13% голосов на парламентских выборах в Турции является заметной и важной победой прокурдской Партии демократии народов (ПДН), чьи 80 представителей, преодолев непомерно высокий десятипроцентный избирательный барьер, прошли в парламент Турции. Ранее представители ведущей курдской партии (Партии мира и демократии) проходили в парламент лишь по одномандатным округам в качестве независимых кандидатов, а затем объединялись в парламентскую фракцию. После выборов 2011 года доля таких курдских депутатов в парламенте составляла всего около 8%. Находящийся в тюрьме лидер Партии рабочих Курдистана Абдулла Оджалан был одним из инициаторов создания новой для Турции политической силы, основанной не только на этническом курдском партикуляризме, но и на сотрудничестве с левыми силами страны с целью добиться более широкой избирательной платформы и преодоления десятипроцентного барьера на нынешних выборах в Меджлис. Как выяснилось, эта предвыборная тактика увенчалась успехом. Примечательно, что по избирательным спискам в турецком парламенте оказалась даже Дилек Оджалан — племянница лидера Партии рабочих Курдистана, которого в Турции считают террористом № 1. Попадание в парламент прокурдской оппозиционной партии сыграло ключевую роль в том, что сторонники правящей Партии справедливости и развития лишаются управляемого большинства в парламенте. Сам Р.Т.Эрдоган фактически признал, что его проект превращения Турции в президентскую республику провалился. Логику президента можно было понять: прошедшие в парламент политические силы обладают достаточно разновекторными подходами ко многим проблемам внутренней и внешней политики и создание коалиционного правительства видится в этом случае трудноразрешимой задачей. Внесение изменений в конституцию и переход к президентской форме правления позволил бы контролировать парламент, который может стать трудноуправляемым. Достаточно сказать, что результаты выборов означают возвращение к историческому прошлому, с краткосрочными коалициями в правительстве с сопутствовавшей им экономической нестабильностью и отсутствию «сильной руки», являющейся политическим воплощением воли большинства. Если в течение 45 дней коалиционное либо однопартийное правительство не будет сформировано, то президент должен назначить новые парламентские выборы, и до их проведения ПСР будет обладать всей полнотой власти в стране.
Успех же прокурдской партии вывел на авансцену политической жизни страны ее молодого сопредседателя – Селахаттина Демирташа, которого британская «Гардиан» уже успела окрестить «курдским Обамой» за его ораторские способности и возрастающую популярность в Турции : в президентской гонке в августе 2014 г он был на третьем месте. Превращение ПДН, которая сплотила вокруг себя в общем-то маргинальные курдские и левые партии в мейнстримную либеральную партию, во многом и его заслуга. После важной для курдов победы и попадания в парламент Демирташ заявил, что его партия не собирается формировать коалицию с правящей ПСР и что «разговоры о превращении Турции в президентскую республику можно считать законченными». Он указал, что присутствие его партии в парламенте Турции – это «победа трудящихся, безработных, крестьян, фермеров, то есть победа всего левого движения Турции». Тем не менее, как сама ПДН, так и ее лидер остаются объектом агрессивной критики как со стороны исламистов во главе с президентом, так и со стороны правых националистов из Партии националистического движения (ПНД), которые считают, что ПДН – это «террористы, которые обслуживают интересы Партии рабочих Курдистана и ее лидера Абдуллы Оджалана». Это ясно свидетельствует о том, что коалиция ПДН и ПНД невозможна в принципе.
Согласно своему нынешнему уставу ПДН определяется, как партия левого, социал-демократического толка объединяющая различные политические группы и меньшинства (этнические, политические, религиозные, представителей рабочего класса), которые намереваются политическим путем добиваться как признания своих прав, так и уважения прав человека, а также участия в политическом управлении страной. Краеугольным камнем в программе остается право на использования родного языка, в том числе и в образовательной сфере, а также обеспечение прав трудящихся, равноправия женщин, беженцев, секс-меньшинств итд. По словам сопредседателя ПДН, «избиратели оказали поддержку его партии не потому, что она представляет интересы курдов, а в силу того, что пришло время для формирования сильной альтернативы политическим партиям, основанным на национализме и нео-национализме». Об ослаблении влияния ПСР в среде курдов говорит тот факт, что один из отцов-основателей ПСР Мир Денгин Фырат, курд по национальности, вышедший несколько лет назад из партии из-за разногласий с ее лидером, на нынешних выборах баллотировавшийся уже от Партии демократии народов.
В январе этого года сторонники партии заявили, что пойдут на выборы от ПДН, а не как независимые кандидаты. Для курдских политиков это явилось достаточно рискованным шагом. Ведь на протяжении последнего десятилетия прокурдская партия стабильно получала поддержку лишь 6-8% населения всей Турции, что для прохождения в парламент было недостаточным. Однако убежденность ПДН в необходимости идти на парламентские выборы окрепла после того, как ее сопредседатель Салахаттин Демирташ получил 9,8% голосов на президентских выборах в августе 2014 г.
За весь период агитационной кампании представители ПДН заявляли, что их беспокоят не только курдские проблемы. ПДН позиционировалась, как партия, открытая для представителей разных народов и конфессий, населяющих Турцию. «Курдская партия хочет стать политической силой, заинтересованной решением проблем всей Турции – как экономических, так и социальных», — говорил ее сопредседатель.
Вопрос создания действенной коалиции в новом парламенте остается животрепещущей проблемой. Что касается прокурдской партии, то здесь наиболее вероятной видится парламентская коалиция ПДН с лево-центристской Народно-республиканской партией, созданной еще при Ататюрке, с которой, несмотря на определенные разногласия (например, по вопросу геноцида армян в Османской империи) имеется важная стратегическая платформа для единства по целому ряду международных проблем и в первую очередь, по Сирии, поскольку НРП пользуется традиционной поддержкой алевитов, выступающих за нормализацию отношений Анкары с Дамаском.
Турецких курдов поздравил с победой в своем обращении президент курдской автономии в Ираке Масуд Барзани. Для Барзани она очень важна в свете возможной курдской независимости в Ираке, к которой недвусмысленно стремятся все политические элиты иракских курдов, старающиеся сейчас заручиться в этом вопросе поддержкой ближневосточных государств и самой Турции. Для Барзани победа курдов в Турции видится очень важной, поскольку традиционные националистические элиты Турции крайне негативно относятся к идее независимого Курдистана у себя под боком, считая прежний Мосульский вилайет своей исконной территорией, несправедливо отторгнутый у молодой Турецкой Республики в 1926 году, а также опасаясь того, что такое новое государственное образование станет «центром притяжения» для собственных курдов в их стремлении к независимости.
Необходимость вовлечения курдской оппозиции в сферу легальной политики диктовалась желанием минимизировать риски неконвенциальных акций протеста на юго-востоке страны и необходимостью поддерживать хрупкое перемирие между правительством и Партией рабочих Курдистана, достигнутое в марте 2013 года. В перспективе не исключены и возможные договоренности между ПСР и ПДН по поводу большей децентрализации и увеличения полномочий местных курдских муниципальных администраций. Также теперь открываются новые возможности для курдских оппозиционеров и курдских радикалов из ПРК вести переговоры с правительством по поводу урегулирования застарелой курдской проблемы внутри страны.
На состоявшемся после выборов совете руководства ПДН был подтвержден курс на мирный политический процесс урегулирования курдского вопроса в Турции. Причем, в пресс-релизе ПДН лидер Партии рабочих Курдистана А.Оджалан был назван «архитектором мирного процесса» и руководство партии вновь потребовало немедленного его освобождения. При этом ПДН заявила о готовности взять на себя ответственность в рамках своих возможных коалиционных обязательств при том, что новое правительство Турции после прошедших выборов должно признать мультикультурный уклад Турции. В пресс-релизе подчеркивалось, что результаты выборов не позволяют создать однопартийное правительство в Турции и создание коалиционного правительства – единственных путь после проведенных выборов для осуществления принципиальной, ответственной и созидательной политики в рамках действующей конституции. Победа прокурдских сил обозначила важные политические изменения, имеющие долгосрочные последствия, которые выражаются в корректирующем воздействии на политические процессы в стране. Касается это и политики Турции в отношении Сирии, где сформировавшаяся на севере страны курдская автономия партия сирийских курдов Демократический союз видит в турецкой ПДН своего главного союзника на международной арене.