Саудовская Аравия: меры властей по стабилизации ситуации после терактов в шиитских мечетях

После двух терактов в шиитских мечетях саудовские власти начали проводить комплекс мероприятий по стабилизации ситуации в Восточной провинции. Характер этих мер позволяет констатировать осознание саудовским руководством всей опасности сложившейся ситуации и перспективы возникновения на территории королевства «второго Бахрейна». В этой связи предпринимается целый комплекс мер по недопущению разжигания межконфессиональной розни. В качестве ясного сигнала шиитской общине следует рассматривать требование со стороны суда смертной казни двум саудовским офицерам, допустившим факты насилия в отношении двух несовершеннолетних шиитских паломников в столичном аэропорту. Все остальные приговоры в данной обстановке были расценены как шиитами, так и Тегераном как «издевательство», и это, безусловно, учитывалось органами «независимой» саудовской юстиции. То же самое справедливо и к обещанию приличной денежной премии за помощь в поимке 16 «главных преступников Саудовской Аравии», которые причастны к неедавним терактам в шиитских мечетях. Сразу же отметим, что все они имеют отношение к радикальному суннитскому подполью, еще именуемому «Аль-Каидой Аравийского полуострова» (АКАП). Если это так, а личность и имя террориста-смертника (Халед аль-Вахаби шш-Шаммари) это косвенно подтверждает, что все первоначальные данные о причастности к терактам сторонников «Исламского государства» (ИГ) оказываются полностью безосновательными. В пользу этого свидетельствует и схема совершения терактов. ИГ фактически никогда не использует одиночек-смертников, а предпочитает атаковать волнами по 2-3 террориста. АКАП и ИГ являются при этом заклятыми конкурентами. При этом пока никаких указаний на «йеменский след» в саудовских заявлениях не просматривается. Также отметим, что АКАП действует в основном, за исключением двух террористических атак на иностранные нефтяные компании в 2003 году, именно на йеменской территории. И по ряду данных, зачастую с подачи руководства спецслужб бывшего президента А.А.Салеха. По крайней мере, на это неоднократно указывал нынешний директор ЦРУ США Дж.Бреннан, который открыто обвинял бывшего руководителя «Амн Сияси» Гамиши в «фактическом руководстве террористами АКАП и передачи им конфиденциальной информации». Без всякого сомнения, эти контакты остались и только укрепились за время, прошедшее после отстранения А.А.Салеха от власти. Достаточно вспомнить в этой связи несколько терактов смертников АКАП против военных, лояльных президенту А.М.Хади, в период еще относительного мирного затишья в Йемене. Это, конечно, не исключает того факта, что ряд религиозных фанатиков внутри самой КСА решили наказать шиитов, тем более что этот тренд является принципиальным и главным в пропаганде и идеологии Эр-Рияда. Но есть один настораживающий момент — профессионально и фабрично изготовленная взрывчатка, которая использовалась в атаках на мечети. Фанатики обычно таким арсеналом не располагают, хотя, конечно, они не догадываются, кто на самом деле является истинным заказчиком акции.

Что готовы противопоставить саудовские власти попыткам неких сил (пока повременим с окончательными выводами) дестабилизировать межконфессиональную относительную стабильность в королевстве. Во-первых, Эр-Рияд отказался от централизованных мер по обеспечению дополнительной безопасности в Восточной провинции. Это означало бы ввод дополнительного контингента сил безопасности и возможный переход на прямое административное руководство правоохранительной системой из центра. Но такой сценарий мог бы вызвать еще большую напряженность среди местного населения, поскольку «пришлые силовики» уже неоднократно доказывали свою предвзятость и зачастую покрывали ваххабитских экстремистов, которые нападали ранее на местных шиитских активистов. Отсюда «соломоново решение» Эр-Рияда: власти провинции сами в состоянии обеспечить безопасность местного населения. Несмотря на это «государственное присутствие» в провинции после терактов центром было очень аккуратно наращено. Это касалось, прежде всего, усиления аппарата контрразведки и полиции, сконцентрировавшихся на проведении радиоразведки, превентивных арестах и агентурному сбору разведданных. В том числе, и прежде всего, в отношении настроений среди местного населения. Во-вторых, официально саудовские власти декларировали приоритет государства в рамках розыска и наказания преступников. Тем самым шиитские активисты в Восточной провинции были предупреждены от осуществления попыток самостоятельно проводить розыскные мероприятия, и тем более внесудебные расправы над подозреваемыми. Такой сценарий был бы чреват возникновением стихийных массовых демонстраций и протестов, и одновременно резко понизил бы роль и авторитет саудовских властей в рамках осуществляемых ими полномочий в сфере безопасности. Но в реальности саудовские силовики активно сотрудничают с местными шиитским активистами, которые создали группы для самостоятельного розыска подозреваемых «суннитских боевиков». Отметим, что такое «раздвоение» тактики на словах и на деле абсолютно логично. Удержать местных шиитских активистов от самостоятельных поисков было делом заранее проигрышным. Поэтому этот хаотичный процесс было признано целесообразным если не возглавить, то, по крайней мере, держать под контролем. Одновременно налажена работа с местными шиитскими авторитетными клерикалами, которых «попросили» транслировать пастве тезис о том, что саудовское руководство крайне обеспокоено ситуацией с тератаками, и сделает все возможное, чтобы покарать преступников. Денежные выплаты за их поимку и приговор саудовским офицерам-пограничникам, о чем мы упоминали выше, должны доказать серьезность намерений властей в публичном поле.

Заметим, что саудовские спецслужбы организовали опосредованный контакт с неформальными шиитскими группами, подпольно действующими в провинции и ранее являвшиеся постоянным объектом охоты со стороны госбезопасности и полиции. Не скажем, что эти контакты имеют сейчас очень доверительный характер, но сам факт их существования уже говорит о серьезной нервозности властей. Пока между ними соблюдается договоренность о том, что шиитские общественные группы по розыску могут действовать самостоятельно, но при поимке подозреваемых они должны быть переданы в руки правосудия. Все эти меры, безусловно, имеют своей целью любой ценой предотвратить возникновение шиитских сил самообороны, которые в перспективе могут превратиться в оплоты подпольного сопротивления. Такая тактика обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что допустить дестабилизацию внутри своей территории Эр-Рияд просто не может. Это отвлечет еего силы от йеменского и сирийского направлений, а также резко возрастет вероятность реального проникновения ИГ из соседнего Ирака. Все это вынуждает саудовское руководство забыть про свою антишиитскую риторику и пойти на компромисс, по крайней мере, на время.

52.29MB | MySQL:103 | 0,563sec