О планах США в отношении Сирии и их последствиях

Ситуация в Сирии в настоящее время оценивается экспертами ЦРУ США «как чреватая скорым падением режима Б.Асада». Они квалифицируют потерю стратегически важного центра Идлиб и выход исламистов на оперативный простор в северной части провинции Алеппо как переломный момент всей кампании. Основным условием такого развития событий называется достижение мирного соглашения между различными повстанческими группировками и их зарубежными спонсорами в лице Катара, КСА и Турции. При этом правительственные войска при поддержке отрядов ливанской «Хизбаллы» сумели сохранить коридор из долины Бекаа через Дамаск, Хомс и Хаму к Латакии и побережью, что позволяет обеспечивать материально-техническое снабжение правительственных войск в этих районах. Однако в ЦРУ полагают, что динамика развития ситуации в ближайшее время может серьезно разрушить бесперебойное снабжение сирийской армии в центральной Сирии. Имеется в виду готовящееся наступление отрядов «Исламского государства» (ИГ) на Хомс Хаму. Аналитики ЦРУ указывают при этом на недостаток резервов у правительственной армии и неспособность Ирана каким-либо кардинальным образом повлиять на этот процесс. Отмечается и падение морального духа сторонников Б.Асада и их союзников из «Хизбаллы». Пока правительственные силы продолжают удерживать основные стратегические пункты (Дамаск, Латакию, Хомс), однако новые скоординированные действия противников Б.Асада в состоянии очень быстро эту ситуацию изменить. Все это ставит на повестку дня вопрос о будущем государственном устройстве Сирии в послеасадовскую эпоху.

По оценке Вашингтона, в настоящее время созрела оптимальная ситуация для запуска процесса внутрисирийского урегулирования. Одним из главных условий которого является отстранение президента Б.Асада от власти с последующим выездом его в эмиграцию в Иран или Россию. Алавитская община при этом должна выдвинуть авторитетного деятеля, лучше военного, из своей среды, способного возглавить переговорный процесс с целью создания временного правительства. Это обстоятельство может позволить снять основной барьер для участия в переговорах всех оппозиционных сил, за исключением ИГ. В планах американцев не договариваться с ИГ, а создать единый блок в лице подавляющего большинства политических сил для нанесения ему решающего военного поражения. При этом участие авторитетных алавитских «тяжеловесов» в переходном правительстве является обязательным в силу тяжелого урока в Ираке, где политическая изоляция суннитов под предлогом «дебаасизации» привела к нынешнему политическому кризису. В этой связи, по некоторым данным, американцы уже направили в Дамаск несколько сотрудников ЦРУ «по связи» якобы для координации усилий с сирийскими военными по борьбе с ИГ. Помимо этой задачи они должны «аккуратно прозондировать» настроение алавитского офицерского корпуса на предмет возможной смены Б.Асада. Аналогичная деятельность ведется и через иорданских коллег.

Предполагается, что в таком случае Вашингтон сможет в достаточной степени надавить на Анкару и Эр-Рияд с целью заставить их убедить подконтрольную им «Джабхат аль-фатх» сесть за стол переговоров с «обновленным» сирийским режимом. Немаловажную роль при этом может сыграть и успех переговоров по иранской ядерной программе, что должно убедить аравийские монархии в необходимости резко снизить иранское влияние в Сирии путем предложенной американцами вышеизложенной схемы в свете снятия с Ирана экономических санкций. По крайней мере, 2 июня с.г. за закрытыми дверями американцы и французы активно вбрасывали этот вариант действий саудовским представителям. В союзники также предполагается взять и Москву для совместных усилий по организации переговорного процесса. В Вашингтоне с подачи Эр-Рияда почему-то уверены в том, что Кремль постепенно дистанцируется от Асада. В пользу этого якобы говорят и постоянные просьбы Москвы к аравийским повлиять должным образом на оппозиционные группировки и склонить их к прекращению боевых действий в случае ухода Асада. В этом же ключе американцами расцениваются и постоянные инициативы Москвы по организации консультаций с различными слоями сирийской оппозиции. Таким образом, Россия может в значительной степени повлиять на сирийского президента в рамках его добровольного отхода от власти с последующей эмиграцией и гарантией личной безопасности ему и членам его семьи.

По нашей оценке, такая схема действий выглядит чересчур упрощенной. Первое — исламисты, патронируемые Саудовской Аравией и Турцией сейчас находятся на подъеме, что фактически исключает их готовность идти на переговоры. На Арабском Востоке (и не только там) перемирие возможно только с побежденным врагом. В остальных случаях при паритете сил это называется передышкой для перегруппировки сил. Не для того Эр-Рияд пошел на крайне болезненный для него компромисс по вопросу участия прокатарских «Братьев-мусульман» в будущей политической жизни Сирии, чтобы вот так уступать стратегическую инициативу. В задачах КСА — полное выключение Сирии из иранской орбиты и доминирование в ней, а этого можно достичь только при наличии преобладающей военной силы, а не некого аморфного временного правительства с непонятным участием. Второе — переговоры с алавитами без Асада сразу же вносят в нынешнюю компромиссную схему «временного союза» раздрай, и автоматически стимулирует отход в сторону «политической оппозиции» и начало междоусобных схваток между ИГ и «Джабхат аль-фатх». При этом никакой внятной силовой альтернативы исламистскому сегменту сопротивления у американцев просто нет, и еще долго не будет. Третье — алавиты и курды совершенно точно не доверяют планам о своей инкорпорации во временное правительство, прекрасно понимая, что в лучшем случае они будут оттеснены на политическую и экономическую периферию с резервацией в зонах своего традиционного проживания. При этом вернуться во власть они никогда не смогут по определению чисто по демографическим причинам. Это совсем не Ирак. Не исключено, что на практике, добровольная отдача власти будет означать массовое истребление алавитов при полном «нейтралитете» Запада. Верхушка алавитов, знающая реалии региона не в пример лучше американцев, отдает себе отчет о последствиях любых компромиссов с исламистами. Четвертое — Иран не собирается разменивать Сирию на уступки по ядерной программе. Падение алавитского режима в Сирии будет автоматически означать очень негативные последствия как для основного союзника Ирана в регионе в лице «Хизбаллы», так, собственно, и для шиитского правительства в Ираке. В этой связи, в случае совсем уж катастрофичного развития ситуации, Тегеран практически однозначно пойдет на открытую военную интервенцию в Сирию силами уже кадровых частей КСИР. Этот вариант в Тегеране уже готов, в связи с чем готовятся специальные аэродромы для приема транспортной авиации.

И наконец, при реализации американского варианта и начале жесткой борьбы «всех против всех» в выигрыше окажутся все те же сторонники ИГ, которые уверенно будут маневрировать среди всех участников конфликта. При этом превращение Сирии во вторую Ливию при реализации предложенного Вашингтоном варианта произойдет фактически однозначно, что трансформирует этот регион в зону перманентного вооруженного конфликта.

52.21MB | MySQL:103 | 0,499sec