О ядерной энергетике Алжира

В широком смысле, ядерная энергия затронула Алжир еще до появления этой страны на карте как независимого государства. Речь идет об испытаниях ядерного оружия, провидимых Францией.

Париж стремился к обладанию ядерной бомбой с начала 1950-х гг. К 1960 году в результате работы ученых первая бомба была создана. Ее мощность составила 70 Ктн (более чем в 3 раза больше, чем «Малыш», сброшенная на Хиросиму), испытания взрывом произошли 13 февраля над территорией малонаселенного алжирского вилаета Адрар. В течение последующего года в этой же местности провели еще 3 испытательных взрыва в атмосфере, но мощность бомб составляла уже менее 5 Ктн. Первые три бомбы назывались «голубой тушканчик», «белый тушканчик» и «красный тушканчик», что символизировало 3 цвета французского флага. При этом факт испытаний широко освещался в СМИ, на полигонах присутствовало большое количество журналистов, а второй взрыв 1 апреля 1960 г. совпал с визитом Н.Хрущева в Париж, что было расценено как попытка продемонстрировать силу Советскому Союзу.

Вдобавок к этому, в Ахаггаре (вилает Таманрассет) в период с 1961 по 1966 гг. французы провели 17 испытательных взрывов под землей.

В феврале 2013 г., во многом вследствие давления правозащитных организаций и ветеранов тех самых ядерных испытаний, часть секретной документации были раскрыты и доведены широкой общественности[i]. В частности, в них сообщается, что результаты анализов, проведенных через 13 дней после первого взрыва,  показали наличие радиоактивного облака (правда, степень загрязнения не раскрывается), распространившегося по всей Северной Африке, затронув даже Сицилию. Собственно, это сегодня стало поводом для скандалов.

В 2001 г. во Франции создана  AVEN – Ассоциация ветеранов ядерных испытаний, которые много лет пытаются бороться за предоставление льгот и получение компенсаций от правительства за нанесение ущерба здоровью. Собственно, эта категория и является самой пострадавшей, так как в район учений стягивались как армейские подразделения, так и гражданские специалисты. Многие долгое время находились в районе эпицентра взрыва, проводили учения и анализ обстановки.

Помимо AVEN, «раскручиванием» темы занимаются и алжирские правозащитники, также пытающиеся получить компенсации за ущерб, нанесенный населению. С их стороны нередко звучат обвинения в сокрытии масштабов заражений. Так, алжирский ученый-ядерщик Аммар Мансури утверждает, что подземных взрывов на самом деле было не 17, а 57. При этом, по его мнению, это делалось с целью деморализовать и отравить население колонии, которое тогда сражалось за независимость, а местное население специально не было предупреждено об опасности, связанной с радиоактивным заражением местности[ii]. Газета «Соут Аль-Ахрар» («Голос Свободы») в номере от 12 февраля 2011 г. рассказывает о 150 заключенных из числа коренных алжирцев (правда, доказательств этому не представлено), присутствовавших при взрыве в качестве  подопытного контингента. А адвокат Фатима Бенбрахал, представитель пострадавших от испытаний алжирцев, утверждает, что «количество потенциальных жертв составляет десятки миллионов»[iii].

Не будем давать оценку масштабам радиоактивного заражения и ущербу, нанесенным ядерными испытаниями, так как объективные и достоверные источники по этому вопросу не раскрыты. Конечно, оправдания французскому правительству за проведения испытаний такого рода быть не может, но справедливости ради отметим, что геноцид алжирцев и подавление национально-освободительного движения таким способом не являлись целями ядерных взрывов. Кроме того, подземные взрывы проводились на основании секретного договора между Парижем и Фронтом национального освобождения, который был оформлен в период подписания Эвианских соглашений, предоставивших Алжиру независимость. По обоюдному согласию, факт их проведения долгое время был строго засекречен. Поэтому, ответственность за ущерб, причиненный Северной Африке, лежит и на алжирском правительстве того времени. Судя по всему, по этой причине правительство АНДР не проявляет активности в вопросах «эксплуатации» этой темы, предоставив это правозащитникам. А что касается утверждений типа «десятках миллионов пострадавших», то к ним надо относиться с высокой степенью критичности по причине заинтересованности правозащитников в раздувании проблемы и увеличении возможных компенсаций.

В 1970-х гг. Алжир начал проявлять интерес к освоению ядерных технологий, в том числе к возможности строительства атомных станций силами иностранных компаний. Первые практические шаги на этом пути были сделаны в 1983 г., когда Пекин и Алжир подписали соглашение о сотрудничестве в области освоения атомной энергии[iv]. Через несколько  были построены два исследовательских реактора. Первый – «Нур» сооружался аргентинскими специалистами и введен в эксплуатацию в 1989 г., а второй – «Эс-Салам» изготавливался в Китае на основании упомянутого соглашения, введен в эксплуатацию в 1992 г[v]. Мощность составляет 1 МВт и 15 МВт соответственно.

В начале 1990-х интерес к ядерной энергетике снизился, что было вызвано гражданской войной, захлестнувшей страну.

Кроме того, в 1992 г. зазвучали обвинения со стороны США в отношении Алжира относительно возможной «военной» составляющей в его ядерной программе. В-частности, указывалось на возможность использования в военных целях исследовательского реактора «Эс-Салам», расположенного в Айн-Оуссера. На основе разведданных американскими специалистами высказывались предположения о его возможной мощности 50 МВт[vi]. Тогда Вашингтон требовал от Франции оказать давление на АНДР с целью заставить их отказаться от намерения дальнейших инвестиций в отрасль, а также потребовал от Швейцарии прекратить экспорт в Алжир оборудования, необходимого для работы реакторов. Возможно, они имели цель сдержать дальнейшую экспансию Пекина в Северную Африку.

В 1997 г. Пекин и Алжир подписали соглашение на строительство лаборатории по производству радиоизотопов.

Интерес к АЭС в АНДР значительно повысился во второй половине нулевых, что было вызвано, в первую очередь, высокими темпами роста спроса на электроэнергию. Так, в 2011 г. министр энергетики Ю.Юсуфи заявил, что у Алжира нет альтернатив атомной энергетике для удовлетворения энергетических потребностей страны.

Первоначально предпочтение в развитии сектора отдавалось французским фирмам: в 2007 г. начались переговоры между Алжиром и Парижем об установлении отношений в области развития сектора. Тогда перспективы этих отношений были увязаны с Союзом для Средиземноморья, широко разрекламированным Н.Саркози в рамках его предвыборной компании[vii]. В июне 2008 г. было подписано двусторонне соглашение о сотрудничестве в атомной области, которое, в частности, предусматривало подготовку кадров, обмен опытом и проведение исследований силами французских специалистов[viii].  Тогда же в прессе стала появляться информация о скором заключении договора с AREVA на строительство первой алжирской АЭС[ix]. Но этого так и не произошло.

В 2008 г. о намерении продолжать сотрудничество с Алжиром заявляла Аргентина, однако, в этом случае вопрос ставился не о строительстве новых станций, а о модернизации исследовательского реактора «Нур» и возможности сотрудничества в области исследований[x]. Соглашение о сотрудничестве было подписано в том же году.

Аналогичные соглашения в 2008 г. были заключены с США и Китаем, велись переговоры с ЮАР и Россией (последняя заключила соглашение только в 2014 г.)[xi].

В 2009 г. Ш.Хелиль, занимавший пост министра энергетики и шахт АНДР, заявил о намерении соорудить АЭС к 2020 г. и впоследствии строить по одной новой станции каждые 5 лет.

Позднее его преемник – Ю. Юсуфи дважды передвигал этот срок. 19 мая 2013 он заявил о намерении правительства соорудить станцию к 2025 г.[xii], а в октябре 2014 озвучил новый срок – 2029 г.

В настоящее время информация о расположении, мощности, технологических особенностях и строителе будущей АЭС в Алжире отсутствует.

3 сентября 2014 г. правительство АНДР подписало соглашение с «Росатомом» о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Соглашение определяет возможность и порядок осуществления совместной геологоразведки урановых месторождений, сотрудничество в области радиационной безопасности, подготовку специалистов для отрасли в российских ВУЗах. По словам руководителя корпорации С.Кириенко, имеется возможность строительства «Росатомом» АЭС по российскому проекту с водо-водяным энергетическим реактором. В числе конкурентных преимуществ российского проекта, по словам С.Кириенко, высокая сейсмостойкость станции и наличие технологий, снижающих негативный эффект от жаркого климата[xiii]. К слову, технические достоинства российских проектов в области атомной энергетики положительно оцениваются экспертными кругами в Северной Африке, особенно в вопросах соотношения «цена-качество»[xiv]. Вместе с тем необходимо понимать, что высокий уровень технологических наработок присутствует и у французских и американских компаний, а вопрос строительства АЭС, безусловно, подвержен влиянию политических аспектов. В этом плане «Росатому» с целью победы в конкурсе на строительство АЭС в Алжире (как, впрочем, и во многих других странах) предстоит жесткая борьба с традиционными конкурентами в лице AREVA и других компаний.

Повышенному вниманию к сектору способствуют и обнаруженные запасы урана, а также фосфориты. По данным Министерства энергетики, доказанные запасы урана в Алжире составляют сегодня 29 000 т, что способно обеспечить работу 2-х реакторов мощностью по 1 000 МВт в течение 60 лет[xv]. АНДР также располагает предприятием по извлечения урана из фосфоритов, которое расположено в Хоггаре и способно производить 1,5 тыс т урана в год. Однако, в вопросах развития атомной энергетики наличие собственного сырья является сопутствующим, но не определяющим фактором: главным вопросом является не цена урана, а объемы инвестиций в сооружение и эксплуатацию самих мощностей по выработке энергии, что может позволить себе не каждая страна.

В отличие от Марокко, полное доверие к Алжиру как стране, способной обеспечить безопасное развитие мирных атомных технологий, отсутствует по причине «подозрительных» (по мнению США) разработок в прошлом, а также сложной военно-политической обстановки и угрозой нестабильности. В связи с этим нет гарантии одобрения алжирского проекта со стороны МАГАТЭ, что будет являться серьезным препятствием на пути реализации программы.

Вместе с тем, Алжир – одна из немногих стран в Африке, которая потенциально способна организовать работу АЭС и позволить себе расходы по ее сооружению и эксплуатации. Кроме того, для правительства республики это один из ключевых пунктов в решении надвигающегося энергетического кризиса, поэтому, при благоприятном развитии событий, страна остается потенциальным объектом инвестирования для атомных компаний.

[i] http://www.leparisien.fr/faits-divers/le-document-choc-sur-la-bombe-a-en-algerie-14-02-2014-3590523.php

[ii] http://www.everyday.in.ua/?p=4084

[iii] http://allafrica.com/stories/201402141368.html

[iv] http://www.algerie-monde.com/economie/nucleaire/

[v] http://www.atominfo.ru/news/air3728.htm

[vi] http://www.algerie1.com/actualite/les-etats-unis-ont-surveille-le-programme-nucleaire-algerien/

[vii] http://www.atominfo.ru/news/air1803.htm

[viii] http://www.atominfo.ru/news/air4367.htm

[ix] http://www.atominfo.ru/news/air4343.htm

[x] http://www.atominfo.ru/news/air3728.htm

[xi] http://www.afrol.com/articles/32530

[xii] www.afrol.com/articles/32530

[xiii] http://www.atominfo.ru/newsj/q0364.htm

[xiv] http://www.leconomiste.com/article/nucleaire-la-russie-s-en-mele

[xv] http://www.algerie360.com/algerie/algerie-russie-signature-dun-accord-de-cooperation-dans-lenergie-nucleaire/

52.12MB | MySQL:103 | 0,450sec