О некоторых проблемах обеспечения национальной безопасности Иордании

Иордания, которая по-прежнему находится в плотной орбите США, рассматривается экспертами как ключевой плацдарм разворачивания антиасадовской активности в рамках выработанной Вашингтоном стратегии подготовки нового сегмента вооруженной сирийской оппозиции, который должен стать гарантией соблюдения стабильности Сирии после падения нынешнего режима. На территории королевства проходят подготовку рекруты из умеренных слоев оппозиции, но пока это осуществляется только на территории Королевского колледжа войск специального назначения недалеко от Аммана. При этом король Абдалла категорически отказался организовывать специальные лагеря для этих целей по периметру иордано-сирийской границы, справедливо опасаясь экспансии джихадистов уже внутрь королевства. Финансирование подготовки рекрутов осуществляет Эр-Рияд в рамках достигнутых ранее договоренностей «по разделению труда» в антиасадовской коалиции. Там же ранее проходили совместные тренировки американского спецназа и сирийских оппозиционеров в рамках подготовки мер по нейтрализации возможности попадания химического оружия в руки исламистов. Эта программа была свернута после достижения договоренности с Дамаском о добровольной эвакуации под международным контролем всех арсеналов химического оружия из Сирии. Сразу отметим, что количество бойцов оппозиции, готовящихся в Аммане, на порядок ниже тех объемов (15 тыс. человек в общей сложности через три года), которые готовятся в Турции. И, в общем-то, роль Иордании в данной системе больше не является главной. Тем более, что Амман очень ревностно относится к возможному прорыву по иранской ядерной сделке и предпринимает ряд шагов по диверсификации своих контактов по вопросам безопасности.

Так, иорданское Управление общей разведки (УОР) резко активизировало свои контакты с французской спецслужбой ДСЖСЕ. Это происходит на фоне заявлений французских силовиков об установлении «рабочих контактов» с сирийскими спецслужбами в рамках противодействия исламистам «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. В этой связи роль иорданских посредников очевидна, тем более что часть иностранных джихадистов попадает в Сирию и Ирак в  через контролируемые УОР  «окна». Более того, обмен развединформацией в основном происходит через иорданских связных из числа сотрудников УОР. Вся информация после этого анализируется в специально созданном центре французской разведки в иорданской столице. Помимо аналитики, в его функции входит и задача поддержания связи через иорданских связников, которые имеют доверительные контакты среди племенной верхушки на юге Сирии, с внедренными в структуры ИГ агентов из числа мусульман-европейцев. Кроме того, иорданские спецслужбы обеспечивают французским представителям «гуманитарных организаций» доступ в лагеря сирийских беженцев, находящихся под плотной опекой УОР Иордании. Это обеспечивает еще один канал получения развединформации путем опроса беженцев. Иорданцы имеют давние и наработанные контакты с сирийскими коллегами, которые они не прерывали даже в период резких обострений отношений Дамаска с западными странами. При этом именно иорданцы были посредниками в организации нескольких неофициальных визитов американских коллег на склады химического оружия в Сирии, когда кризис по вопросу использования сирийской армией химического оружия против повстанцев достиг своей кульминации. С учетом  недостаточной степени агентурного проникновения в ряды ИГ французы охотно воспользовались услугами иорданцев. Естественно, не бескорыстно, поскольку обязались внести свою лепту в техническое перевооружение УОР.

Вообще постепенная диверсификация военно-технического сотрудничества с зарубежными контрагентами, в том числе и в сфере безопасности, поставлена Амманом в качестве одной из стратегических задач. Это подразумевает и отход от безусловной монополии США в этой области. Такая стратегия была впервые озвучена еще в период правления короля Хусейна, но в настоящий момент серьезно активизирована. В качестве одного из самых желательных клиентов для этого в Аммане рассматривают Китай. С начала этого года налажено плодотворное сотрудничество с китайскими спецслужбами. В Пекине обеспокоены участием уйгуров из Синьцзянь-Уйгурского Автономного Района (СУАР) в деятельности ИГ и дефицитом информации в отношении этого. В обмен на участие иорданских коллег в процессе обмена развединформацией они готовы рассмотреть возможность поставки в Иорданию беспилотников MALE для мониторинга иордано-иракской и иордано-сирийской границы. Еще одним партнером в этой области остается Израиль, который выразил готовность принять участие в техническом оснащении иорданских спецслужб как в рамках поставок дронов, так и в переоснащении ВВС страны. Также будет выполняться условие Аммана о максимальной независимости от американских комплектующих. При этом иорданцы не теряют своих контактов с американскими коллегами и играют важную роль в создании устойчивых каналов влияния на подконтрольные им исламистские группы в лице «Джунд аль-Шам», в рядах которой воюет несколько десятков «отставны» иорданских военных из сил спецназначения. Все это позволяет иорданцам держать «руку на пульсе» и быть «незаменимыми» в области получения актуальной развединформации по Сирии»

В самом силовом блоке Иордании недавно также были произведены новые назначения. В отставку 17 мая с.г. были отправлены некогда всемогущий министр внутренних дел Хусейн Хазаал Маджали (его заменил 71-летний ветеран Саламе Хаммад), шеф полиции Тауфик аль-Таулбех и руководитель силового подразделения жандармерии «Аль-Дарак аль-Уатани» Ахмед аль-Сувейлим. Формально «из-за отсутствия должной координации», в реальности — за игнорирование выступлений исламистов в городе Маан на юге страны в начале мая с.г. Некоторые эксперты связывают отставки в силовом блоке и с интригами набирающего вес в последнее время руководителя УОР Фейсала аль-Шубаки, который таким образом под благовидным предлогом избавился сразу от всех могущественных конкурентов и замкнул принятие основных решений в сфере безопасности лично на себя.

52.24MB | MySQL:103 | 0,616sec