К июньскому заседанию ОПЕК

Примерно полгода потребовалось возглавляющей Организацию стран-экспортеров нефти Саудовской Аравии для убеждения партнеров в правильности политики, нацеленной на сохранение картелем существующих квот на добычу нефти. И за этот довольно короткий промежуток времени королевству, продемонстрировавшему всему миру способность ведения как переговоров, так и военных операций, удалось предотвратить уже было наметившееся разногласие в ОПЕК. Для достижения заветной цены на нефть действительно все средства хороши.

Двенадцать стран-участниц картеля оказались в ситуации, когда низкие цены на товар гарантируют поставщику его долю на рынке. И все бы ничего, если не брать во внимание тот факт, что экономики большинства государств, в частности арабских монархий Персидского залива, привыкли существовать в реалиях цен на нефть, сложившихся за последнюю пятилетку и в полтора раза превышающих текущие цены. И средняя за 2015 год стоимость корзины ОПЕК в чуть более 50 долл. США за баррель не могла не вызвать некоторый резонанс. Так валовой внутренний продукт аравийских монархий создавался по сути руками мигрантов из Индии, Пакистана и Филиппин, численность которых возросла в разы за последние несколько лет. В текущей ситуации страны пытаются по-тихому отправить мигрантов обратно на родину, несмотря на то, что данные действия могут привести в социальным волнениям и гарантированно повлияют на темпы прироста экономики. Ответная реакция на происходящее со стороны властей мало эффективна для экономики в целом – так король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауда выплатил всему местному работающему населению государственную премию в размере двух месячных зарплат и простил ряду жителей их долги (итого на 30 млрд долл. США).

Важным остается вопрос о субсидировании потребления местным населением ископаемого топлива. Ежегодно страны-члены ОПЕК тратят сотни миллиардов долларов на то, чтобы обеспечить компании и домохозяйства необходимой энергией. В частности, Саудовская Аравия известна своими королевскими субсидиями – население обеспечено качественными нефтепродуктами, электроэнергией, чистейшей водой и продовольствием. По данным Международного энергетического агентства субсидии на потребление первичных источников энергии составили в Саудовской Аравии 61 млрд долл. США в 2011 году, а в прошедшем 2014 этот показатель мог достичь и 90 млрд долл. США. Из них 75% приходится на потребление нефтепродуктов, 25% — на потребление электроэнергии. Прямые субсидии в стране направлены на продажу населению электроэнергии и продуктов нефтепереработки по заниженным ценам. Так что бы ни происходило с мировыми ценами на нефть, стоимость отпускной цены 95 бензина составляет 8 рублей за литр, и дизеля – 4 рубля за литр. (Бензоколонки выпускаются с уже написанными на них краской ценах, а над ценой указание – «Не забудь воздать хвалу Аллаху»). Примером косвенного субсидирования является политика, гарантирующая высокий доход (в размере 7-15% годовых) энергетическим компаниям.

Являясь неотъемлемой частью экономики Саудовской Аравии субсидии прослеживаются и в не энергетическом секторе. И если их полная отмена на данный момент не возможна, то можно предположить, что в случае сокращения объема субсидирования в первую очередь подорожает опреснение и очистка воды и производство сельскохозяйственной продукции. В крайнем случае возможно постепенное увеличение тарифов на основные источники энергии, однако данный рост не должен негативно сказаться на проценте населения, проживающем за чертой бедности.

Помимо субсидий за последние несколько лет выросли и военные расходы Саудовской Аравии, сегодня они составляют примерно столько же, сколько и субсидии ископаемого топлива, т.е. порядка 10% ВВП. На рост бюджетных расходов также несомненно повлияли военная операция в Йемене, непростая ситуация вокруг «Исламского государства». Следовательно, можно предположить, что нефтяная держава будет вынуждена запустить руку в собственные золотовалютные резервы (гособлигации США, иностранные ценные бумаги, депозитные счета в иностранных банках, драгметаллы), которые оценены в менее 1 трлн долл. США.

Ни для кого не секрет, что Саудовская Аравия претендует на место лидирующей страны на Ближнем Востоке, а снизившиеся по сравнению с предыдущим годом цены на нефть явно не способствуют процветанию одно продуктовой экономики королевства. В данном положении саудовское руководство решило ничего нового не изобретать и, заполучив заморскую поддержку, на месяцы отвлекло внимание жителей военными действиями в соседнем Йемене от социально-экономических проблем у себя дома.

26.98MB | MySQL:63 | 0,527sec