Что думают в Иране о завершении переговоров по ядерной программе

На последней финишной прямой, менее чем за десять дней до завершения переговорного процесса по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы между Исламской Республикой Иран и «шестеркой» международных посредников ( 5 стран-членов Совета Безопасности ООН  —  Китай, США, Россия, Англия, Франция, плюс Германия),  переговоры не снижают своей интенсивности. Так, 18 июня они продолжались 5 часов,  сосредоточившись на формулировках окончательного соглашения.  Глава иранской дипломатии Мохаммад-Джавад Зариф  в эти дни находится в Тегеране, а переговорами руководят его заместители Аббас Аракчи и Маджид Тахтэ-Раванчи. Переговорную команду «шестерки» международных посредников возглавляет  Хельга Шмидт, заместитель Верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности  Федерики Могерини.

Сами главы МИД стран «шестерки» сядут за стол переговоров на заключительном этапе. По информации заместителя главы российского МИДа С.Рябкова, попавшей в иранские СМИ, это произойдет  за пять дней до подведения изнурительного дипломатического марафона. Его шеф, министр иностранных дел РФ С.Лавров взял на себя миссию консультаций с генеральным  директором  Международного агентства по атомной энергии Ю.Амано. Тем временем, поступают все новые факты о том, что США пытаются делать шаги, демонстрирующие желание американской администрации  не раздражать  Тегеран перед подписанием окончательного соглашения. Именно в этом ключе, на наш взгляд, можно рассматривать принятое президентом  Б.Обамой решение  не публиковать годовой отчет о состоянии прав человека в Иране до подписания итогового документа по иранской ядерной программе. Госдепартамент США, правда, пытался опровергнуть такую связь,  заявив, что доклад появится со дня на день. Но он никак не появляется, и понятно почему.

В Тегеране  между тем озвучиваются самые различные, порой взаимоисключающие,  точки зрения. Такой видный иранский политик как аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, в очередной раз сказал в эти дни, что санкции не просто ощущаются в Иране на повседневной жизни миллионов ее граждан, они «сломали хребет иранской экономики». Вот почему, заявил вечером 20 июня в интервью информагентству «Фарс» заместитель председателя парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике  Мансур Хакикатпур,  «наше главное право – добиться снятия санкций с иранской экономики уже в нынешнем году». Похоже,  в этом контексте вопрос о том, придут ли стороны к соглашению,  вообще не стоит. Подобной точки  зрения придерживаются и подавляющее большинство парламентариев. Законодатели призвали правительство подписать соглашение с «шестеркой» переговорщиков не раньше, чем США, ЕС и Совбез ООН снимут с Тегерана весь пакет санкций. Как сообщила вечером 21 июня газета «Кейхан», такую петицию поддержали 199 из 213 присутствовавших на заседании депутатов.

В то время как правоконсервативная «Ресалат» озаглавила в субботу свою передовую «Санкции не создали в Иране паралич,  народ выстоит», намекая таким образом, что нет смысла торопиться с подписанием текста окончательного соглашения, в тот же день чуть более умеренная «Джомхурийе Эслами» вынесла на первую страницу материал под таким названием: «Запад  говорит об увеличении шансов на достижение ядерного соглашения». Касаясь нынешнего раунда переговоров, проходящего, как и многие предыдущие, в Вене, издание  акцентирует внимание на том, что главное, чем заняты переговорщики – устранить разногласия в формулировках итогового документа. «При этом переговоры пронизывает атмосфера оптимизма, связанная с ощущением того, что шансы на достижение соглашения  увеличиваются».

В условиях, когда до окончания переговоров осталось совсем немного времени, эта тема становится все более публичной, активно отражаясь и на еженедельных пятничных проповедях в иранских мечетях.  Не стала исключением и пятница 19 июня. В своем большинстве религиозные деятели поддержали тех иранских политиков, которые солидаризируются с мнением верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи.  Оно заключается в необходимости оказывать все большее давление на руководство стран-международных посредников, чтобы защитить суверенные права Ирана на продвижение в сфере ядерной энергетики.  Религиозные авторитеты традиционно избрали США главной мишенью своих словесных атак. Так, аятолла Маваххеди-Кермани, временный имам Главной мечети Тегерана, заявил на пятничной проповеди, что вне всякого сомнения, Америке следует уяснить наконец, что она больше  Ирана заинтересована в ядерном соглашении. «Когда она поймет за что именно борется Иран, за что именно страдает ее народ,  понимающий  необходимость противостояния санкциям,  когда Америка постепенно, шаг за шагом, поймет правоту нашего народа, она придет к тому, что наши требования справедливы, и она поневоле склонится к тому, чтобы принять наши условия подписания итогового документа. Но если она останется в плену ошибочных иллюзий, связанных с тем, что наш народ можно сломить санкциями, что мы покоримся ее воле,  и для того, чтобы сломить наших переговорщиков и заставить их пойти на заведомо неприемлемые условия, надо ввести новые санкции,  продолжать давление, то ей следует знать, что мы ни в коем случаем не капитулируем перед лицом санкций! Наш народ создал экономику сопротивления, мы с ней живем и боремся,  и нас не сломить!». Как считает Маваххеди-Кермани, никакие санкции не сломят волю народа, он силен как никогда, он вполне проживет и без соглашения с Западом в ядерной сфере. «Это соглашение, — неоднократно повторил аятолла, — больше нужно Америке, вот она пусть и идет на уступки».  Другой атолла — Ахмад  Алам-оль-хода, пятничный имам Соборной мечети святого для иранских шиитов города Мешхеда, был в пятницу еще более категоричен: «цель Америки в проведении атомных переговоров и достижения атомного соглашения  —  добиться падения режима исламской республики в Иране и тем самым свернуть народ от своих революционных достижений».

При этом надо учесть, что продолжение атомных переговоров и достижение соглашения, открывающего дорогу снятию санкций, а следовательно – выходу из  международной изоляции и улучшению экономического положения официально поддерживается верховным  лидером страны и является важнейшей частью национальной стратегии развития.  По словам же аятоллы Алам-оль-хода, «главная цель Запада во главе с США на этих переговорах – одурачить Иран, заставить его придти к заведомо невыгодным для себя и капитулянтским по сути соглашениям». Вот почему, настаивает аятолла, иранцы не должны поддаться  уговорам Запада и пойти у него на поводу.

Интересно сделанное в пятницу 19 июня высказывание, исходящее от аятоллы Али Саиди – представителя  Али Хаменеи в Корпусе стражей исламской революции (КСИР). Выступая перед началом намаза в той же Соборной мечети Тегерана, он сказал, что  Иран должен стойко держаться перед лицом вызовов, исходящих от «мировой деспотии».  «Нация должна оставаться верной идеям своей революции», — заявил он. А это, по сути, означает, что Иран не должен подписывать никаких соглашений с врагом, то есть – США.  Его поддержал другой аятолла – Гулам-Реза Месбахи-Могаддам, который обратил внимание на необходимости следовать  путем активного сопротивления «козням Запада». Так он отреагировал на недавнее заявление президента Х.Роухани о том, что введенные ЕС и США санкции больно ударяют по национальной экономике: «Врагу не следует подсказывать наши слабые места».

Секретарь Наблюдательного Совета,  престарелый аятолла Ахмад Джаннати,  также счел необходимым выразиться по поводу приближающегося завершения атомных переговоров. Выступая на заседании Совета он заявил, что Запад делает все возможное, чтобы заставить Иран капитулировать. Переговорщики с противостоящей Ирану стороны прилагают для этого все усилия: они затягивают переговоры, уводят их на обсуждение других проблем, мешают ходу обсуждения. «Мы очень пессимистически смотрим на результаты общения с ними, они внушают нам подозрение. Америка много лет училась всякого рода хитростям и она умело применяет их и в этот раз. Она достаточно искусна в лицемерии и преуспела в нем на переговорах с Ираном. Словом, Запад делает все, чтобы принудить нас сдаться, предать  национальные идеалы и чаяния». «Более того, — сказал на днях Рахим Пур-Асхади, член Совета, — наши враги хотят, чтобы  прекратили свое вращение и барабаны центрифуг, и одновременно прекратил свое вращение круговорот жизни в иранском обществе. Мы такое принять не можем».

На фоне таких высказываний, вполне адекватно отражающих настроения в иранском обществе накануне подписания итогового документа, трудно прогнозировать успешное и своевременное  завершение переговорного процесса.

52.31MB | MySQL:103 | 0,425sec