О планах США в отношении Сирии

Как мы и сообщали ранее, в Турции после долгих согласований началась, совместная американо-турецкая программа по подготовке отрядов «новой вооруженной оппозиции». Пока она охватывает только 70
человек, подавляющее большинство которых составляют этнические туркоманы. Все они прошли предварительный отбор специальной комиссией военной разведки США на предмет своей причастности к «радикальным исламистам». Из более чем 3000 предварительных кандидатов было одобрено всего 400. Каждый месяц планируется набирать 140 рекрутов, что очевидно вызовет большие проблемы, так как большинство воюющих сейчас в Сирии боевиков имеют явное «исламистское прошлое». Тренировочный лагерь расположен на базе национальной жандармерии Турции в Хирфанли. Пока турки делегировали в качестве инструкторов 60 военных, а американцы — 40. Так что, из-за кадрового дефицита потенциальных кандидатов количество инструкторов превышает число собственно обучаемых. В основном будущих солдат Сирийской свободной армии (ССА) сейчас учат основам городского боя. Примечательно, что практически все туркоманы, проходящие подготовку в Турции, уроженцы провинции Латакия, являющейся сейчас одним из главных оплотов алавитского меньшинства, и куда стянуты основные силы сирийской армии в лице элитных частей «Тигры» и «Соколы пустыни». С самого начала конфликта туркоманы, которых открыто поддерживала Анкара, в боях практически не участвовали и были задействованы в основном на охране участков сирийско-турецкой границы, через которых шло снабжение отрядов ССА.

Сама принадлежность обучаемых к туркоманам не случайна. Туркоманское (туркменское) меньшинство вообще особо опекается американскими спецслужбами на Ближнем Востоке. Стоит напомнить, что именно туркмены сейчас рассматриваются ЦРУ США как основной оплот в Афганистане. В конце прошлого года с племенной верхушкой афганских туркмен было заключено соглашение, предусматривающее финансирование и участие американского спецназа в подготовке племенного ополчения. Сейчас та же схема реализуется и в Сирии. При этом количество подготавливаемых явно недостаточно для того, чтобы составить какой-то внятный противовес исламистам из «Исламского государства» (ИГ) и «Джабхат аль-фатх». В этой связи наиболее логичным выглядит вариант их задействования в локальных операциях в зонах их компактного проживания в Сирии, а именно в Латакии, которую алавиты рассматривают как свой основной форпост. Некоторые эксперты в этой связи предполагают, что в качестве одной из целей действий ССА будет создание плацдарма на побережье Латакии, что даст возможность организовать морские логистические каналы снабжения повстанцев. При этом отметим, что Анкара при финансировании со стороны Дохи готовит «своих» боевиков на турецкой территории, не проходивших никакого «идеологического» отбора и число которых в разы больше, чем сейчас на базе в Хирфанли.

В этой связи тактика американцев в Сирии вызывает определенные вопросы. Количество (около трех тысяч за все время подготовки) и сроки (до 2018 года!!!!) подготовки «альтернативы исламистам», как это было декларировано Пентагоном в самом начале всей этой кампании. Ни по срокам, ни по количеству тренируемые сейчас отряды под брендом ССА никакой реальной  альтернативы радикальному крылу оппозиции составляют. Не осознавать это в Вашингтоне не могут, отсюда следует несколько выводов в отношении стратегии США в Сирии. Прежде всего, не допустить внезапного обрушения режима Б.Асада, так как в этом случае радикальные прокатарские и просаудовские группировки однозначно возьмут власть в большинстве ключевых городов, и даже очевидная последующая вспышка междоусобной войны между ними не приведет к их кардинальному ослаблению. В этой связи Пентагон будет наращивать авиационные удары по позициям ИГ и просаудовских группировок (в отношении последних — без лишней огласки) с целью их максимального сдерживания и предоставления сирийской армии возможности удерживать до определенного момента Дамаск и Латакию. При этом радиус ударов ВВС может быть расширен и на юг, и на центр Сирии, в случае утери сирийскими ВВС господства в воздухе в этих районах. При этом Вашингтон везде и со всех трибун будет продолжать заявлять «об отсутствии каких-либо контактов с режимом Б.Асада, а тем более координации каналов через партнерские каналы спецслужб». Тем не менее, такое сотрудничество планируется наладить (пока оно идет через возможности иорданских спецслужб) в «прямом режиме» в случае открытия в Дамаске посольства США, о чем сейчас в Вашингтоне серьезно задумались, взвешивая все «за» и «против». Пентагон также намерен возобновить программу совместной подготовки своего спецназа вместе с отобранными бывшими военнослужащими сирийской армии, которые должны в случае необходимости занять ключевые точки в столице Сирии. Ранее эта программа была развернута на базе Колледжа войск специального назначения в Аммане, но после вывоза арсеналов химического оружия из Сирии заморожена. Будут реанимироваться контакты по линии ЦРУ США и Госдепартамента с представителями алавитской общины Сирии, друзской общины (к местам их компактного проживания в провинции Сувейда сейчас вплотную подошли отряды ИГ), а также «умеренной сирийской оппозицией». Таким образом, в Вашингтоне в период нынешней администрации будут воздерживаться от резких шагов, которые могут привести к обвальному падению правящего сирийского режима с одновременным поддержанием «нужного градуса» давления на него.

 

52.4MB | MySQL:105 | 0,970sec