34-е коалиционное правительство Израиля: цена вопроса

В период последней по времени избирательной кампании в Израиле, стало ясно, что электоральные предпочтения избирателей настолько отличаются, что ни у правых, а тем более ни у левых, в случае их победы, нет никакой реальной возможности сформировать устойчивую коалицию из единомышленников.

В итоге, несмотря на убедительную победу Ликуда (30 мандатов) над «Сионистским лагерем (24 мандата), «правый лагерь» так и не смог набрать большинства. Так его представители «Еврейский дом» получил только 8 мандатов, ШАС – 7 мандатов, «Яадут а-Тора и НДИ – по 6 мандатов, в итоге вместе с Ликудом только 57 мандатов. На левом фланге партия МЕРЕЦ набрала 5 мандатов,  «Объединенный арабский список» – 13 мандатов. Центристы, без которых фактически не было возможности сформировать ни левое, ни правое правительство набрали 21 мандат — «Еш атид» (11 мандатов) и «Кулану» (10 мандатов).

В свое время именно разрыв Б.Нетаньяху с Я.Лапидом, лидером партии «Еш атид» привел к коалиционному кризису и досрочным выборам. Поэтому никто не сомневался, что партия «Еш атид» не присоединится к коалиции. В результате, чего лидер партии «Кулану» Моше Кахлон, становился тем «свадебным генералом», без которого у правых не было никакого шанса создать коалицию. И он этим шансом воспользовался.

Как уже писалось ранее (см. статья «Израиль: министерские реалии» от 20.05.15), обычно «основным» условием присоединение различных фракции к коалиции, является, число и «качество» министерских портфелей, которое предложит будущий премьер-министр своим партнерам по коалиции. При этом, среди партий, в особом «авторитете» всего лишь пять-семь из двадцати министерских портфелей. В основном, ценятся министерства с большими бюджетными возможностями, позволяющими влиять на определенные группы людей и структур, а также «статусные» для Израиля министерства, позволяющие в дальнейшем претендовать на более высокие должности, как в собственной партии, так и в правительстве. Особо привлекательные портфели – министра обороны, МИД и финансов, ведь они считаться, трамплином на должность премьер-министра.

Вот с требования о портфеле министра финансов, Моше Кахлон и начал свои переговоры. Одним из основных предвыборных лозунгов партии «Кулану», был вопрос о массовом строительстве доступного жилья. Однако подавляющее большинство государственных структур курирующих вопросы строительства, фактически разбросаны по разным министерствам и ведомством. В этой связи основным требованием Кахлона было объединение этих структур под его руководством в министерстве финансов. В итоге, преодолев сопротивления будущих партнеров по коалиции, и в частности партии ШАС, он добился своего. В результате, таких перестановок  Моше Кахлон стал министром финансов и получив при этом контроль над Управлением планирования строительства и над Земельным управлением. Второй номер партии «Кулану» Йоав Галант получил пост министра строительства и стал участником-наблюдателем в узком военно-политическом кабинете. Партия также получила портфель министерства экологии, что особенно существенно при получении  разрешений в региональных комиссиях по планированию.

29 апреля, через  полтора месяц после начала коалиционных переговоров, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, наконец то смог подписать первые коалиционные соглашения с главой партии «Кулану» М.Кахлоном и лидерам блока «Яадут а-Тора» Я.Лицманом.

В результате чего глава блока «Яадут а-Тора»  Лицман стал заместителем министра здравоохранения с полномочиями министра. Представители его партии так же получили пост  заместителя министра просвещения и возглавили финансовую комиссию Кнессета. Требования партии обладающей лишь 6 мандатами, можно было назвать более чем скромными, если не забывать о том, что в определенных случаях финансовая комиссия Кнессета, подминает под себя полномочия Министерства финансов, фактически решая в последний момент вопрос о переводе или блокировки утвержденных ранее бюджетов непосредственным исполнителям.

Понимание кризисной ситуации в связи с ограниченными возможностями по формированию коалиции, все участники переговоров, значительно повысили свои финансовые аппетиты и требования. В коалиционном соглашении с «Кулану» фигурирует повышение ежемесячной зарплаты солдатам срочной службы, предоставление владельцам бизнесов права на получение пособия по безработице и возвращение двухгодичного бюджета. Там так же  фигурирует и решение создать комиссию по проверке целесообразности отмены НДС на товары первой необходимости. По мнению наблюдателей, именно это открывало  дорогу в коалицию партии ШАС, у которой данный пункт был одним из основных требование предвыборной программы.

Коалиционное соглашение с «Яадут а-Тора» предусматривает отмену уголовных санкций для учащихся йешив, уклоняющихся от службы в армии. Будет заморожена реформа в системе гиюра, и возвращено финансирование учебных заведений, где не преподают общеобразовательные дисциплины, и ретроактивное повышение пособий на детей. По различным оценкам, общая стоимость соглашений с «Яадут а-Тора» составляет 4-5 миллиардов шекелей

В итоге после продолжительных переговоров с партией ШАС, в ходе которых, ее представители дважды демонстративно их покидали, вечером 4 мая было подписано коалиционное соглашение между партиями Ликуд и ШАС. Впервые партия ШАС отказалась от поста министра МВД, в связи с потерей контроля над Управлением планирования строительства и над Земельным управлением, которое было переведено в министерство финансов. Однако  в виде «утешительного приза» глава партии ШАС Арье Дери получил портфель министра экономики, а представители его партии еще и Министерства по делам религий и Министерства развития Негева и Галилеи.

Вокруг Министерства религий шла длительная борьба между ШАС и «Еврейским домом» Нафтали Беннета. Религиозные сионисты угрожали сорвать переговоры о формировании правительства, если Министерство религий будет передано в одностороннем порядке ШАС. Однако в результате, Биньямин Нетаньяху отдал министерство в полном объеме партии ШАС, отказавшись назначить там заместителя министра от «Еврейского дома». Еще одна должность, которую получила партия ШАС – заместитель министра финансов. Представитель ШАС все же, хоть частично, но будет контролировать деятельность Управления планирования строительства. Депутаты от ШАС также получили должность руководителя образовательной комиссии Кнессета и должность заместителя спикера парламента.

Самые драматичные переговоры были у премьер-министра со своими, так сказать естественными союзниками по правому лагерю представителями партии «Еврейский дом». В партии не скрывали своего разочарования итогами выборов, ведь фактически Ликуд в последнюю минуту, получил практически пять мандатов, за их счет.

В итоге лидер партии  Нафтали Беннет, чуть не сорвав все сроки, отведенные для формирования коалиции, получил максимум того, на что изначально даже не рассчитывал. В итоге менее чем за два часа до истечения срока, отпущенного  Нетаньяху на то, чтобы сформировать коалицию, ему удалось договориться с Беннетом  В среду, 6 мая, около 23:00, Нетаньяху сообщил президенту Реувену Ривлину о том, что у него есть парламентское большинство в 61 голос.

Косвенно «успеху» Беннета на коалиционных переговорах способствовала непримиримая позиция лидера партии НДИ Авигдора Либермана, который буквально за два дня до окончания срока переговоров, объявил, что не войдет в правительство Нетаньяху. В принципе после коалиционных соглашений подписанных с партиями ШАС и «Яадут а-Тора» у Либермана не было иного выбора, ведь  присоединение к правительству, которое уже сдалось на милость ультраортодоксов, означало бы подписание свидетельства о смерти партии «Наш дом — Израиль». Ведь фактически новое коалиционное соглашение перечеркивало все светские реформы проведенные партиями НДИ и «Еш атид» в прошлую каденцию.

После того, как лидер НДИ Авигдор Либерман объявил, что не присоединится к коалиции, а также после того, как Ликуд подписал коалиционное соглашение с партией ШАС, передав ей портфель Министерства по делам религий, в «Еврейском доме» назвали соглашение Ликуда и ШАС «унизительным для религиозного сионизма» и выдвинули кардинально новые требования.

На переговорах с «Еврейским домом» камнем преткновения стало требование Нафтали Беннета передать портфель министра юстиции Айелет Шакед, а также привести ее к присяге в числе первых 18 министров, для утверждения которых не требуется менять закон. Но в итоге Нетаньяху пришлось уступить Беннету, и из полномочий Шакед изъят единственный пункт – руководство комиссией по назначению судей раввинатских судов, однако она войдет в комиссию по назначению совместно с представителем Ликуда. Полномочия назначать судей раввинатских судов передано Министерству по делам религий.

В соответствии с коалиционным соглашением партия «Еврейский дом» будет так же возглавлять  Министерство просвещения,  Министерство сельского хозяйства. Представитель партии  будет занимать пост заместителя министра обороны и возглавит комиссию Кнессета по законодательству.

2-й канал ИТВ процитировал источники в Ликуде, заявляющие, что «Беннет дорого заплатит за свое вымогательство, его каденция в правительстве будет очень короткой». В свою очередь в окружении премьер-министра Биньямина Нетаньяху заявляют, что он стремится к расширению правительства, однако не за счет уже существующих партнеров.

Раздача министерских портфелей партнерам по коалиции, не могла не вызвать резкую критику, со стороны представителей Ликуда, которые также рассчитывали получить не просто министерские портфели, а именно «солидные». При этом, кандидатов на министерские должности в Ликуде было явно значительно больше, чем реальных должностей.

Предполагая это, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, все время выдвигал требования по увеличению числа министерских портфелей. В  итоге было договорено, что будущее правительство Израиля будет состоять не более чем из 22 министров. Таким образом, число портфелей не увеличится по сравнению с прошлым правительством, однако будет больше, чем предполагается законом, принятым в Кнессете 19-го созыва. Согласно этому закону число министров не может превышать 18. Для этого Нетаньяху издал распоряжение, так называемое «ораат шаа», замораживающее действие закона. Он вступит в силу лишь в Кнессете 21-го созыва. Премьер-министр получил согласие на этот шаг от всех участников сформированной коалиции.

Тем временем, как пишет The Marker, технократы Минфина предупреждают, что «щедрое» разбрасывание денег при формировании правительства приведет к удвоению бюджетного дефицита. По расчетам Минфина в 2016 году дефицит должен был бы составить 27,5 млрд шекелей (2,5% ВВП). Однако из-за 10 млрд, розданных Нетаньяху партнерам по коалиции (вдобавок к 8 млрд на покрытие структурного дефицита в бюджете будущего года и дополнительные 5,6 млрд Министерству обороны) дефицит бюджета достигнет 51,1 млрд шекелей (5% ВВП). Одни только требования религиозных партий обойдутся казне в 3,5-4.5 млрд. Нулевой НДС на базисные продукты отнимет из бюджета 1 млрд, прибавка к солдатскому жалованию еще 1,3 млрд. Таким образом, к «старому» 23,6-миллиардному долгу прибавится «новый» 27,5-миллиардный. В таком случае повышение налогов и сокращение бюджета социальных министерств будет неизбежным.

Но это все будет только завтра, а пока 34-правительство Израиля начинает свою работу.

52.28MB | MySQL:103 | 0,597sec