Турция: предвыборное досье – Народно-республиканская партия

Небольшую серию публикаций, посвящённых ключевым участникам всеобщих выборов в Парламент (Меджлис) Турции, продолжим программой Народно-республиканской партии или, как её в последние годы именуют, «главной оппозиционной партии» страны.

Народно-республиканская партия (НРП) Турции создана основателем и первым президентом Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году. Таким образом, она представляет собой старейшее политическое движение Турецкой Республики. Вплоть до перехода Турции к многопартийной политической системе в 1946 году, НРП пользовалась монопольным положением на внутриполитической площадке. В дальнейшем партии удавалось, с той или иной степенью убедительности, выигрывать выборы в 1950, 1961, 1973 и 1977-м годах. Однако, в дальнейшем, несмотря на неизменное присутствие в политической жизни страны, НРП ушла на вторые роли оппозиционного политического движения. С момента прихода ко власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 году, НРП является их главным и наиболее непримиримым оппонентом, «тенью отца Гамлета», если так можно выразиться.

Народно-республиканская партия Турции, являясь естественным хранителем наследия Ататюрка, позиционирует себя как светское социал-демократическое политическое движение, что, однако, не мешает НРП заниматься поиском нового лица с целью укрепления своих позиций по отношению к правящей ПСР. Наиболее ярко это проявляется в повышении интереса изначально светской, если не сказать атеистической, партии к религии и попытках привлечь на свою сторону верующий электорат. С 2010 года партию возглавляет Кемаль Кылычдароглу, сменивший на этом посту Дениза Байкала.

Предвыборная кампания НРП, по понятным причинам, ведётся от «противного», то есть, в первую очередь, строится на критике политики правящей партии и её лидеров, включая формально беспартийного, однако сохраняющего своё влияние, Реджепа Тайипа Эрдогана и нынешнего главу партии и премьер-министра Ахмета Давутоглу.

Лозунг, вынесенный в заголовок компании, «Турция – место для жизни», сопровождается требованиями «свободы, справедливости, благосостояния и мира» для страны. НРП стремится позиционировать себя как политическое движение «больших перемен», ранее, в истории страны, уже принявшее участие в трёх «больших разворотах»: создании Турецкой Республики, переходе к многопартийной системе и внесении в политическую повестку дня Турции принципов и политики социальной демократии.

Предвыборная декларация Народно-республиканской партии Турции, помимо введения, заключения и приложений включает шесть основных частей.

  1. Свобода, правовое государство и демократия.

НРП в данном разделе представляет правящую Партию справедливости и развития как пытающуюся под прикрытием народного волеизъявления монополизировать власть и, посему, «самую большую угрозу» демократии и правовому государству в стране. Процитируем: «…Безнаказанность в Турции стала принципом управления…». В свою очередь, НРП обещает положить конец «страху» и построить «Республику свобод», ни много ни мало, новую «социально-демократическую цивилизацию».

Пройдёмся простым перечислением по основным лозунгам Народно-республиканской партии: светскость, гражданское равноправие, курдское урегулирование, свобода собраний и демонстраций, свободная и многоголосая пресса, гражданское общество, Конституция свобод для свободной демократии, Республика прав и свобод, укрепление парламентаризма, оздоровление конкуренции между партиями, соблюдение гражданских прав, прав на конфиденциальность и безопасность, модернизация системы правосудия с целью повышения независимости судопроизводства, нейтральный президент, вместо разобщения – диалог и объединение.

Иными словами, Народно-республиканская партия не отрицает необходимости принятия новой Конституции страны вместо пережившего не одну правку варианта Основного закона от 1982 года. Однако — на своих «правилах». При этом НРП жёстко критикует ПСР за систематическое нарушение прав и свобод граждан, создание атмосферы «страха и бесправия» и за неспособность довести до благополучного урегулирования «курдский вопрос».

  1. Экономика «всеобщего охвата», создающая занятость.

Процитируем отрывок из декларации Народно-республиканской партии: «…Государство – для граждан. НРП ставит своей задачей /строительство/ Турции для счастливой и спокойной жизни каждого гражданина. Из-за плохого управления экономикой наши граждане сегодня несчастливы и пессимистичны…». В основе предлагаемой Народно-республиканской партией экономической политики лежит четыре главных оси, которые кратко можно описать следующим образом: 1 — распределение между всеми слоями общества благ от экономического развития и роста, 2 – политика, направленная на повышение конкурентоспособности страны на мировой арене, в основе которой —  квалифицированная рабочая сила и рост производительности, 3 – политика, направленная на укрепление демократии и верховенства закона, прозрачность и подотчётность правительства и, наконец, 4 – политика, обеспечивающая наряду с устойчивым экономическим ростом, баланс с социальной ответственностью и защитой окружающей среды.

Партия подчёркивает особую роль науки, технологий и исследовательской инфраструктуры в будущем росте Турции. С другой стороны, НРП указывает на необходимость инвестиций в человека – его квалификацию и благосостояние, обеспечения равного доступа к образованию и введения системы пожизненного повышения квалификации, внедрения бесплатного и доступного для всех медицинского обслуживания. Количественной мерой решения этой задачи для НРП является индекс человеческого развития, по которому планируется войти в двадцатку наиболее развитых стран мира. Повышая эффективность производства, предоставляя поддержку малому и среднему бизнесу, создавая новые рабочие места, НРП ставит своей задачей достижение годовых темпов роста ВВП в 6%. Правящая ПСР неоднократно, в ходе предвыборной кампании, подвергала критике, как популистские и нереалистичные, обещания главной оппозиционной партии по прямому повышению доходов граждан, в частности, через увеличение порога минимальной заработной с нынешних 1000 до 1500 турецких лир.

Ещё некоторые штрихи к портрету экономической программы НРП: переход к политике активной рабочей силы, повсеместное использование информационных технологий, инвестиции в НИОКР, укрепление «сцепки» между экономикой и образованием, создание предпринимательской «экосистемы», развитие прогрессивных методов сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности, независимость и диверсификация связей страны в сфере энергетической политики.

Обращает на себя внимание обещание НРП прекратить многолетнюю политику Партии справедливости и развития по сокращению и дроблению по видам деятельности государственных корпораций и, по сути, развернуть ранее начатые либеральные реформы, в том числе в сфере энергетики, на 180 градусов. Декларируется прекращение нынешней политики по приватизации государственной собственности. Таким образом, напрашивается вывод, что НРП выступает за укрепление государственных корпораций Турции и увеличение роли государственного сектора в экономике.

  1. Солидарность и социальная справедливость.

Народно-республиканская партия указывает на то, что турецкие расходы на социальную защиту при Партии справедливости и развития составляют приблизительно половину от таковых в странах Европейского союза. При этом в своей декларации НРП отмечают несопоставимо более высокий уровень турецкой коррупции по сравнению с «евростандартом». Тем самым, на «щит» НРП поднимает борьбу с неравенством и коррупцией, углубление демократии как залог ускоренного экономического развития и обеспечения социальной сплочённости.

Таким образом, по аналогии с упомянутой в предыдущем разделе «всеохватной экономикой», в третьей части предвыборного манифеста НРП вводится термин «всеохватное развитие». Его основой должно стать повышение объемов социальной помощи и расширение её охвата «миллионами» тех, кто был при ПСР оставлен «за бортом», разработка новых инструментов социальной помощи, ограничение минимального порога доходов домашних хозяйств и, опять же, бескомпромиссная борьба с коррупцией. Также социальная политика НРП предусматривает создание высоких условий жизни для пенсионеров, защиту молодёжи и детей, экономическую поддержку и социальную защиту (в частности, от бытового насилия) женщин.

  1. Квалифицированные государственные услуги для граждан.

НРП, очевидно, пытается перехватить преимущество у правящей Партии справедливости и развития, ставя под сомнения эффективность существующей государственной политики в сфере комплексного стратегического планирования развития страны, а также реализации инфраструктурных проектов. Подчёркивая приоритет предоставления государственных услуг населению, Народно-республиканская партия обвиняет правящую партию в беспринципности, близорукости, несправедливости, неэффективности и так далее. Партия справедливости и развития обвиняется в политизации государственных учреждений. Из документа следует, что разработанные ранее программы, общие и отраслевые, развития страны являются недостаточными и НРП берёт на себя обязательство по разработке своих вариантов документов (в частности, в сфере транспорта и связи) на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указывается на то, что ряд проектов, в частности, строительства третьего моста через пролив Босфор «будет вновь проанализирован». В этом контексте упомянут и системообразующий для российско-турецких отношений проект сооружения АЭС «Аккую», но об этом будет сказано ниже.

  1. Природные и городские права.

Тема стратегического развития страны продолжается и в пятом разделе применительно к обеспечению «умного» градостроительства и защиты окружающей среды. Важность обеспечения комфортной городской жизни обретает особую важность с точки зрения нарастания в стране темпов урбанизации и неуклонного роста числа городских жителей. Процитируем «…Городская политика должна опираться на принцип возобновляемости, как в плане окружающей среды, так и с социально-экономической точки зрения… Должен осуществляться контроль чистоты и безопасности городов, эффективности использования возобновляемых источников…». Очерчиваются основные контуры развития крупнейших городов Турции, Стамбула, Анкары и Измира, а также важнейших регионов страны, включая Юго-восточные провинции. Опять же во главу угла ставятся вопросы социальной справедливости и инклюзивности всех граждан страны, вне зависимости от их социального положения, национальности, вероисповедания. Можно заключить, что данный раздел документа является человеко- и природоохранительным.

  1. Внешняя политика, основанная на гражданах и на ценностях.

Необходимо отметить, что внешнеполитический курс, проводимый правящей Партией справедливости и развития является объектом, пожалуй, самой большой критики со стороны всех оппозиционных партий страны, включая Народно-республиканскую партию. В шестом разделе манифеста «главной оппозиционной силы страны» отмечается, что Партия справедливости и развития, на момент прихода ко власти получила солидный «внешнеполитический задел». В частности, в отношениях Турции со странами Европейского союза и США, с Сирией и Россией. С другой стороны делается вывод о том, что в настоящее время отношения Турции «со всеми соседями» испорчены, отношения с ЕС и США подошли «к точке разрыва». Цитируя: «…ПСР втянула Турцию в беспринципное и опасное одиночество в регионе и в мире…». И ещё: «… Турция прекратила быть страной, которая может рассматриваться в качестве примера… Усилия на Ближнем Востоке по превращению в региональную силу закончились полным провалом…».

Народно-республиканская партия обещает вернуться к базовому внешнеполитическому принципу основателя и первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка «миру – мир!». Исходя из этого принципа в манифесте рассматриваются ключевые аспекты взаимоотношений Турции с США, ЕС, странами Ближневосточного региона и государствами Северной Африки, Грецией, Кипром, Россией, странами Средней и Юго-Восточной Азии, Южной Америки, вопросы отношений с соотечественниками, проживающими за рубежом, и международными организациями.

Прежде чем, сформулировать резюме, стоит сказать буквально два слова в отношении предлагаемой НРП российской политики. Прежде всего, можно отметить, что, по большому счёту, Народно-республиканская партия не предлагает каких-либо новых подходов по построению российско-турецких отношений. Предсказуемым образом, партия ратует за дальнейшее укрепление торгово-экономических отношений с нашей страной, поддержку работы предпринимателей страны в странах ЕвразЭС, построение энергетического диалога «далекого от личных отношений», сотрудничество в образовательной сфере и в НИОКР. Отдельно стоит отметить желание «главной оппозиционной партии» содействовать мирному урегулированию российско-украинского конфликта. В НРП, не признавая присоединения Крыма к России, тем не менее, берутся отстаивать права крымско-татарского населения полуострова. Обращает на себя внимание, что укрепление отношений с диаспорами, российской в Турции и турецкой в России, рассматривается в качестве инструмента укрепления двусторонних отношений. НРП отстаивает необходимость внесения изменений в российское законодательство по допущению двойного гражданства, российского и турецкого.

Важнейшей для РФ является принципиальная позиция НРП по необходимости ревизии проекта строительства АЭС «Аккую», «повышающего энергетическую зависимость» (очевидно, Турции от России), «сомнительного с точки зрения безопасности» и присуждённого без торгов, и, в случае, если законодательно это окажется возможным, предпринять действия по аннулированию проекта.

Завершая данный краткий обзор, отметим, что основной целью Народно-республиканской партии в ходе предстоящих 7 июня текущего года всеобщих выборов в Парламент (Меджлис) страны является «оформление» очередной заявки на лидерство в стране. Во всяком случае данные ряда социологических опросов показывают сокращение отставания НРП от правящей Партии справедливости и развития. Хотя, вряд ли, можно прогнозировать, что в этот раз Народно-республиканская партия сменит свой статус «главной оппозиционной» на пьедестал правящей партии.

62.86MB | MySQL:102 | 0,605sec