Российские интернет и информационные технологии: перспективы экспорта в постсанкционный Иран

Начиная с 2000 г. руководство ИРИ начало проводить постепенную либерализацию подхода к иностранным инвестициям с целью привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Правительство ИРИ пересмотрело экономическую политику, выделило новые приоритеты, сделало ставку на модернизацию и диверсификацию экономики за счет развития в первую очередь технологий, телекоммуникаций, обрабатывающей промышленности, интернетизации банковского дела. Стало очевидно, что развитие даже отраслей промышленности, традиционных для Ирана (нефть, транспортировка энергорессурсов, инфраструктура, банковское дело) невозможно без заимствования иностранных технологий и иностранных капиталовложений.

Изоляционная политика предыдущего руководства страны привела к отставанию Ирана в некоторых технологических областях, и сейчас Тегеран стремиться за счет инвестиций получить доступ к передовым технологиям. Источниками подобных капиталовложений являются, в основном, доходы ИРИ от экспорта нефти и газа. Иран наиболее заинтересован в технологиях в нефтедобывающую и нефтехимическую отрасли, а также в технологическом и инвестиционном сотрудничестве в таких секторах как электроэнергия, железные дороги, автомобилестроение, телекоммуникации, банковское дело.

На протяжении последних почти 20 лет Иран испытывает острую нехватку прямых иностранных инвестиций, необходимых для модернизации экономики страны. Прямые иностранные инвестиции в экономику Ирана регулируются законом «О поощрении и защите иностранных инвестиций» от 2002 г., который значительно либерализировал сферу иностранных инвестиций (до этого действовал закон, принятый в 1955 г.) и определил общие критерии допуска иностранных инвестиций в Иран, а именно: оказание содействия развитию экономики страны, повышение уровня технологий, качества продукции, создание новых рабочих мест, продвижение страны на международный рынок.

В 2013 г. приток ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в экономику Ирана составил $3,050 млрд[1] (минус 34.6% год к году в долларовом выражении), что в 3 раза меньше притока ПИИ  в экономику Саудовскую Аравию ($9,298 млрд) и в 4 раза меньше объема ПИИ, произведенных в турецкую экономику ($12,866 млрд) в том же году. В 2013 г. отток сократился на 11.6% (год к году в долларовом выражении) до  $380 млрд. На конец 2013 г. объем наколенных ППИ в Иране составил $40,941 млрд (7.4% от ВВП ИРИ в 2013 г.).

Инвестиции в нефть и газ являются наиболее привлекательной сферой для привлечения иностранных инвестиций: в то время как ИРИ занимает 2 место в мире (после России) по запасам газа и 4 место в мире по запасам нефти, более двух трети[2] иностранных инвестиций в Иран (по данным МЭРТ на конец 2012 г.) приходится на добывающую отрасль: На втором месте по доле (25%) —  ПИИ в обрабатывающую промышленность (автомобилестроение, металлургия, нефтехимия, текстильная, пищевая промышленность и фармацевтика), чья доля составляет почти 25%, на долю сферы услуг (телекоммуникации, транспорт, связь, строительство) пришлось почти 4%.

Около 400 иностранных компаний инвестировали в экономику ИРИ по данным на 2012 г. Наиболее значимые оперируют в следующих отраслях:

  • Нефть и газ: российский ОАО «Газпром», Total Fina Elf (Франция), Statoil (Норвегия), Royal Dutch Shell (Нидерланды), ENI Agip (Италия), Petronas (Малайзия), и Lucky Goldstar (Южная Корея),
  • Электроэнергия: соглашение об электрификации железных дорог Ирана, подписано Россией в сентябре 2014 г.,
  • Черная и цветная металлургия: оперируют индийская Tata Steel и шведская Svedala Industri,
  • Автомобилестроение представлено такими компаниями как Kia, Nissan, Peugeot и Renault имеют лицензионные соглашения с иранскими производителями легковых автомобилей (Iran Khodro и Saipa), а 10го сентября прошлого года газета Коммерсант процитировала главу Минэнерго РФ Александра Новака, заявившего на деловом саммите в Тегеране, что Иран готов сотрудничать с КАМАЗом, АвтоВАЗом и группой ГАЗ, «причем речь идет не только о поставках, а об организации совместного производства».
  • Пищевая промышленность: Швейцарская Nestlé и американские Coca-Cola и Pepsi-Cola имеют совместные предприятия иранскими компаниями пищевой промышленности.
  • Отрасль ИКТ, инвестиции в мобильную связь и телекоммуникационное оборудование: южноафриканский оператор мобильной связи MTN Group оперирует в Иране (44 млн абонентов по данным на конец 2014 года), французская Alcatel, немецкая Siemens поставляют оборудование для телекоммуникационных сетей. Основными поставщиками оборудования на иранским для мобильной связи являются китайская Huawei и немецкая Сименс. В этом году Иран запустил производство цифровых передатчиков DVB-T.

Руководство Ирана неоднократно подчеркивало важность сектора информационно-коммуникационных технологий в стране. Модернизации данного направления посвящена значительная часть плана развития страны до 2025 года, обозначенная как один из основных приоритетов на пути к целям на 2025 год, согласно которым, Иран должен стать развитой страной и лидером региона в сфере экономики, науки и технологий. План модернизации ИКТ распространяется на следующие сферы: 1) законодательная база и регулирование киберпространства; 2) развитие ИКТ-инфраструктуры; 3) кибербезопасноть; 4) разработки и исследования в области ИКТ; 5) электронное правительство; 6) внедрение ИТ в сферы здравоохранения и образования; 7) электронная коммерция; 8) электронный банкинг; 9) популяризация исламской и иранской культуры в киберпространстве.

Иранский рынок телекоммуникаций остается одним из наиболее быстрорастущим на Ближнем Востоке. Основные игроки на иранском рынке мобильной связи: лидер рынка, Хамрахе, Ирансел, дочка южноафриканского мобильного оператора MTN с 44 млн абонентами, Taliya (1%), и Etisalat.  48% населения имеют доступ к современным каналам связи, например, 3G, а 12 млн пользователей мобильной связи используют смартфоны, то есть где-то около 20% реальных пользователей сотовой сети.

Иран получил возможность подключиться к всемирной паутине в 1993 году, став второй страной на Ближнем Востоке, подключившейся к интернету. Молодежь до 25 лет составляет чуть более половины всего населения Ирана (56%). Поскольку наиболее активные интернет-пользователи – люди 12-54 лет, высокий процент активного молодого населения делает иранский рынок фантастически привлекательным с точки зрения инвестиций в интернет-отрасль.

Проникновение интернет пользования быстро развивается в Иране благодаря снижающимся ценам на компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны. Если в 2000 г. уровень проникновения компьютеров составлял чуть более 10%, то теперь в Иране — наибольшее количество интернет-пользователей на Ближнем Востоке. По данным http://www.internetworldstats.com на конец декабря 2014 г. свыше половины (46.8 млн) населения Ирана пользуется интернетом по крайней мере раз в месяц, что эквивалентно уровню проникновения интернет-пользования в 57.2%, что ниже соответствующих показателей во многих европейских странах (70-80%). Этот показатель ниже, чем в России, где примерно 62% взрослого (18+)  населения хотя бы раз в месяц выходит в интернет (согласно опроса Фонда Общественного мнения от 29 декабря 2014 года), и ниже показателя 66% от населения России в возрасте 12-64 лет, пользующегося интернетом регулярно, согласно TNS-WebIndex данным за январь-март 2015 г.

Поскольку телекоммуникационная инфраструктура в Иране только развивается, в стране скорость передачи данных через интернет-соединение остается низкой: 5.46 мбит/сек. Это 153е место в мире по средней скорости, по данным http://explorer.netindex.com, что делает иранский интернет-рынок одним из самых привлекательных с точки зрения инвестиций в проекты по высокоскоростному доступу в интернет и развертыванию инфраструктуры передачи данных.

Иран развивает собственные интернет-технологии и ИТ-решения в рамках сети технопарков, среди которых: система передачи мгновенных сообщений (TD Messenger), национальная поисковая система (Yooz.ir, Gorgor.ir), онлайн аукционы (Esam.ir), электронная торговля (Digikala.ir), ПО для поддержания системы электронного правительства, дистанционное обучение, социальные медиа (Cloob, Aparat.ir), ИТ-решения на базе операционных систем с открытым доступом (например, «Шариф Линукс»), для различных целей и разных индустрий: банки, промышленность, финансы,

За последние несколько лет инвестиции в информационные технологии начали рассматриваться в качестве одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий в стране. Внутри Ирана строятся ЦОДы (центры обработки данных), производятся многие компоненты, использующиеся при сборке компьютеров, для инфраструктуры для доступа в интернет, включая микропроцессоры, суперкомпьютеры, роутеры, мониторы (например, по лицензии LG, Samsung, Hyundai, Benq, Tatung and CTX) принтеры, а также мобильные телефоны, оптоволокно.

Мы выделяем следующие факторы потенциального роста ИТ-расходов в ИРИ:

  • Уровень конкуренции в Иране по-прежнему не очень высок
  • Приоритетное внимание, которое правительство уделяет развитию информационных технологий, интернета и систем обеспечения безопасности, а также стратегия на развитие онлайн платежей, электронного банкинга и работы местных органов власти (включая обработку документооборота, электронное правительство.) предполагают неуклонное увеличение ИТ-расходов.

На наш взгляд, после снятия санкций Иран в среднесрочной перспективе имеет все шансы стать одним из основных поставщиком ИТ-услуг в нише офшорного программированию. Мировой рынок экспорта ИТ-услуг включает в себя ИТ-услуги, аутсорсинг бизнес-процессов, а также исследования и разработки. Доминируют здесь индийские компании, на которые приходится до двух третей рынка. Последние пятнадцать лет Индия остается бесспорным мировым лидером в сфере экспорта ИТ-услуг: доля Филиппин, занимающих второе место после Индии, в десять раз ниже. Также в число пяти крупнейших мировых экспортеров ИТ-услуг входит и Россия.

Лидерство Индии и Филиппин объясняется следующими причинами:

  • Обе страны начали развивать экспорт ИТ-услуг еще в 1990-е гг. в связи с ожидавшимся интернет-бумом, который сопровождался активным строительством американскими компаниями кабельных сетей по всему миру. После того как лопнул так называемый доткомовский пузырь, и разорилось множество интернет- и ИТ-компаний, кабельные сети были выкуплены индийскими и филиппинскими корпорациями.
  • Как для Индии, так и для Филиппин характерен низкий уровень ВВП на душу населения.
  • В обеих странах высокий уровень безработицы, в связи с чем на рынке достаточно программистов, готовых работать на экспорт.
  • Вероятно, что, в ближайшие десять лет соотношение экспорта ИТ-услуг и ВВП в Иране должно вырасти:
  • за последние несколько лет на иранском рынке появилось много новых компаний, разрабатывающих ПО и оказывающих интернет и ИТ-услуги.

Мы полагаем, что в Иране спрос на программное обеспечение будет определяться следующими факторами:

  • «привыкание» клиентов к конкретному продукту – после того как клиент начинает эксплуатировать определенную систему, ему уже сложно сменить ее на другую;
  • снижение доли «пиратского» ПО;
  • уделение иранскими компаниями или представительствами иностранных компаний все большего внимания уровню технологической оснащенности подразделений и фронт-офису;
  • снижение стоимости аппаратного обеспечения;
  • изменение принципов бухучета, в том числе и благодаря приведению местных стандартов к международным после снятия санкций, ведущее к стандартизации и адаптации процессов бюджетирования, финансового учета, работы с кадрами, торговых операций, операционной деятельности и т.д.;
  • изменения регуляторного характера (например, в отношении защиты прав интеллектуальной собственности, цензуры).

Российские уникальные технологии, разрабатывающиеся под зонтиками российских технопарков  могли бы представлять потенциальный интерес для развивающихся секторов Ирана, требующих инновационных решений жить объектом приложения инвестиций из-за рубежа, как в виде создания СП с российскими компаниями, так и путем финансирования.

Рынок российских информационных технологий остается очень небольшим: в 2013 году он достиг всего 1.18% от ВВП, что достаточно скромно по сравнению с 2.5%  Западной Европе, 3.5% в США и 4% в Японии. Хотя на рынок ИТ-услуг приходится только 30-33% всего объема рынка ИТ в России, совокупная доля иностранных компаний, предоставляющих ИТ-услуги составила менее 10%.

Наиболее интересными, с нашей точки зрения, российскими технологиями для Ирана могли бы стать инновации, успешно применяемые российскими компаниями в сферах нефти и газа, транспортной инфраструктуры, атомной энергии, банковских и платежных технологий, телекоммуникаций, интернета, видео, контента:

  • технологии для магистральных трубопроводов, предназначенные для своевременного предупреждения аварий, разрывов и несанкционированных врезок.
  • системы управления контентом с задачами идентификации, фильтрации видеоконтента
  • программное обеспечение для автоматизированного мониторинга в режиме реального времени технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем.
  • телекоммуникационное оборудования
  • программное обеспечение для решения стратегических задач моделирования разработки нефтегазовых месторождений.
  • интеллектуальные программные комплексы для систем IP-видеонаблюдения для разных отраслей, где необходимы — охрана оборудования и помещений с ограниченным доступом, контроль транспорта, контроль персонала, выяснение причин происшествий.
  • также, иранским компаниям было бы интересно рассмотреть возможность организовать партнерские проекты на базе использования ГЛОНАСС в плане разработки и изготовления коммерческого индустриального программного обеспечения на базе СП (совместного предприятия) и софинансирования по аналогии того, как это происходит в России, где местные компании разрабатывают программное обеспечение, которое потом устанавливается на транспорт, используется в других сферах. ГЛОНАСС, как альтернатива американской GPS, уже имеет опыт сотрудничества с некоторыми ближневосточными компаниями. Это необходимо делать с одновременными инициативами регулятора. Учитывая необходимость Ирана в модернизации транспорта, сотрудничество с ГЛОНАСС могло бы стать взаимовыгодным не только в плане стратегии национальной безопасности, но и для коммерческих решений для населения и бизнеса, включающих a) разработку ПО для легковых автомобилей и эвакуаторов, b) страховую телематику, c) ПО для большегрузных автомобилей и бензовозов: уровень топлива, повышение эффективности транспортных маршрутов, d) обеспечение безопасности и эффективности муниципального транспорта, e) мониторинг внутри угольных разрезов и внутри шахт, f) логистическо-транспортное ПО для координация потоков транспорта, товаров, внутри больших площадок и стадионов 7. Indoor навигацию: позиционирование внутри помещения, локация пожарников во время пожара.
  • Создание внутренних платежных систем на базе опыта России по созданию Национальной системы платежных карт, опыта российских компаний-лидеров электронных кошельков (Киви, Яндекс.Деньги).
  • Опыт программирования торговой площадки финансовыми продуктами на примере российской ММВБ (являющейся самой диверсифицированной биржей в мире по наличию торговых инструментов) может быть применен для модернизации Тегеранской биржи, поскольку значительная часть успеха любой биржи теперь зависит от качества софтверных решений ИТ-платформы.
  • Российская продукция высокотехнологической промышленности: светодиоды, вертолеты, самолеты.

Интересно, что Россия (наряду с Китаем) остается одной из двух стран в мире, где местные игроки также доминируют в сфере интернет-технологий: контекстная и баннерная реклама (на ключевые игроки Яндекс и Майл.ру приходится свыше 40% рынка баннерной рекламы и свыше 65% контекстной), поиск (доля интернет поиска Яндекса свыше 55%), онлайн игры (доля рынка Майл.ру составляет 20-22%), производство контента (Россия одна из немногих стран имеет коммерчески успешное внутреннее производство полнометражных и анимационных фильмов), видео, социальные сети. Все эти сферы в основном представлены российскими компаниями, в то время позиции мировых интернет-гигантов (Гугл и Фейсбук) в России в силу высокого развития российских технологий, учитывающих, в том числе, и культурные особенности страны, остается не очень впечатляющими: доля Гугла в российском интернет-поиске составляет около 30% (по данным liveinternet.ru на апрель 2015 года), а количество подписчиков Фейсбука составляет около 15 млн. человек – против 41 млн активных пользователей Вконтакте и свыше 30 млн. пользователей Одноклассников.

Помимо заинтересованности российских компаний в экспорте в Иран своего программного обеспечения и интернет-технологий для Ирана важно, чтобы Иран с помощью российских партнеров смог бы локализовать многие ИТ-решения и  получить толчок для развития новых технологических индустрий, что позволило бы Ирану обеспечить технологическую безопасность и независимость на долгие годы, и таким образом дать доступ иностранным инвестициям в наиболее привлекательный с точки зрения роста и возврата сектор технологий и телекоммуникации.

1.World Investment Report 2014

2.Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ

 

Список литературы.

  1. «Интерфакс», информационное агентство URL:http:// www.interfax.ru
  2. «Росбизнесконсалтинг», информационное агентство,URL:http:// www.rbc.ru
  3. Advanced Communications & Media URL: http://www.acm-consulting.com/
  4. Internet World Stats URL: http://internetworldstats.com, декабрь 2014 г.
  5. Liveinternet.ru, база данных сайтов Рунета URL: http://www.Liveinternet.ru, апрель 2015 г.
  6. Ministry of Communications and Information Technology (Iran) URL https://www.ict.gov.ir/en/home
  7. TNS-WebIndex, отчет за январь-март 2015 г.,www.tns-global.ru
  8. World Economic Outlook Database April 2015, база данных Международного валютного фонда URL http://www.imf.org/external/ns/cs.aspx?id=28
  9. World Investment Report 2014. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2014_en.pdf
  10. Всемирный Банк URL: http://www.worldbank.org/eca/russian
  11. Газета «Ведомости» URL: http://www.vedomosti.ru
  12. Газета Financial Times URL: http://www.ft.com
  13. Газета Wall Street Journal URL: http://www.wsj.com
  14. Глонасс – российская спутниковая система навигации, портал URL: http://glonass-portal.ru
  15. Ежегодный отчет «Измерение информационного общества». Международный союз электросвязи. URL: http://www.itu.int
  16. ИД «Коммерсантъ» URL: http://www.kommersant.ru
  17. Инновационный центр Сколково URL: http://skolkovo.ucoz.com/
  18. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2014. Исследование Фонда общественного мнения, 29 декабря 2014 года, URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11889.
  19. Международный валютный фонд. World Outlook Database, April 2015, URL:http://imf.org
  20. Министерство экономического развития РФ, портал URL: http://economy.gov.ru/minec/,
  21. Отчет некоммерческого партнёрство производителей программного обеспечения России «Руссофт» а 2013 год, URL: http://www.russoft.ru
  22. Федеральная служба государственной статистики РФ URL: http://www.gks.ru/

Данные из годовых отчетов компаний за 2010-14 гг.:

  1. Мобильные Телесистемы URL: http://www.mtsgsm.com/
  2. Майл.ру Груп URL: http://www.mail.ru/
  3. Яндекс URL: http://www.yandex.ru/
  4. Люксофт URL:http://www.luxoft.com
  5. Гражданские самолеты «Сухого» URL:http://www.sukhoi.superjet100.com
  6. MTN URL: http://www.mtn.com,
  7. Tata URL: http://www.tata.com,
  8. Wipro URL: http://www.tata.com,
  9. Satyam URL http://www.techmahindra.com/pages/default.aspx

52.24MB | MySQL:103 | 0,424sec