Ситуация в Ливане: май 2015 г.

Ситуация в Ливане в мае 2015 года продолжала оставаться нестабильной и характеризовалась следующими факторами: борьбой движения «Хизбалла» против террористических организаций такфиристского толка как на ливанской, так и на сирийской территории; продолжающимся президентским кризисом, приобретающим хронический характер; попытками наладить диалог между соперничающими политическими партиями в рамках христианской общины для преодоления политического кризиса.

С 6 мая в горном районе на границе Сирии и Ливана, главным образом на сирийской территории проходит военная операция движения «Хизбалла» по вытеснению сосредоточившихся там сирийских джихадистов. Район Каламун представляет собой редкозаселенную, практически пустынную местность площадью 300 квадратных километров на сирийской территории в непосредственной близости от ливанской границы. Здесь сосредоточились боевики сирийской вооруженной оппозиции, потерпевшие поражение от тех же самых отрядов «Хизбаллы» в Кусейре в июне 2013 года и в Набеке около Забадани в марте 2014 года.

Лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла еще в апреле заявил, что военная операция по зачистке Каламуна от джихадистов начнется сразу же после таяния снегов в этом горном регионе. Боевые действия начались 6 мая и уже к средине месяца, по сообщениям ливанских СМИ, бойцам «Хизбаллы» удалось выбить сирийских джихадистов с трети территории Каламуна, в том числе с вершин Муса и Садр эль-Бустан, имеющих стратегическое значение для сирийцев. Еще одним военным достижением «Хизбаллы» и сирийской армии стало то, что им удалось рассечь территории, контролируемые повстанцами и отделить боевиков в Каламуне от Забадани. В ряде мест джихадисты бежали, бросив оружие, боеприпасы и даже полевые кухни. При этом подтвердилось наличие у них американских противотанковых ракет TOW (которых, кстати, нет на вооружении ливанской армии) и ракет российского производства «Корнет» и «Фагот».

Военные действия в регионе Каламун подробно прокомментировал лидер движения «Хизбалла» в двух выступлениях, показанных телекомпанией «Аль-Манар» 5 и 25 мая. В ходе своего выступления 5 мая Насралла касался в основном не ливанских, а региональных проблем, в частности, ситуации в Сирии и Ираке. Говоря о ситуации в Ираке, Х.Насралла выразил сомнение в том, что Соединенные Штаты действительно намерены серьезно бороться с «Исламским государством». По его мнению, американский проект заключается в том, чтобы с помощью террористов внести смуту и анархию в регион, добиться расчленении таких государств как Ирак и Сирия. По мнению Насраллы, правящие круги США хотят разделить иракцев на арабов и курдов, а иракских арабов на шиитов и суннитов. «США вносят раскол по этническому и религиозному принципу и хотят узаконить гражданские войны в регионе на десятки лет вперед», — заявил лидер «Хизбаллы». Он осудил попытки США в одностороннем порядке вооружать население отдельных суннитских провинций Ирака, высказавшись за создание общего суннитско-шиитского ополчения, призванного освободить иракские районы, занятые «Исламским государством» (ИГ).

Касаясь ситуации в Сирии, Насралла опроверг слухи о неминуемом падении режима Башара Асада в ближайшее время. «Недруги Сирии развязали против этой страны информационную войну. Они утверждают, что Иран и Россия готовы сдать Сирию. Между тем, аятолла Хаменеи недвусмысленно заявил, что переговоры с американцами касаются только ядерной проблемы и Сирия не будет предметом торга. В отношении России также нет никаких свидетельств, что Москва предает дружественную Сирию», — отметил Насралла. Одновременно он вновь резко осудил военную операцию Саудовской Аравии и ее союзников в Йемене, заявив, что она не достигла ни одной из поставленных целей. Сопротивление народа Йемена (то есть хоуситов и их союзников – авт.) не было сломлено по причине «стойкости, храбрости и патриотизма народа Йемена». Что же касается поставленной саудитами цели борьбы с терроризмом, то, по мнению Насраллы, военная операция «Буря решимости» только усугубила эту проблему, усилив «Аль-Каиду» в Йемене.

Выступая 25 мая Хасан Насралла заявил, что вооруженные отряды «Хизбаллы» готовы помочь ливанской армии в освобождении района Арсаля от джихадистов из «Исламского государства» и «Джабхат ан-нусры». Он сравнил события, происходящие в регионе Ближнего Востока с «новой накбой» (исходом палестинского населения с оккупированных Израилем территорий в 1948 году). По его мнению «эта накба еще более опасна, чем предыдущая, так как экспансия такфиристов угрожает не только телам, но и душам людей». По убеждению лидера «Хизбаллы», опасность катастрофы нависла не только над Ливаном и Сирией, но и над всем Ближним Востоком, включая Ливию, Иорданию, Йемен, Ирак и Саудовскую Аравию. Он недвусмысленно заявил о том, что «Хизбалла» предпримет усилия для того, чтобы выгнать джихадистов из Ливана. «Ливанский народ не потерпит оккупацию террористами части долины Бекаа так же, как не потерпел он израильскую оккупацию юга Ливана. Выгнать такфиристов  с  наших земель – неотъемлемое право народа Баальбека и Хермеля», — заявил лидер «Хизбаллы». Необходимо отметить, что военные действия «Хизбаллы» по противодействию исламистам вызывают неоднозначную реакцию среди ливанской политической элиты. Лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа, выступая 13 мая на пресс-конференции, заявил, что «операция в Каламуне призвана защитить не Ливан, а режим Асада». «Этот режим уже кончился, и то, что мы видим, является фасадом региональной игры», — добавил лидер фалангистов. Министр внутренних дел Ливана и один из лидеров движения «Мустакбаль» Нухад Машнук 24 мая в резкой форме отверг услуги «Хизбаллы» по борьбе с террористами в Арсале. «Ваша цель – не освободить, а разрушить Арсаль», — заявил он заместителю генсека «Хизбаллы» Наиму Касему. Машнук добавил, что операция по освобождению Арсаля должна быть не сектантской атакой (намекая на то, что боевые действия со стороны шиитов могут вызвать негативную реакцию со стороны местного суннитского населения), а результатом скоординированных действий армии и служб безопасности.

Интересное и острое интервью о своем видении ливанского политического кризиса дал 5 мая патриарх маронитской церкви Бешара ар-Раи. По его мнению, «главной проблемой Ливана являются не отношения между мусульманами и христианами, а присутствие на ливанской территории 1,5 миллиона беженцев из Сирии, являющееся следствием непрекращающейся гражданской войны в этой стране». Патриарх, в частности, отметил: «Конечно, наша гуманитарная обязанность состоит в том, чтобы помогать этим людям, и Церковь много делает для этого. Но сирийские беженцы непоправимо нарушают баланс в стране. Большинство сирийских беженцев являются суннитами, и их чувства могут эксплуатировать сунниты Ливана. В семидесятые годы прошлого века мы уже пережили подобный опыт с палестинцами. Именно палестинцы развязали у нас гражданскую войну, стравив часть ливанского общества с ливанской армией. И в начале войны ливанские сунниты были на их стороне. Нет никакой гарантии, что подобное не может повториться сейчас». Патриарх посетовал на то, что сирийские беженцы дестабилизируют рынок труда в Ливане, нанимаясь на более низкую зарплату, чем коренные ливанцы. Сирийские предприниматели открывают магазины, где продают товары, сбивая цену у ливанских бизнесменов. Он отметил, что долговременное присутствие сирийских беженцев угрожает, прежде всего, интересам христианской общины. «Если дела пойдут и дальше подобным образом, то что останется от нашей страны? Войны в Сирии и Ираке нужно закончить как можно скорее, чтобы люди из этих стран вернулись к себе на родину», — констатировал Бешара ар-Раи. Он подчеркнул, что продолжению гражданской войны в Сирии во многом способствует недальновидная политика США и стран Евросоюза, помогающих непримиримой вооруженной оппозиции. «Во имя демократии страны Запада убивают настоящую демократию», — заявил патриарх.

В последнее время маронитская церковь прилагает значительные усилия для примирения противоборствующих христианских группировок в стране. Напомним, что одной из причин этого кризиса является острое соперничество за влияние в христианской общине между партиями Свободное патриотическое движение (СПД) и «Ливанскими силами» их лидерами Мишелем Ауном и Самиром Джаджаа. 13 января ливанский парламент в 23-й раз не смог избрать президента страны. Это было связано с неявкой значительного количества депутатов, что не обеспечило кворума. С 6 по 18 мая между представителями СПД и «Ливанских сил» продолжались интенсивные консультации, закончившиеся выработкой Декларации о намерениях. Ее основными положениями являются приверженность обеих сторон Таифским соглашениям и национальному Пакту, намерение принять новый избирательный закон, закрепляющий преимущество христианской общины в районах с избирателями-христианами, предложение облегчить принятие ливанского гражданства для потомков эмигрантов из диаспоры, являющихся в основном христианами. 18 мая представитель лидера СПД Мишеля Ауна депутат ливанского парламента Ибрагим Канаан представил Самиру Джаджаа предложения СПД по выходу из президентского кризиса. Такие же предложения были представлены другим маронитским политикам: лидеру движения «Марада» Сулейману Франжье и председателю партии «Катаиб» Амину Жмайелю. В данном меморандуме Мишель Аун выдвигает четыре варианта разрешения кризиса. Первый вариант предусматривает принятие нового избирательного закона о выборах президента. В этом случае выборы будут осуществляться не парламентом, а всенародным голосованием в два тура. В первом туре за кандидата будут голосовать представители христианской общины, во втором все ливанцы. Второй вариант заключается в проведении всенародного референдума о доверии кандидатам, на основании которого позже парламент утвердит президента. Согласно третьему варианту, и М.Аун, и С.Джаджаа снимают свои кандидатуры, а парламент выбирает президента из числа двух наиболее активных и популярных парламентариев-маронитов. Четвертый вариант заключается в роспуске данного парламента, неспособного избрать президента и назначении новых парламентских выборов.

В мае состоялся ряд важных для Ливана внешнеполитических событий. 12 мая в России побывал бывший премьер-министр Ливана и лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири. В Москве он встретился с президентом Российской Федерации В.В.Путиным и министром иностранных дел С.В.Лавровым. По сообщению пресс-службы движения «Мустакбаль», на переговорах С.Харири просил помощи Российской Федерации в деле минимизации отрицательных последствий сирийского конфликта для Ливана (в этом С.Харири как обычно обвинил «Хизбаллу»), политическом урегулировании сирийского кризиса и помощи в разрешении президентского кризиса в стране. Московский визит был последним в туре С.Харири, до этого проводившего переговоры в Саудовской Аравии, Турции, США, Франции.

17 мая в Ливане с официальным визитом побывал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Руководитель немецкой дипломатии провел встречи с премьер-министром Таммамом Саламом, спикером парламента Набихом Берри, министром иностранных дел Джебраном Басилем. Переговоры касались урегулирования сирийского кризиса и борьбы с терроризмом. 18 мая Бейрут посетил советник верховного лидера Ирана по международным делам Али Акбар Велаяти, встретившийся с Т.Саламом, Н.Берри, Д.Басилем и лидером СПД Мишелем Ауном. А.А.Велаяти подтвердил ливанским собеседникам, что помощь Тегерана правительству Башара Асада будет продолжаться, и заверил в поддержке Ираном стабильности и безопасности ливанского государства. При этом он отметил, что выборы президента являются внутренним делом ливанцев и Тегеран не собирается вмешиваться в этот процесс.

52.33MB | MySQL:103 | 0,627sec