Алжир меняет важных представителей руководства

Смена значительной части кабинета министров, произошедшая в Алжире 14 – 15 мая, получила продолжение в конце месяца в отношении глав государственных компаний и агентств. В общей сложности были заменены 40 высокопоставленных функционеров и их заместителей.

В первую очередь обращает внимание на то, что эти изменения затронули ключевые министерства правительства, не коснувшись самого премьер-министра Абдельмалека Селлаля.

Среди самых заметных фигур правительства – новые министры внутренних дел Нуреддин Бедуи (вместо Тойиба Белаиза), финансов Абдеррахман Бенхалфа (вместо Мухаммеда Джелляба) и особенно глава Министерства энергетики и шахт Салах Хебри (вместо Юсефа Юсфи). Примечательно, что, комментируя подобные назначения, алжирские источники указывают, что они «отвечают за жизненно-важные государственные сферы».

А 24 мая президент Абдельазиз Бутефлика поменял глав некоторых государственных финансовых учреждений и предприятий: Sonatrach, Air Algerie и ANEP (Национальное агентство по издательской и рекламной деятельности.

Главным из этих изменений стало увольнение генерального директора компании Sonatrach Саида Сахнуна, назначенного на эту должность в августе 2014 года после увольнения Абдельхамида Зергуина и приход на его место Амина Мазузи, одного из видных представителей руководства данной структуры.

Также на место гендиректора национальной авиакомпании Air Algeria Салаха Бултифа был назначен Мохаммед Абду Будербала, перемещенный с поста руководителя Таможенной службы страны. В свою очередь, на данный пост назначен менее известный чиновник Кадур Бентахар, ранее фактически являвшийся одним из его заместителей, отвечавших за направление по законодательству, регулированию и торговле.

Смещение руководства в данной структуре было ожидаемым ввиду заметного роста ее проблем, включая аварии самолетов и назревавшие скандалы с расходованием средств и кумовством.

Naftal, дочерняя структура Sonatrach, производящая топливо, также задействованная в некоторых транспортных проектах, также получила нового гендиректора – вместо Акриба Смаина – Хосина Ризуи, бывшего начальника компании Inerga (дочерняя структура компании Sonelgaz).

Целый ряд финансовых и кредитных организаций также сменили своих руководителей: это BDL, CNEP, CPA и BNA.

Однако фактически президент перетасовал их руководителей местами: так, Метреф Рашид, генеральный директор лизинговой компании, CPA, был назначен руководителем CNEP. Абуд Рамдане со своего директорского поста в CPA был назначен главой BNA, а ее бывший начальник Будиаб Омара назначен главой структуры ВМС, достаточно тесно связанной с данными организациями. Мохаммед Крим, занимавший пост руководителя Национальной лизинговой компании (SNL, ее «дочками» являются BNA и BDL) был назначен директором BDL.

При анализе новых персоналий можно предположить, что представители правящего режима пытаются продолжить тенденцию по «технократизации» правительства, на чем ранее настаивал его председатель Абдельмалек Селлаль, также стремящийся предстать в облике «технократа».

Одновременно свои позиции в руководстве страной усиливают представители бизнес-сообщества, тесно связанные с правящим режимом. В случае продолжения тенденции продолжительного сохранения кризисных явлений оно способно и далее усиливать свое влияние во власти с перспективами постепенного «задвижения» ненужных структур, которые фактически тормозят дальнейшее развитие страны и способствуют неэффективности госуправления.

С ними лидеры АНДР связывают ожидания перемен к лучшему и выправления бедственного положения в плане доходов – расходов, в каком страна оказалась в конце 2014 г. в результате резкого снижения цен на нефть.

Подобная ситуация связана в том числе со стремительным уменьшением золотовалютных резервов страны в условиях продолжающегося кризиса. Так, по имеющимся данным, только на начало января 2015 г. они сократились с почти 200 млрд долларов до 185 млрд долларов. А за первые пять месяцев 2015 г., по имеющимся алжирским источникам, они еще  уменьшились более чем на 15 млрд долларов.

Параллельно этому уровень инфляции за 2014 г. превысил 20 процентов, что также привело к дополнительным экономическим осложнениям и негативным социальным последствиям ввиду заметного удорожания товаров первой необходимости (значительная часть которых ввозится из-за рубежа) и резкого уменьшения покупательской способности населения. Причем для некоторых категорий алжирцев, особенно многодетных и вообще бедных семей, положение продолжает ухудшаться особенно заметно.

Ситуация усугубляется заметным ростом налогов и продолжающейся «демографической революцией». Так, если на 2008 г. численность алжирского населения составляла менее 35 млн человек, то на начало 2015 г. оно исчислялось 39.5 млн человек. Все это вело к росту внутреннего потребления энергоресурсов и уменьшению их зарубежных продаж.

Примечательно, что одновременно лидеры Алжира устроили на государственную работу многих из бывших министров, что свидетельствует об их стремлении сохранить видимое единство управления страной.

Так, некоторые из «отставников», например, Тойиб Белаиз и Юсеф Юсфи, в отличие от прочих топ-чиновников, расставшись в результате майских перестановок с министерскими постами (возглавляли МВД и министерство энергетики соответственно), получили назначения на посты «государственных министров» и одновременно стали специальными советниками президента.

Вместе с тем, перемещения чиновников с одного поста на другой без внятной стратегии подобных назначений и дальнейших действий вызывают вопросы относительно ожидаемой эффективности подобных кадровых решений. Без кардинальной смены прежнего экономико-политического курса эти новации с высокой долей вероятности не оправдают ожиданий алжирского руководства.

52.3MB | MySQL:103 | 0,579sec