Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 июня 2015 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Сирии, Ираке и Ливии продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с боевиками «Исламского государства« (ИГ) и других антирежимных группировок. В Женеве 19 июня безрезультатно завершились консультации по урегулированию конфликта в Йемене, боевые действия в этой стране продолжаются. Сложной остается обстановка в Афганистане, Судане и Южном Судане, на Синайском полуострове в Египте и на северо-западе Пакистана.

В Женеве на прошедшей неделе проходили консультации между делегациями конфликтующих сторон в Йемене. С одной стороны, в них участвовали представители шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента Йемена А. А. Салеха, а с другой – делегация, представлявшая, находящегося в изгнании в Саудовской Аравии йеменского президента А. М. Хади. Диалог носил непрямой характер, а велся через посредника — спецпосланника ООН по Йемену И. Ульд Шейх Ахмеда. Учитывая остроту противоречий между сторонами, успех нынешнего раунда диалога был крайне маловероятен. Речь в основном шла об установлении гуманитарной паузы, к которой призвал стороны генсек ООН Пан Ги Мун. Однако соглашения о прекращении огня на время начавшегося 17 июня священного для мусульман месяца Рамадан не удалось. Стороны обвинили друг друга в провале переговоров. Кроме того, хоуситы обвинили КСА в оказании давления на переговорный процесс, что, по их мнению, негативно сказалось на итогах дискуссий. Дата второго раунда межйеменских переговоров пока не назначена.

Между тем в Йемене продолжались боевые действия сил хоуситов и сторонников А. А. Салеха с формированиями, лояльными А. М. Хади. Наиболее ожесточенные бои велись в провинции Мариб в центральной части страны. ВВС арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией наносили удары по различным объектам на йеменской территории. В столице Йемена Сане 17 и 20 июня были совершены теракты. Хоуситы постоянно вели обстрел приграничных с Йеменом саудовских городов и деревень.

Администрация США подтвердила 16 июня ликвидацию лидера террористической группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (АКАП) Н. аль-Вахайши, который возглавлял ее с момента создания в 2009г. Ранее гибель своего лидера подтвердила АКАП.

По информации иранских СМИ, на юге Саудовской Аравии в провинции Наджран у границы с Йеменом объявлено о создании движения «Ахрар Эн-Наджран» («Свободные граждане Наджрана»). Сообщается, что местные племена, примкнувшие к движению, объявили о своем присоединении к йеменским войскам в борьбе против властей КСА, поскольку Эр-Рияд, по их версии, «нарушил все договоры, заключенные ранее с племенами».

18 июня на полях Петербургского международного экономического форума состоялась встреча президента России В. Путина с сыном саудовского короля Сальмана, наследником наследника престола, вторым заместителем председателя правительства, министром обороны и главой Совета по экономическим вопросам и развитию Саудовской Аравии принцем М. бен Сальманом. Сообщается, что В. Путин и М. бен Сальман детально обсудили ситуацию в Йемене, Сирии, Ираке и Ливии, другие региональные и международные вопросы. Было подтверждено, что король Сальман принимает приглашение посетить Россию с визитом, а президенту Путину было передано приглашение саудовского монарха посетить с визитом КСА. По словам главы внешнеполитического ведомства КСА А. аль-Джубейра, визит принца М. бен Сальмана в Россию «помог решению многих вызовов, с которыми Саудовская Аравия сталкивается в регионе, что внесет свой вклад в дело развития всесторонних отношений с Россией». По итогам переговоров в Санкт-Петербурге между Россией и Саудовской Аравией было подписано несколько соглашений и меморандумов о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики, экономики, мирного использования атомной энергии и научных исследований в космосе. Вместе с тем, почти все эти договоренности представляют собой «не более чем первый шаг на пути к реальному взаимодействию в соответствующих сферах, требующий упорной работы российской стороны, направленной на то, чтобы придать им действительно практическое наполнение».

В Сирии на минувшей неделе наиболее интенсивные бои между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада велись в провинции Эль-Кунейтра к юго-западу от Дамаска и в южной провинции Дераа. На северо-востоке Сирии в провинции Ракка курдские ополченцы освободили от боевиков «Исламского государства» (ИГ) город Тель-Абьяд на границе с Турцией. Боевики ИГ начали минирование архитектурного комплекса древнего города Пальмира.

Президент России В. Путин заявил 19 июня: «Мы готовы вести диалог с президентом Асадом в том направлении, чтобы он проводил совместно с представителями так называемой здоровой оппозиции политические реформы. Я считаю, что это вполне конструктивно и реализуемо». Что касается возможной отставки Асада, «то это может сделать только сирийский народ». Российский президент высказал опасение, что ситуация в Сирии будет развиваться по ливийскому или иракскому сценариям. «Этим, прежде всего, продиктована наша позиция по поддержке президента Асада и его правительства. Мы считаем, что это правильная позиция, и трудно было от нас ожидать чего-либо другого», — подчеркнул В. Путин.

Глава Пентагона Э. Картер сообщил 18 июня, что США испытывают сложности с отбором бойцов сирийской оппозиции, готовых воевать на родине с экстремистскими группировками после прохождения военной подготовки у американских инструкторов. По словам Картера, американцы стараются найти сирийских оппозиционеров с «правильным образом мышления», не связанных с такими группировками, как ИГ. Кроме того, отобранные для военного обучения сирийцы должны «работать в направлении нашей цели», т.е. прежде всего, воевать с ИГ. На деле же «выясняется, что подобрать людей, отвечающих обоим этим критериям, чрезвычайно трудно». Картер также заявил, что в Вашингтоне рассчитывают, что Асад добровольно уйдет в отставку, однако считают, что это вряд ли произойдет в ближайшем будущем.

Президент Египта А. Ф. ас-Сиси полагает, что режим Асада может окончательно рухнуть в любой момент, о чем он сообщил премьер-министру Ливана С. Тамаму, находившемуся на прошедшей неделе с визитом в Каире.

16 июня уголовный суд Египта вынес окончательный приговор по делу о государственной измене и шпионаже в пользу иностранного государства, по которому бывший президент страны М. Мурси осужден на пожизненное заключение, что в АРЕ соответствует 25 годам тюремного заключения. По этому же делу суд подтвердил смертные приговоры троим лидерам «Братьев-мусульман, в том числе «серому кардиналу» и главному финансисту запрещенной в Египте исламистской ассоциации Х. аш-Шатеру. В этот же день египетский суд вынес окончательный вердикт М. Мурси, приговорив его к смертной казни по делу о массовом побеге заключенных из тюрем в дни революции 2011 г. и их участии в беспорядках. В числе осужденных на казнь по этому делу — духовный наставник «Братьев-мусульман» М. Бадиа, его заместитель Р. аль-Байюми, один из активных руководителей исламистов И. аль-Арьян и бывший спикер парламента С. аль-Кататни. Таким образом, в общей сложности Мурси на основании трех вынесенных ему приговоров (первый приговор, вынесенный в апреле с. г., был связан с делом о беспорядках у президентского дворца «Аль-Иттихадия» в конце 2012 г.) получил 45 лет тюрьмы и смертную казнь. «Братья-мусульмане» назвали приговоры недействительными и не имеющими юридической силы. Жесткие приговоры египетского суда вызвали негативную реакцию в ряде стран. Генсек ООН Пан Ги Мун выразил в этой связи «глубокую обеспокоенность». В Вашингтоне назвали приговоры Мурси и его сторонникам «политически мотивированными». Свою «глубокую озабоченность» выразил Катар, потребовавший отмены приговора и освобождения Мурси. Президент Турции Р. Т. Эрдоган обратился к международному сообществу с призывом повлиять на египетские власти с тем, чтобы те отменили смертную казнь.

Президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси 17 июня издал указ об амнистии в отношении 165 человек, осужденных за участие в протестных акциях. Указ издан в связи с наступлением Рамадана.

19 июня сторонники «Братьев-мусульман» организовали спорадические стычки с полицией и беспорядки в ряде районов Каира, а также в некоторых провинциях страны, однако провести масштабные акции протеста у исламистов не получилось.

Переговоры Ирана и «шестерки» международных посредников по ядерной программе Тегерана перешли фактически в непрерывный режим, делегации находятся в Вене и будут здесь до конца июня, заявил замглавы МИД России С. Рябков. По его информации, ни по одному из направлений ядерной программы ИРИ «нет откатов к прежним позициям», а «наблюдается положительная динамика, и это очень важно». Министр иностранных дел Ирана М. Д. Зариф заявил 21 июня, что Тегеран «не настаивает на крайнем сроке заключения ядерной сделки до 1 июля». «Мы считаем, что, прежде всего, должно быть достигнуто хорошее соглашение. Это означает, что мы не ставим во главу угла временные рамки», — подчеркнул Зариф. По его мнению, «лучше продлить нынешний раунд переговоров до подписания соглашения, чем устанавливать новые, более отдаленные сроки».

Непродуктивно специально «требовать от Ирана каких-то вещей, которые для него являются абсолютно неисполнимыми и несущественными для решения главной проблемы, проблемы нераспространения», — заявил 19 июня президент России В. Путин, комментируя ход переговоров по ядерной программе ИРИ. «Мы очень рады тому, что иранская позиция претерпела существенные изменения и позволила выйти на тот уровень и договоренности, которые мы сегодня имеем. Мы, безусловно, поддержим эти договоренности», — отметил В. Путин.

21 июня иранский парламент поддержал законопроект, оговаривающий условия, на которых Тегеран готов вести диалог с «шестеркой» по своей ядерной программе. Так, санкции в отношении Ирана должны быть сняты полностью и немедленно после заключения соглашения. Запрещается допуск иностранных инспекторов на военные объекты ИРИ, в том числе на те, в отношении которых имеются подозрение на ядерную деятельность.

Представители правительства Афганистана и радикального исламистского движения «Талибан» проводят встречу в столице Норвегии Осло, обсуждая возможности окончания военных действий в стране. Тем временем боевики «Талибана» 21 июня захватили один из районов пограничной с Таджикистаном североафганской провинции Кундуз, а правительственные силы отбили у боевиков один из районов в пограничной с Таджикистаном провинции Бадахшан.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади 17 июня посетил с визитом Иран, где ему была обещана всесторонняя помощь в борьбе с экстремистами из ИГ. В то же время президент ИРИ Х. Роухани в ходе встречи с Х. аль-Абади заявил, что «главная ответственность за борьбу с терроризмом и за несомненную победу над ним на территории Ирака ложится, безусловно, на плечи иракского народа и иракской армии».

Американская военная кампания против ИГ, к проведению которой Вашингтон приступил более года тому назад в Ираке и Сирии, до сих пор находится по существу лишь на самой начальной стадии, признал 17 июня глава Комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси. Он не стал прогнозировать, сколько времени может потребоваться на разгром экстремистов. Генерал не исключил возможности кратковременной отправки американских военнослужащих в Ирак для участия в «целевых операциях» по освобождению ключевых городов в этой стране.

15 июня президент Франции Ф. Олланд посетил Алжир, где провел переговоры с президентом АНДР А. Бутефликой по вопросам «общей борьбы» с джихадистами в Ливии и Мали. Также были затронуты проблемы двусторонних отношений «в экономике, культуре и в гуманитарной сфере».

Приложение

 

 

Алжир: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

Алжир – наиболее крупное по территории, численности населения, экономическому и военному потенциалу государство на северо-западе Африки, что традиционно подпитывает амбициозность алжирского руководства, его стремление утвердить ведущую роль страны в регионе. Данное обстоятельство напрямую сказывается на проблемах обеспечения национальной безопасности АНДР, приоритетах государственной политики в этой сфере. Алжир перманентно наращивает свой военный потенциал. Большое внимание уделяется борьбе с террористической угрозой, имеющей как внутренние, так и внешние корни. На вопросы обеспечения национальной безопасности продолжают оказывать влияние и сохраняющиеся территориальные и политические противоречия с Марокко.

Что касается внутренних аспектов национальной безопасности, то здесь главным остается вопрос о путях дальнейшего политического и экономического развития Алжира. Власти прилагают усилия по недопущению дестабилизации обстановки в стране. Причем «страх перед изменениями, которые испытывает режим, осложняет его намерение провести коренные преобразования, которые, естественно, не пользуются поддержкой населения. Во многом именно поэтому власти используют доходы от экспорта углеводородов не для решения назревших структурных проблем, особенно в экономике, а главным образом для подкупа лояльности населения». Однако ситуацию для правительства в последнее время осложняет кризис национальной нефтегазовой отрасли, снижение поступлений в казну, что ведет к ухудшению положения «простого населения страны». Требуют своего решения заметно обострившаяся проблема берберского населения. Не снята полностью с повестки дня и проблема противостояния сторонников светского и исламского путей развития Алжира.

Правящему режиму в начале нынешнего столетия удалось подавить основные силы экстремистских и террористических исламистских группировок, снять непосредственную угрозу действующей власти с их стороны. Тем не менее, говорить о полной победе над экстремистами и террористами в Алжире пока нет достаточных оснований. Несмотря на понесенные тяжелые потери, радикальные исламисты смогли сохранить часть своих сил и продолжают совершать различного рода насильственные акции. Кроме того, алжирские спецслужбы опасаются уже идущего процесс превращения джихадистами Сахеля в свою тыловую базу для подготовки масштабных антиправительственных действий непосредственно на территории АНДР. Сохраняются и глубинные причины для распространения в стране идеологии джихадизма, что во многом связано с социально-экономическими и политическими факторами. Отметим, что в Алжире имеются достаточно многочисленные слои населения, которые «при определенном стечении обстоятельств» могут опять оказаться восприимчивыми к радикальной исламистской идеологии.

Кардинальные изменения, произошедшие в последние годы в Тунисе, Мали и, особенно, в Ливии, оказали прямое негативное влияние на обстановку в Алжире. Свержение режима М. Каддафи в Ливии в 2011 г. фактически придало джихадистским группировкам в регионе «второе дыхание», а территория соседней страны превратилась в источник напряженности и исламистской угрозы у алжирских границ. Это потребовало от руководства АНДР принятия дополнительных превентивных мер по обеспечению безопасности в стране, особенно в приграничных районах. Прилагаются усилия по предотвращению инфильтрации на территорию Алжира террористических групп, ведется жесткая борьба с контрабандой оружия и взрывчатых веществ, незаконной миграцией. Так, дополнительные силы армии, в том числе спецназа были переброшены на границы с Ливией и Тунисом. В 2014 г. в приграничном с Ливией районе был создан отдельный седьмой военный округ. Организовано постоянное наблюдение за объектами добычи нефти и газа и прилегающими к ним районами с использованием беспилотных летательных аппаратов. Проводятся спецоперации по перехвату автокараванов экстремистов.

АНДР придает большое значение международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Алжир координирует антитеррористические усилия (в основном это обмен информацией) с Тунисом, Мавританией, Нигером, Чадом и рядом стран Западной Африки.

Алжирское руководство не приемлет иностранное военное вмешательство в Ливии и поддерживает политическое урегулирование кризиса в соседней стране, выступает «за налаживание диалога между всеми участниками конфликта, за исключением джихадистов». АНДР активно посредничает между конфликтующими сторонами в Ливии.

С начала конфликта в Мали Алжир выступал за невмешательство в дела этой страны и согласился поддержать западную военную операцию лишь потому, что у него не было реальной возможности помешать ее проведению. В то же время АНДР продолжает поддерживать линию на политическое урегулирование в Мали и играть свою, самостоятельную роль в соседней стране, выступая посредником между конфликтующими сторонами. Ожидается, что 20 июня правительство Мали и основные группировки повстанцев-туарегов подпишут мирное соглашение.

Подходы к решению проблемы Западной Сахары, наличие территориально-пограничных споров, соперничество за лидерство в регионе традиционно осложняют отношения между Алжиром и Марокко, стимулируют гонку вооружений между двумя государствами. Положение дел осложняет тупиковая ситуация в урегулировании западносахарской проблемы: для Алжира и Марокко «в обозримом будущем невозможно отказаться от собственного видения будущего Западной Сахары». Вместе с тем, история алжирско-марокканских отношений показывает, что руководители обоих государств не стремятся резко обострять ситуацию, а тем более доводить ее до взрывоопасного состояния.

Соперничество и борьба интересов между различными кланами в алжирской политической элите по вопросу о кандидатуре будущего первого лица государства, о путях дальнейшего развития страны являются ключевыми для Алжира на данном этапе. И если местные «верхи» не смогут найти компромиссные пути для их решения, то ситуация в республике может серьезно дестабилизироваться.

Все более негативно сказывается на обстановке в стране нерешенность берберской проблемы. Берберы (кабилы) настойчиво продолжают борьбу за предоставление районам с компактным берберским населением автономии, отстаивают право на возможность без ограничений и дискриминации пользоваться своим языком и развивать национальную культуру. В то же время алжирские власти не только не способствуют решению этого очень болезненного для республики вопроса, но еще больше обостряют его. В итоге происходит радикализация берберского движения, усиливается сопротивление берберов властям. В целом кабильская проблема, в случае непринятия мер по ее положительному разрешению, будет усиливать кризисные, дестабилизирующие тенденции в Алжире.

В условиях неопределенности в вопросе о преемнике нынешнего тяжело больного президента АНДР А. Бутефлики, ухудшающегося экономического и финансового положения республики постепенно усиливают свою активность оппозиционные силы различной ориентации, нарастет недовольство властями со стороны различных слоев населения. Так, в конце февраля 2015 г. в Алжире произошла вспышка социальных протестов. Коалиция оппозиционных партий (светских и исламистских) заявляет о необходимости проведения досрочных выборов главы государства. К смене правящего режима призывает влиятельное молодежное движение «Хватит».

Продолжающееся осложнение ситуации в стране требует от властей проведения хотя бы частичного реформирования в политической и экономической сферах. Причем положение дел в экономике «просто вынуждает алжирское руководство идти по пути «гражданской консолидации» и запустить процесс «деления власти»». При этом на первом этапе намечено провести преимущественно политические реформы «с целью создания устойчивой общественной базы для будущих экономических преобразований». В частности, предполагается инкорпорировать т. н. «умеренных исламистов» в государственные структуры. Ожидаются послабления и для политической деятельности оппозиционных партий в целом. В экономике намечается создать оптимальные условия для привлечения в республику зарубежных инвестиций и снизить воздействие мировых цен на нефть на формирование алжирского бюджета.

Таким образом, в настоящее время основополагающей проблемой национальной безопасности Алжира остается недопущение дестабилизации обстановки в стране. Это потребует от правящего режима проведения назревших реформ в политической и социально-экономической областях, принятия дополнительных мер по обеспечению внутренней и внешней безопасности республики.

52.39MB | MySQL:103 | 0,434sec