Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Йемене. В Турции 7 июня прошли парламентские выборы . Их результаты могут во многом повлиять на внутреннее развитие страны и ее внешнюю политику. Все стороны конфликта в Йемене согласились на мирные переговоры под эгидой ООН.
7 июня в Турции состоялись выборы 550 депутатов Меджлиса (Парламента) 25-го созыва. В них участвовали 20 политических партий и 165 независимых кандидатов. В голосовании приняли участие 85% избирателей (около 37 млн человек). После подсчета 99,2% бюллетеней за правящую исламистски ориентированную Партию справедливости и развития (ПСР) во главе с президентом страны Р. Т. Эрдоганом проголосовали 40,9% избирателей. На втором месте левоцентристская Народно-республиканская партия (25,2%), на третьем месте – националистическая Партия национального действия (16,5%). Впервые в парламент прошла прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), за которую отдали свои голоса 12,7% избирателей. Отметим, что ДПН объединила под своими лозунгами не только турецких курдов, но и различные слои населения страны, которые по различным причинам не видят перспектив в остальных партиях. В целом оппозиционные партии заметно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущими выборами в 2011 г., а ДПН впервые преодолела десятипроцентный электоральный барьер. В то же время ПСР, потеряв почти 9% голосов, не смогла получить необходимых для формирования однопартийного правительства 276 депутатских мест и впервые за последние 12 лет будет вынуждена создавать коалицию с одной из оппозиционных партий.
В Йемене все стороны конфликта, в том числе шиитские мятежники-хоуситы и правительство президента республики А. М. Хади согласились участвовать в переговорах по мирному урегулированию ситуации в стране. Переговоры должны начаться в Женеве 14 июня под эгидой ООН.
Тем временем на всем протяжении минувшей недели авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией продолжала наносить удары по различным объектам на йеменской территории. Наиболее интенсивным бомбардировкам подверглась столица страны Сана. Авиаудары также наносились по городам Аден и Таиз, северным провинциям Джафф, Саада и Хадджа, южной провинции Эд-Дали. Напряженная обстановка сохраняется на йеменско-саудовской границе. Сообщается, что отряды хоуситов и подразделения йеменской армии, поддерживающие бывшего президента страны А. А. Салеха, неоднократно атаковали саудовские пограничные посты По информации из Эр-Рияда, 6 июня саудовский ЗРК «Пэтриот» сбил баллистическую ракету типа «Скад» (Р-17), запущенную с территории Йемена в сторону города Хамис-Мушайит на юго-западе КСА.
По информации ООН, за время эскалации конфликта в Йемене с 19 марта по 31 мая с. г. в стране погибли 2288 человек и 9775 человек получили ранения. Более 10 млн йеменцев были вынуждены покинуть свои дома, и стали внутренне перемещенными лицами. Всего же в гуманитарной помощи в стране в настоящее время нуждаются более 20 млн человек.
На минувшей неделе в различных регионах Сирии правительственные войска вели бои с вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. В северо-западной провинции Идлиб армия продолжала медленно отступать под натиском боевиков исламистской группировки «Джейш аль-фатх». В то же время северо-западнее Дамаска правительственные войска при поддержке отрядов ливанской «Хизбаллы» освободили от боевиков экстремистской группировки «Джабхат ан-нусра» большую часть горного района Каламун на границе с Ливаном. На северо-востоке Сирии ожесточенные бои ведутся за город Хасаке – административный центр одноименной провинции. Этот город пытаются захватить боевики «Исламского государства» (ИГ). Интенсивные бои продолжаются в районе Алеппо на севере и в провинции Дераа на юге страны. По информации СМИ, в последнее время в Сирию прибыли примерно 7 тыс. «добровольцев» из Ирака и Ирана для оказания помощи правительству этой страны в боях против экстремистов. Их главная задача — оборона Дамаска.
2 июня глава МИД России С. Лавров заявил, что «внерегиональные игроки должны ответить на вопрос, кто представляет большую угрозу: Асад или ИГ». По мнению Лаврова, «отказ от сотрудничества с сирийским президентом не приносит никакой пользы для общей задачи борьбы с терроризмом. Сирийский конфликт может быть решен только путем политического урегулирование на основании Женевского коммюнике, которое предполагает создание переходного правительства на основании консенсуса всего сирийского народа». В Вашингтоне сообщили, что США пытаются на данном этапе вместе с Россией «перезапустить» серьезные дипломатические усилия, направленные на урегулирование конфликта в Сирии. При этом американцы исключают возможность любого сотрудничества с правительством Асада. Стабилизация в Сирии, без чего невозможно достичь победы над исламистами в Ираке, требует активного участия в дипломатическом процессе России, считает министр иностранных дел Франции Л. Фабиус. Президент Ирана Х. Роухани заявил о полной поддержке сирийского правительства, подчеркнув, что ИРИ «будет оставаться на стороне сирийского народа и правительства до конца». Правительство САР просит Россию организовать в Москве очередной раунд консультаций с оппозицией для поиска путей разрешения межсирийского конфликта, сообщил замминистра иностранных дел РФ. М. Богданов. 5 июня Совбез ООН «выразил возмущение» в связи с использованием режимом Асада «баррельных бомб», в результате чего десятки мирных жителей погибли в последние дни в провинции Алеппо.
В Ливии все новые территории переходят под контроль вооруженных группировок, лояльных ИГ. Так, на прошедшей неделе экстремисты захватили город Харава в 40 км к востоку от уже контролируемого ими Сирта (450 км восточнее Триполи), а также овладели районом в 50 км южнее нефтеналивного порта Марса-эль-Брега, расположенного в 800 км к востоку от столицы. Боевики продолжают наступление в районе Эль-Джуфра в 600 км к югу от Триполи, где расположена крупнейшая в стране авиабаза.
На этом фоне на минувшей неделе в столице Алжира прошли переговоры представителей различных политических сил Ливии, их участники призвали к скорейшему созданию в стране правительства национального единства. Очередной раунд межливийского политического диалога с участием делегаций международно признанного правительства и происламистского Всеобщего национального конгресса, проходящего в Марокко под эгидой ООН, начнется 8 июня. Стороны попытаются найти варианты урегулирования кризиса двоевластия в стране и подготовить окончательный вариант документа по урегулированию конфликта. В столице Чада Нджамене 6 июня состоялось совещание глав МИД граничащих с Ливией государств. Его участники выступили за скорейшее создание ливийского правительства национального единства. Алжир, Египет, Нигер, Судан, Тунис и Чад выразили беспокойство по поводу «продолжающегося ухудшения ситуации в сфере безопасности в Ливии, происходящего вопреки призывам международного сообщества проявлять сдержанность». Министры осудили активные действия в Ливии террористических группировок, в частности, «Аль-Каиды» и ИГ.
6 июня в Египте суд аннулировал решение о включении радикального палестинского движения ХАМАС в список террористических организаций. Ранее, 28 февраля с. г. суд Каира по срочным вопросам на основании поданного местными юристами иска внес ХАМАС в списки террористических организаций. Многие в АРЕ считают, что именно движение ХАМАС оказывает поддержку местным исламистским антиправительственным силам, особенно экстремистским и террористическим группировкам, действующим на Синайском полуострове. ХАМАС приветствовал решение египетского суда.
Первое совместное российско-египетское военно-морское учение «Мост дружбы-2015» началось 6 июня в Средиземном море и завершится 14 июня. В ходе учения корабли ВМФ РФ и ВМС АРЕ отработают задачи по защите морских коммуникаций от различных угроз, организации всех видов защиты и обороны в море и проведут учебные стрельбы. В маневрах от ВМФ России участвуют ракетный крейсер, ракетный корабль на воздушной подушке, большой десантный корабль и два вспомогательных судна. ВМС Египта представлен двумя фрегатами, двумя ракетными катерами, танкером, двумя истребителями F-16 и вертолетом управления.
2 июня генеральный директор МИД Израиля Д. Голд заявил, что правительство страны не рассматривает движение ХАМАС в качестве потенциального партнёра в переговорном процессе между израильтянами и палестинцами до тех пор, пока группировка не откажется от своих принципов в отношении еврейского государства.
Условия, которые выдвигает премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, говоря о сосуществовании Израиля и Палестины, подрывают доверие к его стране, заявил 2 июня президент США Б. Обама. По его словам, Нетаньяху «говорил о возможности существования палестинского государства, но было столько оговорок, столько условий, что было бы нереалистично думать об их выполнении в ближайшее время. Опасность здесь в том, что Израиль в целом может потерять доверие».
С начала 2014 г. представители Израиля и Саудовской Аравии провели пять тайных встреч в Индии, Италии и Чехии, чтобы обсудить угрозу, которую представляет Иран для ближневосточного региона. Об этих встречах впервые было объявлено 4 июня на заседании Совета по международным отношениям в Вашингтоне. В ходе диалога стороны обнаружили, что перед ними «стоят одни и те же проблемы». «Наше сотрудничество на данном этапе не означает, что мы разрешили все разногласия, которые были между нашими странами на протяжении многих лет», — заявил генеральный директор МИД Израиля Д. Голд. «Но мы надеемся, что в ближайшие годы мы будем в состоянии окончательно решить их».
На минувшей неделе палестинские экстремисты из сектора Газа дважды обстреливали ракетами территорию Израиля. В ответ ВВС ЦАХАЛа нанесли удары по объектам противника.
Трудно идут переговоры между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе ИРИ. По утверждению замминистра иностранных дел Ирана А. Аракчи, у сторон все еще существуют серьезные «разногласия по ряду формулировок» будущего «ядерного соглашения». По оценке заместителя главы МИД России С. Рябкова, на переговорах по иранской ядерной программе «нет кризиса и отката назад», но участники пока не смогли увязать механизмы контроля за ядерной программой и возможного возврата санкций, не прояснили критерии для инспекции экспертами МАГАТЭ подозрительных объектов в Иране, нет пока консенсуса в «шестерке» и по быстрому снятию с Ирана оружейного эмбарго.
Пакистан никогда не подпишет ДНЯО по причине «дискриминационного характера» этого документа, заявил 3 июня первый заместитель министра иностранных дел страны А. А. Чоудри, так как «этот договор нанесет серьезный ущерб нашей безопасности. Наша страна имеет право защищать себя, и поэтому отказываться от ядерного оружия мы не собираемся». Пакистан намерен поддерживать должный уровень своей ядерной защищенности и «обязательно сохранит способность к минимальному ядерному сдерживанию». В то же время Исламабад не стремится ввязываться в ядерную гонку с Индией, но всегда выступал, и будет выступать за поддержание в южноазиатском регионе ядерного паритета. Чоудри также опроверг сведения о том, что Пакистан в рамках закулисной сделки в обмен на крупную финансово-экономическую помощь может передать ядерные боезаряды Саудовской Аравии.
6 июня президент Судана О. аль-Башир издал указ о формировании нового состава правительства страны. При этом изменения коснулись лишь трех министерств: обороны, иностранных дел и нефти. Главой военного ведомства стал генерал М. О. Абид, главой МИДа — помощник президента по политическим вопросам И. Гандур, портфель министра нефти получил М. Зайд.
Приложение
О некоторых особенностях внешней политики Кувейта
Кувейт традиционно позиционирует себя как государство, проводящее умеренный, сбалансированный и многовекторный внешнеполитический курс. Эмират стремится развивать отношения с различными странами ближневосточного региона и мира, всячески поддерживает усилия по обеспечению безопасности и снижению напряженности в зоне Персидского залива, мирному урегулированию региональных и международных проблем, кризисов и конфликтов. Зачастую Кувейт выступает в качестве государства-посредника по разрешению спорных проблем и конфликтов между странами региона, по налаживанию между ними добрососедских отношений. Причем во многом это делается в интересах обеспечения национальной политической, военной и экономической безопасности.
Кувейт, учитывая уроки катастрофы августа 1990 г., когда страна была оккупирована армией иракского диктатора С. Хусейна, активно участвует в оборонительных союзах и поисках политических решений, которые бы надежно обеспечили безопасность страны. При этом реальной гарантией защиты эмирата от внешней агрессии кувейтское руководство считает фактический военно-политический союз с США и другими ведущими странами НАТО. В 1991-1992 гг. Кувейт подписал соглашения о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с США, Великобританией, Францией и Италией. Тем самым была сформирована система обеспечения внешней безопасности кувейтского государства, действующая и поныне.
Кувейт и Соединенные Штаты связывают тесные политические и военные отношения. В 2004 г. эмират получил статус основного союзника США вне рамок НАТО. Руководство эмирата рассматривает США в качестве ведущего военного и политического союзника страны, основного гаранта ее безопасности. Вашингтон остается ведущим партнером Кувейта в военной и военно-технической сфере. Вместе с тем, правящие круги Кувейта отнюдь не считают себя американскими марионетками, подчеркивая, что сотрудничают с США «только там, где это необходимо». В частности, Кувейт наряду с другими аравийскими монархиями с настороженностью относится к возможной частичной нормализации американо-иранских отношений. Сами же американцы по праву считают эмират своим «надежным другом», «ценным союзником, на которого можно положиться».
В 2014 г. Кувейт присоединился к международной коалиции во главе с США для противодействия «Исламскому государству» (ИГ) и предоставил свою территорию авиационным подразделениям стран Запада, участвующим в нанесении воздушных ударов по экстремистам в Ираке. В то же время кувейтские ВВС, в отличие от авиации Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Иордании, не участвуют в нанесении авиаударов по боевикам ИГ в Сирии.
Наиболее активную внешнеполитическую деятельность Кувейт ведет в арабском мире. В первую очередь, это относится к аравийскому направлению. Эмират целенаправленно поддерживает интеграционные процессы в рамках политического объединения аравийских монархий – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В то же время кувейтское руководство не желает полного саудовского доминирования в этой организации. Эмират участвует в военных мероприятиях по линии ССАГПЗ, но одновременно наряду с Оманом фактически препятствует созданию аравийского военного союза. Эксперты отмечают, что формальным поводом для этого «является положение конституции монархии о верховенстве кувейтского законодательства над международным. Опасаясь за свой суверенитет, Кувейт не желает расставаться даже с его частью». В 2014 г. Кувейт сыграл важную посредническую роль в урегулировании конфликтной ситуации между Катаром и Саудовской Аравией, которая вместе с Бахрейном и ОАЭ отозвала в знак протеста против катарской региональной политики своего посла из Дохи. В марте 2015 г. Кувейт присоединился к арабской коалиции во главе с КСА, которая ведет войну против шиитских мятежников-хоуситов в Йемене. Кувейт выделил для участия в авиаударах по хоуситам 15 боевых самолетов. Эмират поддерживает йеменского президента А. М. Хади.
Что касается арабо-израильского конфликта, то Кувейт выступает за его урегулирование на основе арабской (саудовской) инициативы 2002/2007 гг., настаивает на полном уходе Израиля с оккупированных арабских территорий, поддерживает идею создания независимого палестинского государства, оказывает палестинцам материальную и финансовую помощь. В целом же эмират не проявляет особой активности в этом вопросе.
Из всех стран-соседей исторически наиболее сложные отношения Кувейт имеет с Ираком. В их основе на протяжении десятилетий лежали не только пограничные споры, но главное – притязания Ирака на Кувейт в целом, стремление присоединить к себе эмират, ликвидировав его суверенитет и независимость. После свержения саддамовского режима в 2003 г. кувейтско-иракские отношения заметно улучшились. Официальные лица Кувейта и Ирака неоднократно заявляли о своем стремлении решить все оставшиеся между двумя странами проблемы. Кувейт оказал Ираку значительную материальную и финансовую помощь. В то же время в эмирате некоторые политические силы негативно относятся к оказанию помощи северному соседу. Сохраняется в отношениях между двумя государствами и ряд проблем, негативно влияющих на их развитие. К ним, в частности, относится проблема порта Мубарак, который строится на восточной оконечности кувейтского острова Бубиян. Багдад считает, что сооружение порта в непосредственной близости от Ирака нанесет ущерб его интересам, тогда как Кувейт утверждает, что строительство порта на территории, которая входит в состав границ эмирата, является его законным правом. В целом «отношения между Ираком и Кувейтом после кризиса 1990-1991 гг. так и не стали примером братских добрососедских отношений, как их характеризуют представители политического истеблишмента двух стран».
Противоречивый характер носят отношения Кувейта с Ираном. Руководство эмирата с опасением относится устремлениям ИРИ стать «региональной сверхдержавой» единолично господствующей в зоне Залива, к политике Тегерана по усилению влияния на шиитские общины в аравийских монархиях, к деятельности ИРИ по упрочению своих позиций в Ираке. У Кувейта есть опасения в отношении ядерной программы ИРИ, в том числе ее экологических последствий. Эмират выступает против превращения Ирана в страну, обладающую ядерным оружием, и поддержал международные санкции в отношении Тегерана в связи с его ядерной программой. Кувейт с настороженностью относится к наращиванию иранской военной мощи, поддерживает ОАЭ в споре с ИРИ о принадлежности трех островов в Заливе. В то же время на официальном уровне эмират предпочитает не акцентировать внимание на потенциальной угрозе со стороны Ирана и стремится придерживаться линии на развитие двустороннего сотрудничества в различных областях на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга. В 2014 г. эмир Кувейта С. аль-Ахмад ас-Сабах посетил Тегеран. В ходе визита был подписан ряд соглашений, в том числе Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере безопасности.
Со времени начала в 2011 г. сирийского конфликта Кувейт выступает на стороне противников режима президента САР Б. Асада, оказывает сирийской оппозиции материальную помощь, а также поддержал санкции, введенные ЛАГ против дамасского правительства. При этом кувейтское руководство выступает за мирное урегулирование сирийского кризиса. В 2014 г. эмират принял очередную Конференцию по оказанию гуманитарной помощи Сирии и является одним из основных доноров в этом деле. Так, только в 2015 г. страна выделила 500 млн долларов на оказание помощи сирийским беженцам. В то же время сообщается о финансировании частными кувейтскими фондами радикальных исламистских группировок в Сирии, таких как «Джабхат ан-нусра», которая считается ответвлением «Аль-Каиды».
Кувейт в 2013 г. поддержал свержение исламистского президента М. Мурси в Египте и наряду с Саудовской Аравией и ОАЭ оказал новым властям АРЕ крупную финансовую и материальную помощь (до 4 млрд долларов США) в интересах улучшения ситуации в египетской экономике.
Важное место в политике Кувейта отводится исламской солидарности. Эмират активно участвует в деятельности Организации исламского сотрудничества и ее филиалов, продолжает оказывать значительную финансовую помощь мусульманским странам.
Традиционно хорошими остаются российско-кувейтские отношения. Между нашими странами поддерживаются регулярные политические контакты, однако торгово-экономические и военно-технические связи в последние годы не получают заметного развития. Отмечается, что «отношения с Россией подвержены влиянию региональных событий».
Таким образом, Кувейт продолжит активную внешнюю политику, направленную главным образом на укрепление политических и военных гарантий своей независимости, безопасности и территориальной целостности.