Турция: предвыборное досье – Демократическая партия народов

Данной публикацией, посвящённой предвыборной декларации Демократической партии народов (ДПН), хотелось бы завершить тематическую серию публикаций в преддверии парламентских выборов 2015 года в Турции.

Демократическая партия народов, объединив несколько политических движений Турции, в том числе прокурдских и социалистического толка, создана в 2012 году. Несмотря на то, что ДПН впервые будет участвовать в парламентских выборах, ни у кого не вызывает сомнений её потенциал не только стать четвёртой силой в Меджлисе, но и кардинально изменить расстановку сил в нём.

Демократическую партию народов, которую принято рассматривать в качестве прокурдской партии (что является правдой лишь отчасти), более точно можно было бы охарактеризовать в качестве «ультрадемократического движения», выступающего за демократизацию, права и свободы во всех сферах жизни турецкого общества для всех категорий граждан.

Этот подход прослеживается во всем, включая партийную структуру. В отличие от других политических движений, возглавляемых одним лицом, как правило мужского пола, Демократической партией народов руководят два сопредседателя, мужчина и женщина. В настоящее время ими являются Селахаттин Демирташ и Фиген Юксекдаг.

В связи с разработанной партией предвыборной декларацией, также обращают на себя внимание два небольших, но достаточно любопытных момента. Первый – достаточно сжатый формат документа, значительно меньший по объёму по сравнению с конкурентами. Что даёт возможность простому избирателю полностью ознакомиться с документом, «не утонув» в нём. Второй момент касается оформления. Оно подчёркнуто легковесно и выдержано в ярких, праздничных красках, в противовес «тяжёлой поступи» Партии справедливости и развития, Народно-республиканской партии и Партии националистического движения.

Лозунгом документа является «Большая человечность» и «Мы – в Меджлис!».

Уже первой фразой во Введении к предвыборному Манифесту ДПН задаёт тон «… Беспокойство по поводу сегодняшнего дня, и страх перед завтрашним днём делает жизнь невыносимой…». ДПН указывает на то, что современная абсолютная власть «государства и капитала» не признаёт права и желания людей, отрицает их идентичность, нацелена на безграничный контроль. Сама же власть является «бесконтрольной» и «безотчётной».

Демократическая партия народов в своём манифесте именует себя «радикальными демократами», призванными сделать из народа «организованную силу» и дать ему «подлинную власть над собственной жизнью».

Понятие «демократия» не только вынесено в заголовок первого раздела, но и является центральным для всего предвыборного манифеста Демократической партии народов. Оно трактуется максимально широко: от перехода к новой демократической, гражданской Конституции и повышения демократичности законодательной, исполнительной и судебной властей, до защиты прав и свобод всех без исключения граждан, вне зависимости от национальности, религии, пола, возраста, социального положения и прочее.

В разделе «демократическая Конституция» манифеста Демократическая партия народов указывает на то, что Турция, на протяжении всего республиканского периода своей истории страдает из-за отсутствия подлинно демократической конституции. Принцип «один народ – одна вера» продолжает оставаться доминирующим. Согласно ДПН: «…Турция не «приговорена» к конституции военного переворота, позволяющей игнорировать все угнетённые народы, классы, полы, веры, языки…». Партия выступает за принятие нового основного закона страны, предельно инклюзивного в части защиты прав и свобод всех граждан страны, вне зависимости от каких-либо критериев. ДПН категорически против перехода Турции от парламентской к президентской форме правления.

В вопросе «политических партий и закона о выборах» наиболее принципиальным следует считать предложение ДПН об устранении избирательного барьера (в настоящее время – 10%) и о пропорциональном представительстве всех политических движений в Парламенте (Меджлисе) страны. ДПН предлагает устранение депутатской неприкосновенности, сохранив лишь свободу самовыражения, «неприкосновенность трибуны». На протяжении четырехлетнего периода каденции партия считает необходимым отказаться от повышения заработных плат депутатов, в том числе законодательно осуществляемых в «автоматическом режиме».

В разделе «реформа правосудия» партия ставит вопрос о перестройке системы на принципах оперативности, непредвзятости, независимости и совести. Говорится о необходимости запрета вторжения в частную жизнь и прекращении практики безосновательных слежки и задержаний. Отдельно обращается внимание на необходимость реструктуризации и деполитизации Высшего совета судей и прокуроров страны. В ходе судопроизводства предполагается допустить использование родного языка, без каких-либо дополнительных расходов со стороны подсудимых.

Демократическая партия народов выступает за полную «свободу прессы, связи и информации» и устранения всех форм давления и цензуры. В качестве ключевого условия получения доступа к достоверной информации партия рассматривает необходимость устранения связи медиа — экономика и политика. Предлагается законодательно запретить собственникам СМИ выступать в каких-либо иных качествах. С целью поддержки «профессионализма, этики и свободы» прессы партия планирует принять соответствующий «этический закон». ДПН выступает за развитие автономных региональных средств массовой информации.

«Демократическая автономия и местная демократия» согласно партийной декларации, на практике означают переход от административного централизма, к укреплению местной власти и автономному управлению, созданию региональных правительств и меджлисов.

Касательно «курдского вопроса и процесса урегулирования», в качестве отправной точки, Демократическая партия народов признает подписанную во дворце Долмабахче между действующим руководством страны и избранными представителями курдского меньшинства декларацию, состоящую из десяти пунктов. Защиту всех прав и свобод курдского меньшинства партия собирается взять под «конституционную защиту». При этом, согласно ДПН, решение курдского вопроса должно быть мирным и в рамках демократического процесса.

Демократическая партия народов ратует за «равную, свободную и мирную внешнюю политику». Партия говорит о необходимости скорейшего прекращения гражданской войны в Сирии. При этом обязуясь перекрыть джихадистские каналы, проходящие по турецкой территории. ДПН выступает против «убийственной» и «оккупационной» политики израильского руководства и поддерживает идею создания независимого палестинского государства. Партия не будет себя «ограничивать искусственными границами, прочерченными империалистами» на Ближнем Востоке, развивая со всеми народами региона экономические, социальные и культурные связи. ДПН говорит о необходимости нормализации отношений с Арменией вплоть до открытия границы, а также о интенсификации посреднических усилий между Арменией и Азербайджаном по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Полноправное членство Турции в Европейском союзе – один из приоритетов программы партии.

В разделе «права человека» Демократическая партия народов говорит о необходимости уделить внимание правам заключённых. Наряду с этим партия предлагает сформировать специальные комиссии «правды», которые бы занимались исследование и установлением исторической действительности в отношении «спорных событий», включая геноциды, убийства, казни и исчезновения. Обещается возврат собственности всем насильно переселённым лицам (скажем, из зон затопления под строительство плотин гидроэлектростанций). Партия предлагает конституционно закрепить право отказа из-за соображений «совести». В частности, оно должно распространяться на прохождение воинской службы, в настоящее время являющееся обязательным в Турции.

«Равенство народов, свобода вероисповедания» используются ДПН в максимально расширительной трактовке абсолютной свободы любых убеждений, веры и атеизма, сексуальной ориентации (признавая, в частности, права ЛГБТ сообщества). ДПН обещает исключить из образовательной программы обязательное преподавание религии и упразднить профильное Управление по делам религии. Напоминая о том, что «половина мира состоит из женщин», партия обещает предоставление слабому полу всех прав пола сильного, защиту от всех форм притеснений, дискриминации и насилия. 8 марта станет официальным праздником. Возраст участия в политической жизни будет снижен до шестнадцати лет, молодёжь получит право голосовать с восемнадцати лет. Представители ЛГБТ сообщества будут вести в Турции «равную и гордую» жизнь.

В разделе «Экономика» Демократическая партия народов вводит понятие «Гарантированной экономики», приоритетом которой должен стать «здоровый рост», а основой — социальная ориентированность. Программа партии предусматривает широкий и достаточно конкретный спектр мер социальной поддержки различным слоям общества: молодёжи, старикам, детям, неимущим. Партия говорит о необходимости прямого конвертирования экономического роста страны в рост благосостояния её граждан. ДПН обещает «на первом этапе» повысить минимальный размер оплаты труда до 1800 лир «чистыми», таким образом становясь самой «много обещающей» партией Турции. Как и свои конкуренты, декларирует готовность перейти ко всеобщему бесплатному здравоохранению, без каких-либо дополнительных выплат «из кармана больных».

Демократическая партия народов обещает остановить приватизацию и «демократизировать» забюрократизированные государственные корпорации. Партия обещает сократить расходы на безопасность и на оборону и поставить их под эффективный «народный контроль».

Обращение к нуждам народа, индивидуума, индивидуального предпринимательства и малого бизнеса прослеживается на протяжении всего экономического раздела предвыборного манифеста. Много говорится о праве на жизнь в комфортных условиях, необходимости производить и праве потреблять здоровую пищу.

Природа, история, культура рассматриваются Демократической партией народов в качестве единой экосистемы, нуждающейся в защите в условиях «оголтелого» капитализма. Партия обещает положить конец строительству ГЭС, ТЭС, АЭС и прочих энергетических и горнодобывающих проектов, наносящих ущерб экологии. Будут аннулированы подписанные ранее соглашения на водоиспользование /прим. – подписываются компаниями-участниками электроэнергетического рынка, владеющими ГЭС/.

Немало говорится о необходимости борьбы с безработицей и создания новых рабочих мест, защите прав трудящихся и профессиональных объединений, в том числе через обеспечение безопасных условий труда, и предоставления им различных социальных гарантий. ДПН обещает увеличение объёма социальной помощи с 1,4% от ВВП страны, до европейских норм, то есть, не менее, чем до 3% от ВВП.

ДПН обещает беженцам и иммигрантам создавать равные с коренным населением условия труда и обращения, облегчая им визовой режим и создавая для них безопасные логистические коридоры.

Образовательные услуги согласно ДПН должны предоставляться на бесплатной основе, быть «светскими» и «свободными от идеологии». Обучение должно быть не одно-, а многоязычным.

Деятелям культуры и искусства, как «официальным», так и «оппозиционным», Демократическая партия народов обещает автономность и независимость от любой формы диктата. Будет поддерживаться творчество на всех языках, как существующих, так и «утрачиваемых» в стране. В сфере спорта обещается «автономность» и «демократизация» соответствующих ведомств, поддержка не только профессионального спорта, но и любительской физической культуры.

Если резюмировать, предвыборный манифест Демократической партии народов нацелен не только на курдское меньшинство, а на все слои турецкого населения. По целому ряду вопросов предвыборная декларация является новаторской для, в общем-то, консервативного турецкого сообщества, с элементами популизма.

Основной задачей ДПН на предстоящих выборах является преодоление 10% избирательного барьера и прохождение в Парламент (Меджлис) Турции. Такая, на первый взгляд, не слишком амбициозная задача, в случае её реализации и при определённых сопутствующих условиях, способна сыграть роль «соломинки, переломившей спину верблюду». То есть – коренным образом изменить расклад сил в законодательном органе страны, вплоть до устранения монополии на власть правящей в течение трёх каденций Партии справедливости и развития.

Несмотря на то, что ряд смелых партийных инициатив, скорее всего, будет прохладно встречен консервативным турецким избирателем, в этой «истории» может оказаться решающим фактор «личности». Уже в преддверии выборов в Турции начали говорить о феномене Селахаттина Демирташа, его харизме и притягательности, сравнимых с таковыми у политика «номер один страны» Реджепа Тайипа Эрдогана. Причём такой взгляд прослеживается не только у электората партии, но и у избирателей, изначально настроенных на поддержку других политических движений.

Итак, ждём результатов…

52.21MB | MySQL:103 | 0,444sec