Друзы в гражданской войне в Сирии: переломный момент

В течение последнего месяца резко обострилась ситуация друзской общины в Сирии. Несмотря на то, что друзы составляют только 3% населения Сирии (около 550 тысяч человек), их община традиционно играет важную роль в политической жизни страны. В первый период независимости Сирии друзы занимали важные позиции. Друзы принимали активное участие в становлении арабского националистического движения. Руководитель друзского восстания 1925-1927 годов Султан Паша аль-Атраш был признан национальным героем Сирии. В 1960-е годы офицеры-друзы наряду с алавитами устанавливали правила игры в сирийской армии и участвовали в многочисленных путчах. После провала попытки очередного переворота во главе с майором Салимом Хатумом в 1966 году Хафез Асад провел в армии основательную чистку, уволив десятки офицеров-друзов. Несмотря на это, представители друзской общины сохранили свои позиции в гражданской администрации и госаппарате. К ним, в частности относятся министр по делам президентской администрации САР Мансур Аззам и заместитель министра информации, известная журналистка Луна аш-Шибли, в прошлом работавшая на телекомпании «Аль-Джазира». В силовом блоке друзов представляет генерал-майор Исам Захреддин, отличившийся в боях в Хомсе и бывший руководителем недавнего неудачного наступления в Алеппо.

С началом гражданской войны в Сирии большая часть друзской общины заняла двойственную позицию. Друзы, проживающие в провинции Сувейда (регион Джебель-Друз) сохранили лояльность правящему режиму в Дамаске, но вместе с тем отказались участвовать в призывной кампании в сирийскую армию. Данный шаг был мотивирован тем, что присутствие молодых и здоровых мужчин призывного возраста необходимо в самих друзских районах для отражения атак боевиков. В 2013 году была сформирована друзская милиция «Джаиш аль-муваххидун» («Армия сторонников единобожия»), основной задачей которой было патрулирование друзских сел и помощь сирийской армии в охране военных баз в регионе. Возглавил это вооруженное формирование Юсеф аль-Джарбуа, сын шейха Хусейна аль-Джарбуа, являющегося одним из высших духовных руководителей (машаих аль-акль). До осени прошлого года друзская милиция практически не вела активных боевых действий. В сентябре 2014 года стычки между друзским и бедуинским населением за перераспределение сельхозугодий закончились кратковременными боями между вооруженной оппозицией и отрядами друзской милиции на юге страны.

Гораздо более серьезный оборот приобретают события в друзских районах, начиная с мая с.г. Помимо провинций Кунейтра и Сувейда друзы в небольшом количестве проживают также на севере страны, в местности Джебель-Самак в провинции Идлиб. Поселения друзов имеются и в столичном регионе, в Дерайе и Джарамане. С началом гражданской войны жители 20 друзских сел вблизи Идлиба сохраняли нейтралитет. Пока в в округе действовали вооруженные формирования Сирийской свободной армии (ССА), им удавалось поддерживать хорошие отношения с повстанцами. Все изменилось после прихода в Идлиб вооруженных формирований «Джабхат ан-нусры» в начале 2014 года. В феврале-марте с.г. боевики «Джабхат ан-нусры» оказывали давление на друзов Идлиба с целью обращения в суннизм салафитского толка. Лидер «Джабхат ан-нусры» Мухаммед аль-Голани в интервью катарской телекомпании «Аль-Джазира» 27 мая с.г. подтвердил, что его группа посылала миссионеров к друзам Идлиба. 10 июня с.г. в одном из друзских сел боевиками «Джабхат ан-нусры» были убиты 23 мирных жителя: мужчины в возрасте от 15 до 75 лет. Это преступление всколыхнуло друзов Сирии, Ливана и Израиля. В то же время антиправителтсвенные боевики совершили нападения на штаб 52-й бригады в провинции Сувейда и базу ВВС в Саалех. В отражении последней атаки участвовала и друзская милиция.

В связи с угрозой продвижения вооруженных формирований «Исламского государства» (ИГ) в провинцию Сувейда один из духовных лидеров друзов, шейх Хаммуд аль-Хенауи отметил, что друзы, защищая свои права «уже не могут рассчитывать на сирийскую армию». Вскоре после событий в Идлибе Юсеф Джарбуа и Хаммуд аль-Хенауи побывали в Дамаске, где встретились с Башаром Асадом. Президент САР убеждал шейхов побудить 27 тысяч друзских ополченцев присоединиться к частям регулярной армии. Судя по всему, после продолжительного давления Б.Асаду удалось убедить шейхов с условием, что новые военнослужащие будут нести службу в друзских районах. Ему пришлось прибегнуть к угрозам о том, что джихадисты из ИГ приближаются к районам компактного расселения друзов. По словам одного из друзских активистов, предпочитавшего беседовать на условиях анонимности, его единоверцы обеспокоены тем, что правительственные войска с легкостью сдают свои склады с оружием ИГ. В настоящее время в провинции Дераа, примыкающей к Сувейде, радикально настроенные джихадисты находятся в меньшинстве. Они составляют всего 3-4 тысячи человек. В то же время большинство действующих боевиков (около 25 тысяч человек) связаны с ССА. Однако это является слабым утешением для друзов. «Умеренные боевики» связаны с местным бедуинским населением, ведущим постоянные земельные споры с друзами. Нет гарантии, что у них не возникнет желания изгнать своих соседей для того, чтобы занять их земли. В то же время в случае радикального ослабления правительства в Дамаске  сирийские друзы, действуя по формуле «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» могут создать свое квазигосударство и обратиться за помощью к единоверцам из Ливана и Израиля.

Лидер большинства ливанских друзов Валид Джумблат уделяет сирийской проблематике много времени. С самого начала военно-политического конфликта в Сирии он решительно поддерживает любые антиправительственные выступления, называя их «народной революцией». В одном из интервью осенью 2013 года он даже заявил, что «находится на одной стороне с «Джабхат ан-нусрой» в борьбе против диктатуры Асада». Эти слова припомнили ему его политические противники после недавней резни в друзских деревнях. Впрочем, В.Джумблат парировал их выпады словами о том, что «к, сожалению в ходе таких войн гибель невинных людей неизбежна. На 20 друзов, убитых в провинции Идлиб боевиками, приходится 100-150 мирных сирийцев, гибнущих ежедневно по вине правительства». В феврале с.г. В. Джумблат побывал в Турции, где встречался с сирийскими полевыми командирами,  в том числе из «Джабхат ан-нусры». Переговоры касались невмешательства боевиков в дела друзской общины. Джумблат явно пытается позиционировать себя как посредника между вооруженной оппозицией и своими единоверцами в Сирии. Впрочем, он не обладает большим влиянием среди сирийских друзов, считающих его «предателем».

Более серьезным представляется израильский фактор. Можно предположить, что Израиль будет заинтересован в создании друзского буферного государства для защиты от экстремистов и радикальных джихадистов в случае их прихода к власти в Дамаске. В самом Израиле влиятельные друзы, участвующие в политической жизни страны, такие как Аюб Кара и Мунзер Сафади лоббируют этот вариант. В любом случае откол друзских районов от Дамаска будет означать дальнейшую фрагментацию Сирии и углубление хаоса в этой стране.

62.83MB | MySQL:102 | 0,680sec