Племена и молодежь Наджрана против саудовской власти?

Начиная с 19 июня 2015 г., иранские информационные агентства (поддерживаемые и прохоуситской йеменской пропагандой) распространяют сообщения о формировании в южной саудовской провинции Наджран военно-политического движения «Ахрар Наджран – Свободные люди Наджрана», начавшего активное противостояние со сконцентрированной на йеменской границе саудовской армией (включая и подразделения Национальной гвардии). По данным неиранских и не связанных с хоуситами источников, сторонники этого движения смогли установить контроль над правительственной военной базой в местечке Аш-Мишъалийя (юг провинции), а также ведут боевые действия с Национальной гвардией в местечке Хабаш, расположенном в десяти километрах от города Наджран, центра одноименной провинции. По сообщениям из Наджрана, «десятки саудовских солдат погибли в ходе боев в жилых кварталах селения Хабаш».

Сообщения иранских агентств (не говоря уже о связанной с хоуситами пропаганде) можно было бы рассматривать как часть развивающейся саудовско-иранской информационной войны, начавшейся сразу же после того, как руководимая Саудовской Аравии, ратующей за «восстановление законности» в Йемене, коалиции осуществила первые воздушные удары по тем регионам страны-соседа, которые оказались под контролем хоуситов. Вместе с тем, отсутствие каких-либо опровержений этих сообщений со стороны официального Эр-Рияда, продолжающего сообщать об успешных действиях коалиции и о не менее успешном отражении «хоуситской агрессии» против «южных провинций королевства», заставляет с большим вниманием отнестись к информации, распространяемой саудовским «стратегическим противником». В свою очередь, информация о событиях в Наджране может, видимо, в той или иной степени пролить свет на причины неуступчивости хоуситской делегации, приведшей к фактическому провалу недавней конференции в Женеве, которая, как это предполагалось, привела бы к возобновлению внутрийеменского политического диалога.

Наджран – особая саудовская провинция (и, одновременно, историко-географическая единица, ныне разделенная между Йеменом и Саудовской Аравией), на территорию которой вплоть до саудовско-йеменской войны 1934 г. распространялся суверенитет Саны. Присоединение северной части этой историко-географической единицы к Саудовской Аравии стало заключительным аккордом экспансионистской и аннексионистской политики основателя современного саудовского государства – короля Ибн Сауда в пределах Аравийского полуострова. Население современной провинции Наджран не только сохраняет традиционную родоплеменную структуру, идентичную тем узам, которые связывают жителей Северного Йемена, объединено с ними историческими семейными связями, придерживаясь, при этом, одного из ответвлений шиизма – исмаилитской доктрины. По данным саудовского шиитского клирика (из Восточной провинции) шейха Хасана ас-Саффара, в Наджране проживает около 500 тыс. компактно сконцентрированных исмаилитов.

23 апреля 2000 г. в городе Наджран произошли выступления исмаилитов, — для этого был повод – закрытие исмаилитских мечетей и аресты духовных лидеров общины, в котором племенные вожди и солидаризировавшаяся с ними вновь формировавшаяся исмаилитская интеллигенция видели нарушение потомками Ибн Сауда тех соглашений (предусматривавших, в том числе, и уважение религиозных воззрений жителей Наджрана), которые заключались королем-основателем с лидерами местных племенных сообществ и исмаилитскими клириками. Столкновения с силами государственной безопасности закончились кровопролитием, — последовала волна арестов, поддержанных фетвой Совета высших улемов, объявлявшей исмаилитов «неверными», а их воззрения «еретическими». Опубликованный в 2008 г. доклад Human Rights Watch констатировал, что последователей этой ветви шиизма окружает «враждебность» и «дискриминация». Антиисмаилитская (и шире – антишиитская) риторика не исчезла из дискурса официальных богословов, — один из них еще в 1999 г. утверждал, что благодаря «милости Всевышнего, усилиям короля Абдель Азиза и его сыновей» в государстве нет места «враждебным течениям, связанным с друзами, алавитами, сторонниками суфизма и карматами». «Друзы» и «алавиты» – определение двунадесятников, «карматы» (ответвление шиитской доктрины эпохи IX-XI вв.) – исмаилитов.

Преодолевая сопротивление улемов, в то время правящий монарх – король Абдалла бен Абдель Азиз распространил курс «осторожной открытости», проводившийся им в отношении шиитов Восточной провинции, и на исмаилитов, что подчеркнула состоявшаяся в начале ноября 2006 г. его поездка в Наджран (где стали появляться новые исмаилитские мечети). Увеличение инвестиций в этот регион сопровождалось (как и в случае шиитов Эль-Хасы) распространением системы принесения клятвы верностиаль-бейъа на духовных руководителей исмаилитской общины и расширением ее представительства в Консультативном совете. В конце июня 2014 г. король Абдалла бен Абдель Азиз пошел на беспрецедентный шаг, — в состав Совета министров был введен уроженец Наджрана, — этот член саудовского протопарламента занял пост министра по делам Консультативного совета.

Начинания предшественника нынешнего монарха, конечно же, содействовали повышению уровня интеграции исмаилитов (как и в целом шиитского сообщества) в саудовское общество. Однако связанные с этими начинаниями изменения были частичны, — армия, полиция и служба государственной безопасности лишь приоткрывались для исмаилитов (как и для всех шиитов), антиисмаилитские (и антишиитские) фетвы официальных ханбалитских богословов остаются реальностью. По словам саудовского шиитского автора, определявшего положение не только шиитов Восточной провинции в современной Саудовской Аравии, но и положение исмаилитов Наджрана (а также зейдитов юго-западной саудовской провинции Джаззан), все они находятся «между молотом и наковальней». Власть продолжает проводить «ваххабитскую конфессиональную политику, что исключает возможность создать всеобъемлющую саудовскую идентичность», несунниты «испытывают воздействие активистских движений, политизирующих их общины», — «движение сторон навстречу друг другу хаотично».

14 июня 2015 г., за несколько дней до появления сообщений иранских информационных агентств, в арабских социальных сетях было опубликовано «Заявление племен Наджрана». Его основные положения заключались в следующем: «Саудовская вероломная агрессия против Йемена является свидетельством того, что с момента своего возникновения саудовский режим проводил и проводит курс на разжигание смут, кровопролития и порока. Этот режим стремится вовлечь Наджран в братоубийственную войну с братьями по крови и соседями». Далее цитируемое «Заявление» продолжало: «В Наджране сконцентрированы не только армия и Национальная гвардия, но и отряды “Аль-Каиды”, представленные выходцами из многих регионов мира. Как армия и Национальная гвардия, так и “Аль-Каида” пойдет на уничтожение племен, к которым мы принадлежим, если мы откажемся примкнуть к той войне, которую они ведут. Мы считаем, что все сосредоточенные в Наджране саудовские войска являются оккупантами и агрессорами». В заключительной же части «Заявления» подчеркивалось: «Мы подтверждаем наше категорическое неприятие войны и считаем ее вероломной агрессией против йеменского народа, а саудовский режим рассматриваем как предателя всех прежних соглашений, заключенных им с племенами и жителями Наджрана. Йеменским же племенам мы говорим: “Мы – ваши братья. Наша кровь – это наша кровь. Наш враг – это и ваш враг. Мы отдадим за вас наши души и все, чем мы владеем, чтобы вы могли полностью и по праву отомстить тем, кто развязал против вас агрессию”».

Как вытекало, в свою очередь, из сообщений иранских информационных агентств, возникшее в Наджране военно-политическое движение «Свободные люди Неджрана», представляющее, в первую очередь, исмаилитскую интеллигенцию, стремится действовать наряду с племенной оппозицией Эр-Рияду. Цель этого движения (в числе лидеров которого Абу Бакр Абу Ахмед ас-Салями) – достижение «независимости от саудовского режима» и ради решения этой задачи его «молодые политические активисты» требуют от жителей провинции создавать «революционные комитеты», призывая «братьев в соседнем Йемене» оказать содействие в «военной подготовке» молодых членов «Свободных людей Наджрана».

Если все цитировавшиеся выше сообщения и документы верны, то Саудовской Аравии брошен новый вызов со стороны ее «стратегического противника», — так это, видимо, уже квалифицируется в высших эшелонах саудовской власти, до настоящего времени лишь эпизодических говоривших о «необходимости» поддержки арабов иранского Ахваза и «волнениях» иранских курдов и белуджей. Этот вызов серьезен, поскольку он угрожает внутренней стабильности государства, далекого от того, чтобы рассматриваться в качестве единого в этническом и конфессиональном отношении. Более того, едва столкнувшись с первым серьезным военным испытанием – войной в Йемене (далекой от того, чтобы приближаться к саудовской победе), это государство начинает пожинать плоды того внутреннего курса – дискриминации и унижения конфессиональных меньшинств, которое оно (в большей или меньшей мере) проводило на протяжении всей истории своего существования. Стоило бы заметить, в этой связи, что не только политические активисты Наджрана проявляют стремление к сепаратизму, — регионалистские и этноконфессиональные линии разломов в Саудовской Аравии многочисленны, и не связаны только с шиитскими меньшинствами.

52.31MB | MySQL:103 | 0,486sec