О конгрессе сирийской оппозиции в Каире

8-9 июня с.г. в Каире прошел Конгресс сирийской оппозиции. Несмотря на то, что это мероприятие не вызвало большого внимания мировых СМИ, оно может стать отправной точкой для создания новой оппозиционной структуры, независимой от таких традиционных спонсоров как Саудовская Аравия, Катар и Турция. В конгрессе приняли участие около 150 человек, представляющих 40 сирийских оппозиционных партий и политических организаций. В том, числе 75 членов базирующейся в Турции Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), Участвовал в работе конгресса и нынешний председатель НКОРС Ахмед Джарба. Отметим, что саудовский ставленник А.Джарба вначале не собирался приезжать на каирскую конференцию. Более того, в середине мая он анонсировал свой собственный съезд оппозиции, который должен был состояться в Эр-Рияде. Однако отсутствие в Каире, где собрались все сколько-нибудь влиятельные представители светской оппозиции, могло сыграть не в его пользу. По итогам конференции ее организатор Хайсам аль-Манна заявил о присоединении 20 бывших членов НКОРС к новой структуре – Сирийской национальной оппозиции.

Хайсам аль-Манна родился в местечке Умай аль-Маяддин в южной Сирии в 1951 году. Его отцом был мусульманин-суннит, матерью – христианка. Изучал медицину в Дамаскском университете и университете Пьера и Марии Кюри во Франции. Позже изучал социологию в Институте социальных наук в Париже. С 1983 года постоянно проживает во Франции. В 1982-1985 годах был основателем и первым президентом Сирийского комитета по правам человека. В 1992-1998 годах был сопредседателем Сирийского комитета по защите демократических свобод и прав человека. В 1998-2006 годах издавал в Париже журнал «Мукарабат» на арабском языке. В 1998-2011 годах был руководителем Арабской наблюдательной комиссии по правам человека. В это же время был уполномоченным по религиозным свободам организации Amnesty International. В 2011 году, с началом массовых антиправительственных выступлений в Сирии вышел из обеих организаций и создал собственную общественно-политическую организацию Национальная координационная комиссия, последовательно выступающую за ненасильственное разрешение сирийского кризиса и невмешательство иностранных держав в гражданскую войну в Сирии. Ее представителем в Дамаске некоторое время был профессор-экономист Дамасского университета, алавит Ареф Далиля. А.Далиля был одним из активных деятелей «Дамскской весны» 2005 года, после чего провел несколько лет в сирийских тюрьмах. В сентябре 2013 года Хайсам аль-Манна категорически выступил против американских бомбардировок Сирии, отвергая однозначную причастность сирийского правительства к использованию химического оружия в Западной Гуте.

По итогам конференции был принят ряд важных документов. К ним относятся Сирийская национальная хартия и Дорожная карта по выходу из кризиса. Прежде всего, обращает на себя внимание подчеркнуто светский характер этих документов. Организаторы новой оппозиционной структуры сознательно выступают против участия исламистов в будущей политической жизни Сирии. В Сирийскую национальную хартию были включены следующие пункты:

  1. Признание сирийского народа единственным легитимным источником власти. Под сирийским народом понимаются все граждане Сирии независимо от религиозной, этнической и расовой принадлежности. Таким образом, сирийский народ понимается как многоконфессиональная и полиэтничная общность, включающая арабов, курдов, туркоманов, ассирийцев, сирийцев (пользующихся арамейским языком) и прочих. Запрет на создание партий, базирующих свою идеологию и практику на религиозной, этнической или расовой исключительности.
  2. Признание человеческой исключительности исключительной ценностью. Государство должно стать гарантом соблюдения прав человека. В число этих прав входят свобода слова, собраний и политических ассоциаций. В новой Сирии устанавливается многопартийная система. Государство не препятствует созданию профсоюзных объединений и НПО.
  3. Государство является гарантом уважения прав женщин. Устанавливается полное равноправие между полами (что, конечно, не вписывается в планы радикальных исламистов).
  4. Государство уважает социальные различия и свободу вероисповеданий. За всеми сирийскими общинами признается право на идентичность и культурное многообразие.
  5. Исключительную важность имеет защита в новой Сирии исторического и культурного наследия страны и всего человечества, подвергающегося сейчас разграблению и уничтожению джихадистами.
  6. Государство берет на себя заботу о правах пострадавших во время гражданской войны, включая раненых, заключенных, интернированных, взятых в заложники и беженцев. Гарантирует им материальную помощь и лечение.
  7. Сирия признается неотъемлемой частью арабского мира, связанной с другими арабскими странами культурными, политическим и гуманитарными связями. Предусматривается возобновление работы сирийской дипломатии в рамках Лиги арабских государств. Признается необходимость поддержки создания палестинского государства со столицей в Иерусалиме.
  8. Признается связь Сирии с исламским миром, но не на политическом, а на культурном основании (общие культурные и цивилизационные корни, приверженность гуманистическим ценностям ислама).
  9. Институты власти в новой Сирии создаются на основе разделения властей и правового государства. Желательным политическим устройством признается парламентская республика. Парламент и президент избираются на основе всеобщего и равного голосования. Признается желательным заключением Национального пакта по образцу Национального пакта в Ливане.
  10. Территориальная целостность Сирии признается высшим приоритетом. Оппозиция выступает против всяких планов раздела страны. Наряду с этим признается необходимость разумной децентрализации с наделением местных органов власти большими полномочиями.
  11. Государство в новой Сирии имеет исключительные права на командование силовыми структурами и использование оружия. Все иные вооруженные формирования признаются незаконными. Наряду с этим вводится запрет для вооруженных сил на вмешательство в политическую жизнь страны.
  12. Признается необходимость создания новой конституции, которая гарантировала бы участие в политической жизни Сирии возможно более широких интеллектуальных и политических слоев, соблюдение политических прав народа. Одновременно в рамках новой Сирии вводится строгий контроль за финансированием политических партий и групп, чтобы исключить влияние зарубежных сил на политический процесс.
  13. Государство устанавливает связи с сирийской диаспорой, используя ее потенциал для послевоенного восстановления страны. Объявляется всеобщая амнистия для сирийцев, находящихся за границей, гарантии возвращения всем беженцам и эмигрантам.
  14. Сирия признается социальным государством. Гарантируется равный доступ всем сирийцам к образованию, медицинскому обслуживанию, транспортным услугам, доступ к питьевой воде, другим коммунальным удобствам, электроснабжению и интернету. Борьба с бедностью и безработицей признается одним из высших приоритетов. Государство будет стараться бороться с социальным и региональным неравенством через систему налогообложения и справедливого распределения доходов. Признается неприкосновенность частной собственности за исключением случаев, когда ее использование противоречит общественному благу. Будет пресекаться использование общественных финансов и государственной собственности в личных целях.
  15. Одним из главных приоритетов признается развитие и модернизация образования на основе рациональности и объективности (данное требование также не понравится исламским фундаименталистам).

Наряду с Хартией конгрессом принята и Дорожная карта по выходу из кризиса. В ней постулируется недопустимость как внешнего вмешательства в сирийские дела, так и сохранение нынешней политической системы. Два варианта развития событий представляются новым оппозиционерам категорически нежелательными: решение конфликта военным путем и сохранение у власти существующего руководства и президента  после конфликта. По мнению оппозиционеров, все переговоры по решению сирийского конфликта должны идти под эгидой ООН. На переходный период признается необходимым создание временных органов власти: Переходного национального совета, в функции которого входит выработка Национального пакта, переходного правительства и Переходного военного совета, составленного их представителей как сирийской армии и так и умеренной вооруженной оппозиции, а также Совета по согласию и примирению, который будет рассматривать все спорные случаи. Предусматривается необходимость введения амнистии за все преступления, совершенные во время войны.

Выдвигаются две необходимых меры для прекращения конфликта. Во-первых, прекращение огня и замораживание военных действий. Во-вторых, вывод с территории Сирии всех иностранных вооруженных формирований. К ним оппозиционеры относят «Хизбаллу», «Бригады Абу Фатха аль-Аббаса», «Исламское государство», «Джабхат ан-нусру» и «Джаиш аль-фатх». Таким образом, радикальные исламисты в лице ИГ и «Джабхат ан-нусры» автоматически выводятся из переговорного процесса. Можно предположить, что это требование было включено в Дорожную карту по инициативе Египта. С начала 2015 года египетская дипломатия на сирийском направлении резко активизировалась. Напомним, что в период президентства М.Мурси Египет находился на резко антиасадовских позициях, а руководство стоявших в тот период у власти «Братьев-мусульман» благословляло египетских исламистов, отправлявшихся на джихад в Сирию. С приходом к власти фельдмаршала А.Ф.ас-Сиси в 2013 году эта активная позиция сменилась безразличным нейтралитетом. И вот сейчас, египтяне, похоже, решили начать в Сирии свою игру. Это желание вызвано обеспокоенностью прихода к власти в Дамаске радикальных исламистов или «Братьев-мусульман». Такой вариант рассматривается в Каире как крайне нежелательный. Особенно в привязке как относительно умеренных «Братьев-мусульман», так и радикалов из ИГ и «Джабхат ан-нусры» к интересам враждебных Египту Турции и Катара. Особую обеспокоенность в Каире вызвало недавнее заявление катарского министра иностранных дел Халеда аль-Атыйи о необходимости со стороны США пересмотреть подходы к «Джабхат ан-нусре», которая «готова воевать против террористов из ИГ». По мнению Хабиба Хаддада, бывшего министра информации САР, проживающего сейчас в Каире и близкого к египетскому правительству, «проведение конгресса в Каире обеспечивает создание представительного органа сирийской оппозиции, так как Каир не имеет скрытой повестки в отличие от Турции, поддерживающей «Джабхат ан-нусру». Египтяне могут быть в сирийском вопросе более независимыми арбитрами, чем Саудовская Аравия, главной целью которой является не установить демократию в Сирии, а побольше навредить Ирану».

Конечно, не нужно обольщаться о степени влияния оппозиционных сирийских группировок на ситуацию в Сирии. Однако развитие событий внутри сирийской оппозиции позволяет зафиксировать два момента. Во-первых, начавшуюся конкуренцию саудовского и египетского проектов на сирийской площадке (несмотря на союзнические отношения Каира и Эр-Рияда) и возможность начала реального диалога сирийского правящего режима с сегментом реальной оппозиции, которая вызвана в немалой степени ослаблением этого самого режима.

52.22MB | MySQL:103 | 0,427sec