Израиль: конфликт вокруг военного раввината

В Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) имеются две структуры, связанные с идеологической работой. Это «Образовательные войска» («Хейл хинух») и Военный раввинат. Несмотря на то, что армия является по определению структурой с четко прописанным порядком субординации и распределения полномочий, на протяжении ряда лет имеет место латентный конфликт между двумя этими армейскими структурами, периодически прорывающийся на поверхность и становящийся достоянием широкой общественности  Израиля. Очередной виток обострения упомянутого конфликта произошел после вступления в должность нынешнего начальника генерального штаба генерала-лейтенанта Гади Айзенкота в феврале текущего года. Согласно появившемуся на прошлой неделе сообщению газеты «Гаарец», он намерен распорядиться пересмотреть распределение полномочий между «Образовательными войсками» и Военным раввинатом таким образом, что полномочия последнего будут сокращены.

«Образовательные войска» изначально выполняли ряд важных для ЦАХАЛа и для Государства Израиль в целом функций, никак не пересекавшихся с функциями Военного раввината. Во-первых, это работа с солдатами-репатриантами (в частности обучение их ивриту на должном уровне); во-вторых, работа с выходцами из неблагополучных слоев общества (в частности с призывниками, совершавшими в прошлом правонарушения) с целью их успешной интеграции в ЦАХАЛ, а в последствие – в гражданское общество. Однако есть ряд пунктов, в которых функции «Образовательных войск» и Военного раввината пересекаются. Прежде всего, речь идет о второй официально сформулированной функции «Образовательных войск»: «Укрепления у командиров и солдат ЦАХАЛа чувства принадлежности к Государству Израиль, к Эрец-Исраэль и к народу Израиля и чувства долга перед ними». В связи с увеличением доли религиозных и соблюдающих традиции солдат с одной стороны и усилением левых и пост-сионистских тенденций в светском израильском обществе с другой в последнее время сложилась ситуация, при которой Военный раввинат играет все более активную роль в воспитательной работе в ЦАХАЛе, причем отмечаются все большие идеологические расхождения между деятельностью «Образовательных войск», делающих основной акцент на демократических ценностях, и воспитательной деятельностью Военного раввината, ставящего во главу угла еврейский характер Государства Израиль и его армии. Фактически между «Образовательными войсками» и Военным раввинатом идет негласная борьба за идеологический облик израильской армии.

Институт Военного раввината возник фактически еще до создания ЦАХАЛа. Он был введен в Еврейской бригаде, организованной в составе Британской армии в июле 1944 года и принимавшей участие в боях на Северо-африканском и Итальянском фронтах Второй Мировой войны. В этом воинском соединении, состоявшем из еврейских добровольцев преимущественно из подмандатной Палестины и ставшем прообразом регулярной армии еврейского государства, функция военных раввинов сводилась к надзору за соблюдением самых элементарных законов о кошерности питания, к организации еврейских религиозных праздников, к погребению павших и т.п.  Можно утверждать, что сейчас предпринимается запоздалая попытка вернуть Военный раввинат в узкий круг этих его первоначальных функций. Ее инициаторами, несомненно, выступают представители старых, светских и левых израильских элит, постепенно оттесняемых от руководства ЦАХАЛа многочисленными молодыми офицерами, воспитанными в религиозных школах, иешивах и предармейских курсах.

Сообщение о предполагаемых планах генерал-лейтенанта Гади Айзенкута в отношении Военного раввината вызвало бурю негодования со стороны раввинов сионистского лагеря, направляющих своих учеников на службу в армию (в отличие от ультраортодоксальным раввинов, которые, как правило, призывают своих учеников не служить в израильской армии). Бывший главный раввин ЦАХАЛа полковник запаса Авихай Ронецкий, проживающий в поселении Итамар в Самарии, заявил в интервью поселенческому интернет-сайту «Седьмой канал», что он возмущен до глубины души. По его мнению, необходимо углублять связь солдат с еврейской религиозной традицией, чтобы повысить боеспособность ЦАХАЛа. В минувшую пятницу главы сионистских иешив и религиозных военных курсов направили коллективное письмо начальнику генерального штаба. В этом письме они выразили полную поддержку Военному раввинату и свой протест против попыток ограничить круг его полномочий. «Укрепление Военного раввината — это интерес всех, кто хочет укрепить государство, ЦАХАЛ и боевой дух его солдат», — заявил в этой связи глава иешивы «Маалот» и председатель объединения военных иешив раввин Иегошуа Вайцман.

Возмущенные сионистские раввины обратились и к лидеру входящей в нынешнюю правящую коалицию религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» Нафтали Беннету с требованием вмешаться в происходящее. Можно не сомневаться в том, что упомянутый конфликт выйдет далеко за пределы израильской армейской бюрократии и получит широкий отклик в обществе. «Мирное» возвращение функций израильского Военного раввината в их изначальные рамки уже невозможно.

52.3MB | MySQL:103 | 0,467sec