Конфликт между «Исламским государством» и ХАМАСом в секторе Газа: миф и реальность

Израильский журналист Пол Альстер опубликовал на сайте Fox News свое мнение, согласно которому угроза со стороны «Исламского государства» (ИГ) возможно на время примирит Израиль и ХАМАС. По мнению Альстера, ХАМАС может предложить Израилю «подружиться» против ИГ. В последнее время террористы «Исламского государства» пытаются расширить зону своего контроля, а также пытаются найти поддержку у жителей сектора Газа, что очень беспокоит руководство ХАМАСа, привыкшее к безраздельному влиянию в анклаве. По мнению израильского журналиста, ХАМАС не позволит появления новой власти в Газе. Это может подтолкнуть руководство ХАМАСа к переговорам с израильским правительством и просьбе о поддержке. Такое сообщение, по нашей оценке, можно расценивать как некую разведку боем на предмет выхода на какую-либо договоренность с руководством ХАМАСа о достижении перемирия. Правда, довольно слабую, поскольку и ХАМАС, и Израиль к такому компромиссу просто не готовы. Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху на прошлой неделе в очередной раз пригрозил руководству ХАМАСа «адекватными мерами» в случае продолжения провокационных действий по запуску ракет с контролируемой им территории. Руководство ХАМАС также больших иллюзий в отношении достижения перемирия с израильтянами не испытывает. Но дело даже не в традиционных враждебных отношениях между сторонами, хотя инерция у этого процесса очень большая и еще долго будет стоять надежным барьером на пути достижения мирных договоренностей.

В качестве одного из аргументов в пользу возможного сближения, приводимого израильским журналистом, стоит обеспокоенность руководства ХАМАСа усилением влияния структур ИГ в секторе Газа. Поводом для этого, видимо, послужила прошедшая в мае с.г. серия терактов в самом Секторе, ответственность за которые взяли на себя некие «исламисты». Но, во-первых, такие атаки не носили регулярного характера и по всей видимости вызвали довольно жесткую реакцию органов безопасности движения. По крайней мере, никаких данных об арестах подозреваемых не приходило, что позволяет сделать вывод о том, что спецслужбы ХАМАСа обошлись своими «домашними способами», которые в реалиях Сектора действуют очень эффективно. Гораздо эффективнее, чем обычные судебные процедуры, что мы в принципе сейчас и наблюдаем. Вообще в отношении этих терактов существует ряд вопросов, и мы не исключаем, что в данном случае была создана рутинная «дымовая завеса», дабы еще более надежно дистанцировать ХАМАС от ИГ. Но основное опять же не в действенности органов безопасности ХАМАСа, их методах, истинной подоплеке произошедшего, а в самой вероятности конфликта между ИГ и ХАМАСом. Безусловно, что формально ХАМАС, который позиционируют себя как одно из ответвлений глобального движения «Братьев-мусульман» должен находится в перманентном конфликте с вроде бы радикально-салафитски ориентированным ИГ. Но мы до сих пор не имеем каких-либо внятных подтверждений присутствия ИГ в его «ирако-сирийском исполнении» в секторе Газа. Бывшая группировка «Ансар Байт аль-Макдис», переименованная после присяги на верность ИГ в «Вилает Синай» также не имеет целенаправленного финансирования и, соответственно, вертикального подчинения Мосулу. Она действует по самостоятельному плану, исключительно используя бренд ИГ. Отметим, что члены этой организации и запись их операций даже отсутствуют на информационных сайтах ИГ, что, в общем-то, очень показательно. Все заявления Мосула о том, что он «сотрет ХАМАС с лица земли» мы сейчас серьезно рассматривать не будем по причине того, что на Востоке привыкли судить по делам, а не по словам. Пусть и очень выразительным. Глобально ИГ в лице ее синайского филиала и ХАМАС воевать между собой просто не могут по причине одного внешнего спонсора в лице Катара, в планы которого такие сценарии пока не входят. Хотя бы потому, что необходимо сохранять постоянный очаг напряженности на том же Синае, что мы сейчас и наблюдаем.

Напомним, что «Ансар Байт аль-Макдис» начала действовать после военного переворота в АРЕ, в результате которого поддерживаемые катарцами «Братья-мусульмане» были отстранены от власти. Доха, которая патронировала это движение и рассматривала его в качестве универсального инструмента своего влияния, на это отреагировала жестко и фактически стимулировала через ХАМАС кампанию террора в крупных египетских городах и на Синайском полуострове. Мы уже сообщали о том, что при этом была использована ранее не встречающаяся схема действий. Сами «Братья-мусульмане» были формально оставлены в роли «обиженных» в относительно мирном поле сопротивления. Тяжесть совершения терактов и вооруженного противостояния египетским силовикам взяли на себя вновь созданные «салафиты». Это схема, во-первых, позволяла «братьям» не попасть под обвинения в совершении террористических актов и сохранить их в «международном правовом поле», во-вторых, занять облюбованную и монополизированную Эр-Риядом «салафистско-джихадистскую» площадку. Ну и запутать следы окончательно, разумеется. При этом костяк новой группы «Ансар Байт аль-Макдис»составляли «бывшие» члены ХАМАСа из военного крыла движения «Бригады Иззедин аль-Кассама». Это позволяло ХАМАСу дистанцироваться от всей этой истории, что они и делают, а также сразу перенести во вновь созданную группировку свои тактические схемы действий. Ну и заодно держать под контролем через своих людей во вновь созданной группировке логистические каналы контрабанды оружия через Синай. В данном случае мы видим повторение «сирийской схемы», когда ХАМАС также по просьбе Дохи делегировал к местным исламистам своих «уволенных спецов» для передачи опыта. При этом надо отметить, что ячейки проиранской «Хизбаллы» в данном противостоянии «салафитов» и египетских силовиков не участвуют, а в основном заняты налаживанием логистических путей для доставки оружия. И с этим у них не все пока очевидно и гладко, они испытывают большую конкуренцию со стороны тех же катарцев, которые активно используют в этих целях суданскую территорию.

Таким образом, мы в данном случае выскажем мнение о том, что говорить о каком-то глобальном противостоянии между аффилированными с ИГ группами и собственно ХАМАСом не приходится. По причине их тесной связи и работе на одного «хозяина». «Вилает Синай», безусловно, имеет свои тыловые базы в Секторе, и руководство ХАМАСа о них прекрасно знает. Но думать, что кто-то из «командированных» вдруг на полном серьезе решит поставить Сектор под свой контроль, наивно. Для этого у сторонников ИГ просто нет сил и «настоящих буйных». Они работают при финансировании катарцев и методологической поддержке ХАМАСа. И это пока является достаточным основанием для того, чтобы не опасаться каких-либо переворотов и установления контроля над сектором со стороны сторонников. Таким образом конфликт между ИГ и ХАМАСом в секторе Газа является мифом и не отражает реальной ситуации.

52.32MB | MySQL:103 | 0,475sec