Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 мая 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с военными успехами экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии и Ираке. Последнее развитие ситуации в этих странах демонстрирует, что джихадисты не только сохранили основные силы, но и организовали новое масштабное наступление, нанеся тяжелые поражения иракской и сирийской армии. При этом удары авиации международной коалиции во главе с США по позициям боевиков ИГ оказались малоэффективными и в очередной раз показали, что только действиями ВВС невозможно нанести ощутимый урон противнику.

23 мая в Каире военные руководители ряда арабских государств обсуждали практическую часть создания объединённых арабских сил быстрого реагирования. Сообщается, что подготовка процедур для начала практической реализации проекта должна быть завершена к концу июня.

На прошедшей неделе правительственные войска Сирии вновь потерпели серьезные неудачи в боях с вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. Так, 19 мая военные оставили крупную военную базу Аль-Мастума в провинции Идлиб на северо-западе страны, а 20-21 мая боевики ИГ захватили город Тадмор и находящийся рядом памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО античный город Пальмира, расположенные в центральной части Сирии. Причем для проведения этой операции противник перебросил подкрепления из иракской провинции Анбар. Совет Безопасности ООН осудил захват боевиками Пальмиры, приравняв их действия к теракту. После взятия Пальмиры джихадисты заняли два газовых месторождения в центральной провинции Хомс. ВВС США 23 мая впервые нанесли удар по боевикам ИГ в районе Тадмора. Сообщается об уничтожении «шести зенитных артиллерийских систем и одного артиллерийского орудия». Днем ранее, 22 мая, боевики ИГ установили контроль на пограничным переходом Эт-Танаф – последним КПП на границе с Ираком, которое удерживала сирийская армия (находящийся с иракской стороны пограничный переход Аль-Валид был захвачен джихадистами 24 мая). Таким образом, на сегодняшний день противники Асада из различных вооруженных группировок контролируют 12 из 19 пограничных КПП (боевики ИГ — 4, отряды курдской самообороны — 4, и экстремистские группировки, связанные с «Аль-Каидой», и «умеренные» повстанцы – 4). В руках правительственных сил остаются 5 КПП на границе с Ливаном и 2 – на границе с Турцией (оба закрыты). В целом развитие военной ситуации в Сирии в последнее время свидетельствует о серьезном ослаблении правительственной армии, которая не в состоянии эффективно противостоять наступлению сил противника. В итоге на сегодняшний день дамасские власти контролируют лишь около половины территории страны.

После захвата 17 мая города Рамади – административного центра западной провинции Анбар – военная обстановка в Ираке осложнилась. Эксперты считают, что «падение Рамади является худшим поражением Ирака за прошедший с момента взятия Мосула год». Подчеркивается, что, несмотря на военно-техническую помощь, прежде всего, со стороны США, а также России, Ирана и некоторых других стран, «иракская армия так не смогла стать реальной силой, способной самостоятельно противостоять исламистским формированиям и вернуть под контроль ранее утраченные территории». Глава Пентагона Э. Картер 24 мая жестко заявил, что, «судя по всему, иракские войска просто не хотели сражаться».

После падения Рамади иракское командование срочно перебросило в провинцию Анбар дополнительные силы армии и шиитских ополченцев с целью проведения операции по освобождению города. США обещали оказать Ираку помощь авиаударами, поставками оружия и подготовкой личного состава, но по-прежнему не намерены отправлять в эту страну свои сухопутные силы. Помимо этого американцы «ускорят обучение и оснащение местных племен /суннитских/ как часть их поддержки руководимой Ираком операции по возвращению Рамади». Крайне обеспокоен «крахом иракской армии в Рамади» Иран. 18 мая в Багдад срочно прибыл министр обороны ИРИ генерал Х. Дехкан, обсудивший со своим иракским коллегой с С. ад-Дулайми военную обстановку в Ираке.

Поставки вооружения стали одной из ведущих тем состоявшихся 21 мая в Москве переговоров премьер-министра Ирака Х. аль-Абади с президентом России В. Путиным. На встрече с Х. аль-Абади В. Путин назвал Ирак давним и надежным партнером России в регионе, отношения с которым, «несмотря на все сложности мировой экономики и сложности в вашем регионе», «развиваются весьма успешно». По итогам визита в Москву Х. аль-Абади сообщил о достижении договоренностей об использовании российского опыта для борьбы с боевиками ИГ и развитии сотрудничестве в сфере безопасности для противодействия терроризму. Кроме того, обсуждалось сотрудничество в сфере обмена разведывательной информацией. По словам главы российского МИДа С. Лаврова, «в отличие от некоторых других стран, которые готовы поставлять оружие в Ирак, мы не обставляем это никакими условиями, исходя из того, что Ирак, Сирия и Египет находятся на переднем фронте борьбы с терроризмом». Лавров считает, что обороноспособность Ирака должна быть максимально обеспечена, чтобы государство могло «изгонять со своей территории ИГ и других террористов». Касаясь двустороннего сотрудничества в сфере экономики, Х. аль-Абади заявил, что Ирак будет способствовать созданию льготных условий работы российским компаниям на своей территории.

В Йемене после прекращения в ночь на 18 мая срока действия пятидневного перемирия арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией возобновила воздушные удары по позициям шиитских мятежников-хоуситов и войск, лояльных бывшему президенту страны А. А. Салеху. Бомбардировке подверглись жилые кварталы городов в северных йеменских провинциях Джауф и Саада, столица Йемена Сана, города Аден, Ходейда и Таиз. Хоуситы перевели свой оперативный штаб из приграничной провинции Саада в Дамар — центр одноименной провинции в центральной части страны в 100 км южнее Саны. Саудовцы заявляют, что авиаудары продолжатся до полной капитуляции хоуситов. В ответ вооруженные формирования йеменских племен и хоуситов нанесли ракетные удары по приграничным военным объектам КСА и захватили отдельные участки саудовской территории. В Эр-Рияде 24 мая объявили о приведении саудовских войск на границе с Йеменом в «высшую степень готовности» из-за продолжающихся обстрелов территории страны.

19 мая в Эр-Рияде завершилась конференция по урегулированию йеменского конфликта, участники которой призвали использовать все средства, включая военные, для прекращения «мятежа внутри Йемена». От хоуситов потребовали «вывести свои вооруженные отряды из занятых районов и населенных пунктов и передать власть законным властям». Участники форума призвали ЛАГ и ООН проработать вопрос о «создании совместных вооруженных сил для обеспечения безопасности йеменских городов», отметили необходимость в кратчайшие сроки определить «район безопасности на территории самого Йемена» для продолжения оказания гуманитарной помощи населению страны. В «Эр-Риядском заявлении» говорится о приверженности участников форума резолюции Совбеза ООН 2216 по Йемену и необходимости «возобновления политического процесса в стране, восстановления законности и институтов государственности». Была подчеркнута необходимость воссоздания в стране единой военной структуры для подавления мятежа, а также возобновления политического диалога. Напомним, что представители хоуситов в эр-риядской конференции участия не принимали.

Под вопросом остается проведение 28 мая в Женеве международной конференции по Йемену. Хоуситы заявили, что готовы в ней участвовать только в том случае, если ВВС КСА прекратят удары по йеменской территории. Президент Йемена А. М. Хади 24 мая попросил генерального секретаря ООН Пан Ги Муна отложить конференцию, отметив, что «правительство страны готово участвовать в консультациях по основным вопросам, которые будут обсуждены на форуме». «Мы приветствуем созыв конференции по Йемену, но в другое время».

22 мая на востоке Саудовской Аравии в шиитской мечети недалеко от города Эль-Катиф был совершен крупный теракт, в результате которого погиб 21 человек, свыше 100 человек получили ранения. Это преступление может вызвать усиление напряженности между шиитами и суннитами в королевстве.

На минувшей неделе в Вене прошел очередной раунд переговоров представителей Ирана и «шестерки» стран международных посредников по выработке проекта соглашения по ядерной программе Тегерана. По словам заместителя главы МИД ИРИ А. Аракчи, «процесс составления всеобъемлющего соглашения идет медленно», в основном переговоры были сосредоточены на вопросах санкций и ядерных объектов.

21 мая в западных районах Ирана начались широкомасштабные учения сухопутных войск под названием «Бейт аль-Мукаддас – 27». Иранские военные сообщили, что основной целью этих учений «является отработка навыков применения новых видов оружия, поступившего в войска, и использование тактических приемов, специально предназначенных для ведения современных наступательных и оборонительных операций». 23-24 мая учения сухопутных войск прошли в провинции Исфахан в центральной части ИРИ. Как обычно, в ходе учений были произведены пуски ракет различных типов и испытания новых видов оружия и военной техники.

Военное руководство Ирана поставило перед Меджлисом (парламентом) вопрос о дополнительном финансировании вооруженных сил для противостояния растущей угрозы со стороны «Исламского государства».

По информации СМИ, «иранское правительство разрешило налаживать неофициальные торгово-экономические связи с американским бизнесом. Правительство посоветовало установить первоначальные контакты между компаниями частного сектора, пока не установлены официальные торгово-экономические отношения между США и Ираном».

20 мая на встрече с главой европейской дипломатии Ф. Могерини премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху подтвердил стремление возглавляемого им правительства к мирному урегулированию конфликта с палестинцами. При этом Нетаньяху высказался в поддержку принципа «два государства для двух народов» для урегулирования палестино-израильского конфликта. Наряду с попытками реанимировать переговорный процесс, израильский премьер пообещал продолжить «конкретные шаги», направленные на поддержку палестинской экономики и улучшение жизни палестинского населения. Ранее, 18 мая Б. Нетаньяху передал ответственность за ведение мирных переговоров с палестинской стороной министру внутренних дел Израиля С. Шалому. В ответ палестинские представители заявили о своем негативном отношении к кандидатуре С. Шалома, который, по их мнению, «не верит в существование двух соседствующих государств» и не поддерживает создание независимого палестинского государства. Отметим, что помимо палестинского досье С. Шалом будет отвечать за стратегический диалог между Израилем и США.

Ожесточенные столкновения между боевиками ИГ и отрядами происламистского альянса «Рассвет Ливии» произошли на минувшей неделе в городе Сирт, расположенном в 450 км к востоку от столицы страны Триполи. В Бенгази на западе страны интенсивные бои велись между войсками, верными международно признанному правительству, и отрядами радикальных исламистских группировок.

21 мая в Вашингтоне прошли переговоры президента США Б. Обамы с президентом Туниса Б. К. ас-Себси. Объявлено, что две страны «создадут новый Совместный экономический совет в соответствии со стратегическим диалогом». Кроме того, Соединенные Штаты готовы выделить Тунису 500 млн долларов на проведение демократических реформ. Обама также предложил ас-Себси поддерживать более тесные связи между двумя государствами в сфере безопасности, пообещав увеличить ежегодную американскую помощь Тунису в 2016г. до 138 млн долларов, в том числе 62,5 млн – на военные нужды.

Приложение

 

 

О вооруженных силах Пакистана

 

 

Вооруженные силы Пакистана состоят из регулярного (сухопутные войска, ВВС, ВМС) и иррегулярного (пограничные и вспомогательные войска) компонентов. Их общая численность составляет 922 тыс. человек, в том числе регулярные войска – 620 тыс. человек, а иррегулярные формирования — 302 тыс. человек (пограничные войска – 117 тыс., вспомогательные войска – 185 тыс. человек). Военный бюджет страны в 2013 г. составил 7,641 млрд долларов. Пакистанская армия считается сильнейшей в исламском мире.

Согласно ст. 243(1) конституции Пакистана, федеральное правительство осуществляет контроль и командование вооруженными силами. Верховным главнокомандующим ВС официально является президент республики. По представлению главы правительства он назначает начальников штабов (командующих) видов вооруженных сил и председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ). Фактически же функции главнокомандующего ВС в Пакистане традиционно выполняет начальник штаба сухопутных войск. Министр обороны (как правило, гражданское лицо) отвечает за общее состояние ВС и реализацию планов военного строительства. ОКНШ является основным рабочим органом верховного главнокомандующего и министра обороны по управлению войсками как в мирное, так и в военное время. Именно этот орган разрабатывает планы строительства, боевого применения, подготовки, технического оснащения и всестороннего обеспечения ВС, планы мобилизационного и оперативного развертывания войск. ОКНШ также координирует деятельность штабов всех видов вооруженных сил Пакистана. Непосредственное руководство войсками (силами) осуществляют штабы видов ВС, которые отвечают за боевую подготовку соединений и частей, осуществляют повседневное руководство войсками, решают вопросы их строительства и комплектования, организуют оперативную и боевую подготовку, материально-техническое и тыловое обеспечение.

Статья 259 (1) конституции страны гласит, что вооруженные силы, в соответствии с указаниями федерального правительства, призваны защищать Пакистан от внешней агрессии или угрозы войны, а при необходимости оказывать помощь гражданской власти, также на основании закона.

До недавнего времени пакистанская военная доктрина провозглашала угрозу со стороны Индии главным вызовом безопасности страны. На сегодняшний день приоритет отдается внутренним угрозам со стороны экстремистских и террористических сил. При этом в генштабе ВС Пакистана считают, что «искоренение терроризма на всей территории страны проводится в рамках комплексной стратегии безопасности».

По информации СМИ, Пакистан развернул или разрабатывает 11 различных систем доставки ядерного оружия наземного, воздушного и морского базирования. Расширяются мощности по производству высокообогащенного урана и плутония.

В процессе формирования находятся пять стратегических командований: Северное, Центральное, Южное, Западное и Восточное.

Основным и наиболее многочисленным видом вооруженных сил являются сухопутные войска (550 тыс. человек). Организационно они включают в себя девять армейских корпусов, 21 общевойсковую (пд — 18, мд – 1, бртд — 2) и одну артиллерийскую дивизию, 17 отдельных общевойсковых бригад (пбр – 6, мбр – 1, бртбр – 10), шесть артиллерийских, одну противотанковую и две бригады ПВО. Основная группировка пакистанской армии дислоцирована в районах, прилегающих к границе с Индией. Остальные силы размещены в районе границы с Афганистаном.

В составе сухопутных войск имеются Командование стратегических сил (КСС), Командование ПВО, группа сил специальных операций (ССО) и армейская авиация. КСС включает две ракетные дивизии. Командованию ПВО подчинены две дивизии противовоздушной обороны. Группа ССО включает в себя три бригады и антитеррористический батальон. В КСС находится весь ракетно-ядерный арсенал Пакистана. На вооружении состоит примерно 225 ПУ баллистических (БР) и крылатых (КР) ракет с дальностью пуска от 70 до 1300 км. Все ракеты способны нести как ядерные, так и обычные боевые части (БЧ), количество ядерных БЧ составляет 140–160.

На вооружении сухопутных войск имеется примерно 3470 танков, до 4900 артиллерийских орудий, в том числе 1190 САУ, 224 РСЗО, 2350 минометов, свыше 800 ПТРК, до 2450 БТР и более 1350 бронеавтомобилей. Войсковая ПВО имеет на вооружении свыше 4400 ПЗРК и около 1000 зенитных орудий. В армейской авиации имеется 43 легких самолета, 53 боевых вертолета, до 400 многоцелевых и транспортных вертолетов.

Пакистанские сухопутные войска отличаются в целом хорошей выучкой и высокой боеспособностью, однако на их вооружении все еще имеется много устаревшей техники, в том числе танков, артиллерии, противотанковых средств. Слабы возможности войсковой ПВО. Развитие СВ считается одним из приоритетов национального военного строительства. При этом постоянное и самое пристальное внимание руководство Пакистана уделяет развитию стратегических сил. Регулярно проводятся испытательные и учебные пуски БР и КР. Разрабатывается новый танк «Халид-2». Предусмотрен рост самоходной артиллерии, предполагается закупить новые ПТРК и вертолеты.

ВВС (45 тыс. человек) организационно сведены в пять командований (Северное, Центральное, Южное, Стратегическое и командование ПВО).

На вооружении имеется 453 боевых самолета, в том числе 322 тактических истребителя, 13 самолетов-разведчиков, 8 самолетов ДРЛО, 2 самолета электронной разведки. Также имеется 18 учебно-боевых самолетов. Вспомогательная авиация представлена самолетами-заправщиками (4), транспортными (40), учебно-тренировочными (280) самолетами и 20 вертолетами. Силы ПВО имеют на вооружении 72 ПУ ЗРК HQ-2 (китайская копия советского ЗРК С-75) и 144 ПУ ЗРК малой дальности «Кроталь».

Вооружение ВВС представлено в основном устаревшими образцами. В настоящее время идет процесс насыщения ВВС новейшими истребителями JF-17 китайско-пакистанской разработки. Планируется создать воздушный компонент ядерных сил. Сформировано Стратегическое авиационное командование. Предполагается, что истребители JF-17 будут оснащены КР «Хатф-8» с дальностью пуска до 450 км. Ракета находится в стадии испытаний.

ВМС (25 тыс. человек) состоят из флота, морской авиации и морской пехоты (1,2 тыс. чел, в том числе морской спецназ), а также частей береговой охраны и обороны (2 тыс. человек), которые относятся к Агентству морской безопасности. Организационно ВМС сведены в четыре командования: боевое командование флота, учебно-тренировочное, тыловое и административное командование «Север» в Исламабаде. Главная ВМБ – Карачи, базы и пункты базирования – Гвадар, Касим, Пасни, Ормара и Дживани.

Корабельный состав представлен 5 подводными лодками, 3 сверхмалыми ПЛ, 18 боевыми кораблями, в том числе 11 фрегатами, 9 ракетными и 2 патрульными катерами, 10 вспомогательными судами. Морская авиация имеет в своем составе 12 противолодочных, 7 патрульных и 6 транспортных самолетов, 18 противолодочных и 6 многоцелевых вертолетов. ВМС также планируют включить в национальную ядерную триаду. В 2012г. создано Стратегическое командование флота. Испытывается морские КР «Хатф-7» и Хатф-9». Их носителями могут стать неатомные подводные лодки нового поколения 039-A (В), которые Пакистан намерен закупить в Китае.

Национальная военная промышленность, несмотря на прилагаемые властями усилия, не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности армии в вооружении и военной технике, особенно их высокотехнологичными образцами, и страна продолжает во многом зависеть от поставок оружия из-за рубежа. Главными его экспортерами остаются Китай и США. Военно-технические связи поддерживаются с Францией, Украиной и рядом других стран. В последнее время получают развитие военные связи с Россией. Особо отметим прочные отношения в военной сфере с Саудовской Аравией.

После парламентских выборов в 2008г. командование ВС заявило, что армия будет стоять «вне политических процессов» и выполнять свои функции в рамках конституции. Между тем есть основания полагать, что военная верхушка постарается сохранить за собой роль верховного национального арбитра. Да и вряд ли нынешнее правительство сможет исключить армию из процесса принятия важнейших военно-политических решений, и она по-прежнему останется гарантом устойчивости структуры государственной власти в Пакистане. Периодически отношения между военными и гражданскими властями обостряются.

В целом вооруженные силы Пакистана по своему боевому потенциалу, в том числе по численности личного состава, количеству, а в ряде случаев и по качеству оружия уступают вооруженным силам Индии. Исходя из возможностей страны, в Исламабаде будут стремиться достичь военного паритета с соседней державой преимущественно путем повышения эффективности национального ракетно-ядерного комплекса.

62.89MB | MySQL:102 | 0,466sec