерские атаки, запускать «вирусы», создавать «ложные» дезинформирующие сайты, и т.п.? То есть воочию использовать свои универсальные технические возможности. Отсутствие гласности или, по крайней мере, ее жесткая минимизация для исламистов «смерти подобно». Пропагандистский аспект является основным столпом, на котором это движение стоит и откуда питает свою боеспособность. И свобода слова здесь абсолютно ни при чем. Выработана же жесткая система противодействия распространителям детской порнографии, кто мешает сделать то же самое с людьми, которые пропагандируют радикализм. И вот именно здесь и нужно, и должно нарушать все существующие «акты о свободе» без всяких судебных решений и адвокатских апелляций. Сейчас войны выигрывает CNN, а это значит, что ликвидация возможности исламистов спокойно размещать свою пропаганду в открытом доступе является ключевой задачей, которая по своей важности не уступает военной и финансовой. Именно на этих трех слонах базируется современный джихадизм, и ликвидация этих столпов должна стоять в основе основ борьбы с ним, даже если для этого придется наступить на «больную мозоль» каким-то гипотетическим союзникам в лице тех же Катара и КСА.

52.33MB | MySQL:103 | 0,490sec