Китайско-израильские отношения и «палестинский фактор»

Отношения между КНР и Израилем официально установлены в 1992 г., однако неофициально две страны сотрудничают в военно-технической области еще с 70-х гг. прошлого века. В начале сотрудничества представители израильского ОПК и военные советники помогали НОАК закупать системы связи европейского производства и комплектующие к ним, а затем оказали серьезное влияние на техническое перевооружение ВВС НОАК.

Так, уже в 1983 г. около 200 израильских инженеров и конструкторов (всего за прошедший период около 1000 специалистов) были направлены в КНР компанией IAI для модернизации широкой номенклатуры ВВТ советского производства. В ходе работы специалистов израильской компании IMI была разработана автоматизированная система управления огнем танка «Тип-79» и «Тип-85», а также был сконструирован и запущен в серию тепловизионный прицел и новое гладкоствольное орудие калибра 105-мм.

В разные годы Израилем в Китай поставлялись ракеты «Питон-3» (в период с 1987 по 1991 гг. поставлено около 1100 шт.), на базе которых была разработана китайская ракета типа «воздух-воздух» «Гром-8» (PL-8). Также Израилем была продана техническая документация и сборочная линия истребителя «Лави», который в Китае получил обозначение «Цзянь-10» и собирается на авиапредприятии в г.Чэнду. Израильские конструкторы помогали китайским коллегам усовершенствовать бортовую РЛС EL/M-2021, которая входила в комплекс бортового вооружения американского истребителя F-16. Кроме того, известно о содействии израильских конструкторов китайскому ОПК в разработке баллистических ракет серии «Дунфэн» (которые потом поставлялись в Саудовскую Аравию, Сирию и Иран), зенитно-ракетных комплексов ПВО «Хунци-61» и «Хунци-9» (экспортный вариант FT-2000) и крылатых ракет воздушного и морского базирования серии «Инцзи».

Однако официально известно только о продаже Израилем РЛС EL/M-2075 Phalcon, которые установлены на китайских самолетах ДРЛОиУ «Ил-76». Данная РЛС и бортовые электронные системы гораздо эффективнее российских. Следует отметить, что США данной поставке уделили особое внимание, так как  в 90-е гг. XX в. подобной РЛС оснащались американские самолеты ДРЛОиУ «Е-3 Сентри».

Безусловно, китайский ОПК нуждается в современных израильских разработках и на этом строится долговременное и скрытое от посторонних глаз военно-техническое сотрудничество, которое очень не нравится США. Поставки израильских технологий и образцов вооружений нередко приводили к скандалам в американо-израильских отношениях и отставкам израильских высокопоставленных чиновников.

Американские специалисты считают, что Израиль продал КНР чертежи и технологии ЗРК «Пэтриот-3», вертолетов АН-64Д, SH-60 Blackhawk, ракет Popeye и истребителей F-16. Спецслужбы США внимательно отслеживают появление новых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Китае. Так, в 2002 г. на авиабазах в провинции Фуцзянь были замечены новейшие БПЛА израильского производства «Харп», которые, по мнению американских военных, использовались НОАК для сбора данных о ВС Тайваня и проведения специальных операций. Под прикрытием взломов израильских информационных сетей китайским специалистам были переданы технические данные о нескольких БПЛА израильского производства («Эйтан», «Херон», «Супер Херон»), а также о системе ПРО «Железный купол» и противоракетах «Стрела-3».

Зарубежные специалисты оценивают стоимость скрытых израильско-китайских военно-технических контрактов в пределах от 3 до 8 млрд долл. США.

Кроме технологий военного и двойного назначения китайские военные специалисты заинтересованы в заимствовании опыта боевого применения у ВВС, ВМС и сил специальных операций Израиля. Как отмечает заместитель ректора по политической части Университета Национальной Обороны КНР, «необходимо учиться высокому мастерству применения ВС страны в ходе превентивных ударов по силам противника».

В ответ на тесное сотрудничество КНР и Израиля военно-политическое руководство США оказывает серьезное давление на официальный Иерусалим, но из опасений потерять политического союзника на Ближнем Востоке и опытных технических специалистов израильского ОПК официальный Вашингтон выделяет сотни миллионов долларов на дополнительные закупки и разработки ВВТ в Израиле. В целом американское руководство оказалось не в силах предложить радикального средства по борьбе с «утечками» важных военных разработок из Израиля в Китай.

В китайско-израильском гражданском экономическом взаимодействии можно условно выделить три направления:

первое, покупка долей в израильских компаниях и корпорациях;

второе, инвестирование в израильский малый и средний бизнес;

третье, совместные инфраструктурные проекты.

Примерами могут служить приобретение китайской China National Chemical Corporation 60% акций израильской агрохимической компании «Адама» за 2,4 млрд долл. США, а также приобретение китайской China Bright Food контрольного пакета акций израильской Tnuva Food Industries Ltd. за 2 млрд долл. США.

Китайские компании Lenovo, Alibaba, Baidu, Foson открывают свои научно-исследовательские центры в Израиле, а также инвестируют небольшие по мировым меркам суммы (от 3 до 20 млн долл США) в разработки израильских специалистов в области компьютерной техники и IT-технологий, чтобы потом реализовывать готовый продукт на территории КНР. Кроме того, израильские компании разрабатывают для нужд китайских контрагентов проекты по опреснению и очищению воды (есть реализованные проекты в провинциях Шаньдун, Гуандун и др.), медицинское оборудование, телекоммуникационное оборудование.

Следует выделить некоторые совместные инфраструктурные проекты, а именно строительство железной дороги между городами Эйлат и Ашдод протяженностью 300 км при стоимости 2 млрд.долл.США; также вероятно, что China Railways Tunnel Group инвестируют 750 млн долл. США в строительство сети метро в г.Тель-Авив.

Столь тесное сотрудничество бизнес-сообществ двух стран объясняется следующими причинами:

должным уровнем «креатива» израильских специалистов, соответствие продукции требованиям китайских заказчиков;

оперативной актуализацией государствами нормативной правовой базы двустороннего научно-технологического сотрудничества (соглашения подписаны в 1993 и 2010 гг.).

Следует отметить активную помощь консульской службы МИД Израиля национальным компаниям через представительства в городах Шанхай, Гуанчжоу и Чэнду.

В настоящее время Китай является вторым внешнеторговым партнером Израиля после США, а объем двусторонней торговли за период с 1992 г. по 2013 г. вырос в 220 раз с 51 млн до 11 млрд долл. США.

Следует отметить гуманитарную составляющую китайско-израильских отношений, а именно деятельность в сфере науки и образования «Совместного центра научного обмена» на базе Университета Тель-Авива и китайского университета Цинхуа (стоимость проекта 300 млн долл. США), а также отделения Израильского института технологий «Технион» и китайского фонда Ли Кайсина, которое открыто в г.Шаньтоу – Technion Guandong Institute of Technology (стоимость 130 млн долл. США).

В Университете города Тель-Авив и Еврейском университете в Иерусалиме (есть соглашение с Шанхайским институтом транспорта) открыты «Институты Конфуция», в которых китайские преподаватели обучают израильских студентов китайскому языку и культуре (равное количество израильских и китайских студентов, которые ездят на образовательные стажировки).

Китайско-израильские отношения не следует рассматривать в отдельности от китайско-палестинских контактов, которые официально начались в 1988 г., т.е. на четыре года раньше, чем Пекин и Иерусалим установили дипломатические отношения. Это событие является продолжением той поддержки, которую со времен Мао Цзэдуна официальный Пекин активно (в финансовой и военно-технической сферах) оказывал ФАТХу, ХАМАСу и Организации освобождения Палестины. Совместную борьбу этих организаций за независимость и мирное существование Палестины всегда приветствовал МИД КНР. В своем выступлении министр иностранных дел Китая Ван И отметил, что «совместная работа ФАТХа и ХАМАСа доказывает прогресс в политическом урегулировании внутри Палестины и поможет в будущем мирному процессу и установлению независимости». Здесь следует понимать, что деятельность ФАТХа и ХАМАСа является олицетворением борьбы китайских коммунистов с милитаристской империалистической Японией и Гоминьданом (в данном случае США и Израиль).

Подобные формулировки первых лиц КНР означают, что Китай не поддерживает ни одну из сторон конфликта, настаивает на продолжении палестино-израильского диалога (критикует любые военные операции Израиля с трибуны ООН). Для Израиля участие КНР в этом процессе важно с экономической точки зрения, поскольку китайские инфраструктурные проекты, которые предлагаются Палестинской национальной администрации, могут снизить уровень безработицы (особенно среди молодежи), повысить уровень благосостояния палестинцев и создать предпосылки для экономической самостоятельности Палестины, что, безусловно, позитивно скажется на экономической и военной безопасности самого еврейского государства.

Реализация китайских стратегических планов «Нового шелкового пути» и «Морского шелкового пути» также будет способствовать экономическому объединению КНР со странами Ближнего Востока: китайские стратеги предпочитают поддерживать существующие режимы, а не свергать их, как это делают США, а для Израиля просматривается ясная перспектива взаимодействия с соседями по региону и в этом Иерусалиму на официальном уровне окажет содействие специальный представитель КНР на Ближнем Востоке Гун Сяошэн, который с 2003 г. находится на дипломатической работе в регионе. Гунн Сяошэн сменил на этом посту другого китайского гроссмейстера ближневосточной внешней политики У Сыкэ, который регулярно проводил консультации с представителями Палестины, Израиля, Египта, Ливана и Иордании и всегда достигал положительного результата. Следует отметить два момента. Во-первых, китайская методика ведения переговоров «тет-а-тет», в отличие от американской приверженности многосторонним консультациям, более эффективна применительно к Ближнему Востоку, а, во-вторых, США не имеет сопоставимых с китайскими предложений по развитию Ближнего Востока; к тому же Б.Обама в 2015 г. признал, что США «не просчитали свои действия в борьбе с «Исламским государством» (ИГ)».

Отметим, что в 2013 г. Си Цзиньпин на встрече с палестинским лидером М.Аббасом выдвинул четыре ключевых положения для успешного палестино-израильского мирного диалога:

во-первых, проведение сторонами мирных переговоров;

во-вторых, пресечение сторонами действий исламистов и террористов;

в-третьих, совместное решение Израилем и Палестиной спорных ситуаций (например «Разделительная стена»);

в-четвертых, обязательное содействие международного сообщества мирному диалогу сторон.

Исходя из вышесказанного следует, что официальный Пекин будет разыгрывать «палестинскую карту» в отношениях с Израилем и США для обеспечения благоприятного отношения арабского мира к китайским инвестициям, а не к военному присутствию США в Персидском заливе. Фактически китайские стратеги начинают с «малого», т.е. с незначительной финансовой и политической поддержки Палестины, что принесет стратегическую выгоду в будущем, как это уже имело место в Африке и Латинской Америке. Си Цзиньпин рассчитывает, что благосклонность аравийских монархий позволит минимизировать ущерб, понесенный китайскими нефтегазовыми корпорациями, которые инвестировали миллиарды долларов в разработку месторождений углеводородов в Сирии и Ираке.

52.35MB | MySQL:106 | 0,657sec