Оживление переговоров между противоборствующими сторонами в Ливии

Специальный представитель ООН по Ливии Б.Леон не оставляет своих попыток оживить переговорный процесс между противоборствующими в Ливии сторонами о создании правительства «народного единства». Новый раунд переговоров должен стартовать 7 июня с.г. в Марокко, а завершиться выходом на реальные договоренности к 18 июня с.г., т.е. к началу месяца рамадан. Ряд экспертов оценивают эту попытку как наиболее перспективную по сравнению с предыдущими. Ситуация кардинально изменилась по сравнению с началом консультаций в Гадамесе в сентябре, январскими переговорами в Женеве, и мартовским раундом в Алжире. И связано это, прежде всего, с победой сторонников достижения мирного урегулирования в одном из оплотов исламистской коалиции «Рассвет Ливии» («Аль-Фаджр») в Мисурате. Напомним, что эта группировка является одной из самых боеспособных на западе страны, и в настоящее время активно противодействует более радикальным группам из Сирта, которые провозгласили себя сторонниками «Исламского государства» (ИГ).

Их представитель 23 мая с.г. провел секретную встречу с  командующим войсками правительства в Тобруке генералом Х.Хафтаром в его штаб-квартире в Аль-Мардже. Этим посланцем был бывший председатель Военного совета Мисураты Салем Джуха, пользующийся авторитетом среди полевых командиров мисуратовской милиции, в настоящее время противостоящей частям Хафтара в Бенгази. Именно этим моментом потепления отношений можно объяснить и последние по времени военные успехи тобруковцев в Бенгази, когда им удалось занять ряд кварталов города. В принципе эти переговоры были ожидаемыми в штабе Хафтара, и в связи с этим он некоторое время держал паузу и не давал приказ о начале генерального наступления на Бенгази. Теперь понятно, что он ждал, и освобождение ряда районов города произошло без серьезных боестолкновений. Мисуратовцы просто отошли с позиций и их никто не преследовал. Председатель Муниципального совета Бенгази Мухаммед Туми также выступает за достижения компромисса с Тобруком. Эта тенденция активно проявилась и обозначилась в последние несколько недель. Бойцы из Мисураты также заключили перемирие с формированиями из Зинтана и племенной милицией клана вершефана, которое в целом соблюдается. Командование 45 бригад мисуратовского ополчения 19 мая с.г. выпустили совместное заявление, в котором говорится о необходимости «скорейшего заключения мирного соглашения». При этом указывается на необходимость объединения сил Триполи и Бенгази в рамках противодействия активности групп, аффилированных с ИГ. По факту это и так уже произошло. 166-я бригада из Мисураты в настоящее время успешно блокировала сторонников ИГ в Сирте при активной поддержке отрядов из из Зинтана. Авиация Х.Хафтара при этом бомбит позиции сторонников ИГ в их традиционном оплоте еще со времен антикаддафистской «революции» в Дерне.

ЕС при этом активно прессингует стороны конфликта на предмет их стимулирования к проведению мирных переговоров и выхода на конкретный результат. В частности, в рамках своих консультаций в Мисурате и Бенгази спецпредставитель ООН Б.Леон неофициально дал понять, что в случае отказа сторон от мирного компромисса, Брюссель готов запустить в ООН процедуру голосования о «международной интервенции с целью защиты гуманитарных конвоев как на море, так и на суше». На этом варианте особенно настаивает Италия. Такая перспектива, безусловно, должным образом сказалась на настрое, в первую очередь, исламистов, которые как огня боятся прямой военной интервенции с целью уничтожения кораблей контрабандистов, контролирующих каналы незаконной миграции в Европу. Это автоматически выведет их из правового поля и грозит окончательно нивелировать их политическое влияние в стране. Но и Восток также опасается такого развития событий, поскольку также активно задействован в процессе организации незаконной миграции. По уровню доходов эта деятельность в настоящее время сравнялась с нефтяным бизнесом, а где-то и превысила его. Плюс ко всему и на Востоке, и на Западе  крайне чувствительно относятся к своему суверенитету и отвергают любую возможность не только иностранного военного вмешательства, но и наличие иностранных военных баз на своей территории. В этой связи достаточно вспомнить историю с премьером Али Зейданом, который чуть-чуть избежал публичной казни только за разговоры в Париже о возможности организации в Южной Ливии французской военной базы.

При этом не стоит сбрасывать со счетов и наличие «ястребов» в руководстве противоборствующих сторон, которые делают все возможное для срыва переговоров и выхода на какой-то результат. В той же Мисурате против переговоров с Тобруком выступают представители местной бизнес-элиты. Тот же Х.Хафтар также не отличается излишним миролюбием и угрожает развернуть наступление после взятия Бенгази на Триполи и города (Сирт, Дерна, Адждабия), которые контролируют радикалы из ИГ. Несмотря на переговоры с полевыми командирами из Мисураты, авиация Хафтара продолжает бомбардировки танкеров государственной нефтяной компании Ливии, которые снабжают ТЭЦ, контролируемые мисуратовцами. Правда, в этом есть свой смысл, но это отдельная тема.  Ряд фигур из командования полевыми бригадами на востоке Ливии, которые недовольны миролюбивыми настроениями премьер-министра «нового правительства» А.ат-Тани, как полагает ряд экспертов, стоят за попыткой покушения на него 26 мая с.г. Верховный муфтий Садык аль-Чириани выступает категорически против любых мирных переговоров с Тобруком, и даже выпустил соответствующую фетву, которая запрещает бойцам «Аль-Фаджр» заключать перемирие с врагом. Он пользуется при этом поддержкой довольно значительной части полевых командиров из Мисураты и сторонников «Братьев-мусульман» в Ливии. Его поддерживает и влиятельный юрист из Мисураты Фатхи Бачагха, который до недавнего времени позиционировал себя как сторонника мирных переговоров. Последние двое персонажей известны как сторонники Катара в Ливии, что позволяет сделать вывод о том, что Доха предпримет все возможное, чтобы сорвать мирный процесс. При этом катарского влияния явно не хватает уже на всех силовиков из Мисураты, и это позволяет констатировать произошедший раскол в этом, самом боеспособном, бастионе исламистов. Собственно, именно на этом факте и базируется осторожный оптимизм спецпосланника ООН «о возможных прорывах на предстоящих переговорах». По нашей оценке, говорить об этом пока преждевременно. Даже если удастся достичь компромисса с частью исламистов, до настоящей стабилизации будет еще очень далеко. Тем более, угрозы ЕС «об интервенции» пока стоит рассматривать, как в большей степени теорию, а не практику.

52.22MB | MySQL:103 | 0,539sec