Меры нового президента Нигерии по противодействию «Боко харам»

Пентагон заявил о готовности направить в Нигерию группу американских военных советников для руководства и подготовки нигерийских военных с целью усиления активности и эффективности в их противодействии «Боко харам». Такое изменение стратегии со стороны Вашингтона, который ранее отказывался направлять своих военных в Нигерию, связано прежде всего с избранием нового президента страны Мухуммади Бухари. С ним, в отличие от предыдущего лидера страны Гудлака Джонатана, американцы связывают оправданные надежды. Мусульманин М.Бухари делает ставку в своей будущей политике на два основных момента.

Первый – усиление нигерийской армии, доведенной его предшественником до крайней степени морального и материального истощения. Мотивировалось это стремлением Г.Джонатана максимально обезопасить себя от рисков очередного военного переворота, но в конечном счете привело только к резкому усилению исламистов из «Боко харам» и сепаратистских группировок в дельте реки Нигер. Генерал М.Бухари, который возглавлял страну в период с 1983 по 1985 г.г. и являлся главой хунты, привык опираться на военную силу и чувствует себя в этой среде уверенно. Более того, армия доверяет новому президенту и связывает с ним надежды на ренессанс. Кстати, этот момент серьезного недоверия и неприятия армейским офицерским корпусом фигуры Г.Джонатана является, по оценке ряда экспертов, одной из основных причин пассивности нигерийской армии в борьбе с исламистами. В данном случае развитие ситуации в стране указывает на открытый саботаж, так как совсем недавно нигерийские вооруженные силы считались одной из самых мощных армий на континенте. Теперь же для того, чтобы хоть как-то остановить экспансию «Боко харам» французам приходиться нанимать камерунцев и чадцев. Причем назвать армией последних вообще можно с большим трудом, так как они не имеют ни авиации, ни артиллерии, ни тяжелых танков. Костяк этих формирований составляют по большому счету иррегулярные части на джипах с крупнокалиберными пулеметами и базуками, которые, тем не менее, успешно противостоят исламистам. Естественно, что М.Бухари стремится всяческими способами укрепить нигерийские вооруженные силы. Он сторонник безусловной централизации и сохранения территориальной целостности Нигерии. Но при таком тренде он готов к гораздо более гибкой политике на местах. Если угодно, то он сторонник усиления системы федерализации с поправками на нигерийские реалии. В отличие от Г.Джонатана, который нарушил основополагающий принцип успешного правления и сломал существующую систему баланса сил, всячески выдвигал на руководящие посты всех уровней сторонников из своей Народной демократической партии. М.Бухари же уже сделал несколько важных шагов по восстановлению этой системы. В частности, он договорился с представителями ведущих племенных групп о том, что шесть основных провинций страны будут возглавлять выходцы из этих регионов, и не обязательно принадлежащие к его Прогрессивному конгрессу. Это должно обеспечить ему серьезную поддержку на местах и минимизировать влияние исламистов на местные элиты. При этом главным сдерживающим моментом для реформирования армии является вопиющая коррупция (что было основной претензией к Г.Джонатану) и дефицит финансовых средств в бюджете. Но несмотря на все заявления нового нигерийского лидера искоренить или хотя бы уменьшить ее объемы в среднесрочной перспективе нереально. Это особенно стало очевидным в результате падения мировых цен на углеводороды и инвестиционных рисков в дельте Нигера, которая считается одним из главных районов нефтедобычи. Из этого момента плавно вытекает второе направление, на котором планирует сосредоточиться новый президент Нигерии — это попытка договориться с сепаратистами из дельты Нигера в отношении компромисса с целью прекращения любой боевой активности в отношении нефтяной инфраструктуры в этом районе. По некоторым данным, посланцы нового президента уже провели, не дожидаясь официальной инаугурации М.Бухари, консультации с сепаратистами в дельте Нигера. И они закончились очень плодотворно. По крайней мере, со слов представителей сепаратистов, в ближайшее время никаких похищений иностранных специалистов и нападений на объекты нефтедобычи и транспортировки в этом регионе ожидать не приходится. Такой сценарий, безусловно, поможет в самое ближайшее время серьезно пополнить бюджет, а значит — усилить армию и заткнуть некие дыры в социальной сфере. Предполагаются и серьезные инфраструктурные проекты на севере страны, что должно ослабить питательную базу исламистов. Но пока М.Бухари надеется в основном на кредитную линию от США для срочного укрепления нигерийской армии. И, по всей видимости, такие гарантии он уже получил от Вашингтона. Таким образом, американцы серьезно усиливают свое военное присутствие в этом регионе, поскольку до этого США категорически отказывались это делать, ограничиваясь единичными шагами ( направление в Нигерию десяти специалистов в сфере безопасности после резонансного похищения исламистами двухсот школьниц) или технической и разведывательной поддержкой французов, которые традиционно играли в противостоянии «Боко харам» первую роль. Так, американцы по просьбе французских коллег предоставили им в аренду свои беспилотники для мониторинга региона Сахеля и зоны прямого военного противостояния с исламистами в Нигерии и на озере Чад. Теперь американцы занимают активную позицию, что в принципе можно расценить и как некое ограничение французского влияния уже на чисто «англоязычную» Африку. Хотя, безусловно, в данном случае мы наблюдаем некое разделение сфер ответственности между союзниками по НАТО, и Париж по-прежнему будет доминировать во «франкоязычной» части нынешнего противостояния с «Боко харам».

В этой связи следует сделать вывод о возможном начале некого перелома в ситуации, связанной с противодействием экспансии «Боко харам». Первое и основное — это попытка изнутри подорвать питательные механизмы этой структуры путем создания некой альтернативы для подавляющей части мусульманской элиты Нигерии по ее инкорпорации во властные структуры страны. С этой целью воссоздается с небольшими измнениями предыдущая система баланса сил в стране, которая худо-бедно позволяла достичь определенного мирного компромисса между мусульманским Севером и христианским Югом. Будет осуществляться укрепление собственно национальных вооруженных сил, что вкупе с первым условием, должно обеспечить усиление вертикали власти и создать мощный противовес исламистам. Новый президент постарается создать оптимальные условия для повышения отдачи от основной бюджетосоставляющей отрасли страны в лице нефтяной и газовой отрасли. Это будет сделано путем достижения компромисса о разделе доходов с местными племенными группами. Такие планы в случае, конечно, их успешной реализации вместе с целенаправленной американской военной помощью в состоянии серьезно поколебать боевой потенциал «Боко харам» и минимизировать ее наступательный потенциал.

52.26MB | MySQL:103 | 0,467sec